Главная · Достопримечательности · Инки: Великая Империя «Четырех Концов Света. Древние инки Инки в средние века

Инки: Великая Империя «Четырех Концов Света. Древние инки Инки в средние века

Инки — малочисленное южноамериканское племя, сумевшее подняться на самую вершину власти и создать могущественную империю, которая покорила множество народов и изменила облик Анд.

Они сумели, превратится из малочисленного безвестного племени из долины Куско, в правителей Анд. И создать великую империю Инков, построенную на точнейшем учете продовольствия и поразившую пришельцев из Европы грандиозными сооружениями.

Империя Инков стала крупнейшим по площади и численности населения государством в Южной Америке в XI-XVI вв. Территория их империи протянулась от нынешнего Пасто в Колумбии до реки Мауле в Чили и включила в себя территории нынешних Перу, Боливии, Эквадора и частично Чили, Аргентины и Колумбии.

Инки называли свою империю – Тауантинсуйу (четыре соединенные стороны света). Такое название произошло из-за того, что из долины Куско выходили в разных направлениях четыре дороги, и каждая, независимо от своей длины, носила название той части империи, куда она вела.

Правителем этих обширных территорий являлся Инка, так своего правителя называли индейцы. Дословно «Инка» означает «правитель», «повелитель», «король». А само слово “Инка” являлось неотъемлемой частью имени вождя империи. Со временем «инками» стали называть не только правителя империи, но и других представителей господствующего класса. А с появлением завоевателей, понятие «инка» или «инки» распространилось на все племя индейцев, населявших империю Тауантинсуйу.

Образование Великой империи Инков.

Долгое время считалось: великую империю инков создал один-единственный гений. Блистательный Пачакутек-Инка-Юпанки, первый правитель инков, этакий местный Александр Македонский, как предполагалось, в начале XV века превратил горстку глинобитных хижин в могущественную империю на протяжении жизни одного лишь поколения.

Но археолог из Чикагского Университета Брайан Бауэр уверен, что корни династии инков уходят глубже XV века. Прибыв в 1980-м году в Перу, вместе со своим коллегой Р. Аланом Кови, ныне археологом университета в Далласе, и командой помощников-перуанцев он в течение четырех полевых сезонов вдоль и поперек прочесывал крутые горные склоны – и в итоге обнаружил тысячи неизвестных памятников инкской культуры. Стало очевидно: государство инков возникло между 1200 и 1300 годами. А могуществом их одарило… изменение климата. Более сильные соседние племена, к началу XII века постепенно утратили свою власть. Отчасти это произошло из-за засухи, которая, свирепствуя в Андах более ста лет и привела к голоду и смуте.

Во всех уголках Перуанского нагорья происходили стычки за скудные запасы воды и еды. Толпы беженцев устремились в горы, т.к. лишь на холодных, открытых всем ветрам вершинах Анд можно было укрыться от набегов.

А вот у инков в плодородной долине Куско недостатка в источниках воды не было – и земледельцы из племени инков с места не двинулись. Пока менее удачливые соседи истребляли друг друга, процветающие селения инков объединились в маленькое государство, способное защитить себя от вражеских набегов. И между 1150 и 1300 годами, когда климат в Андах значительно потеплел, инки из Куско сумели этим потеплением воспользоваться.

По мере роста температуры они постепенно поднимались по горным склонам на 250–300 метров, сооружая многоярусные земледельческие террасы для предохранения почв от эрозии, орошая поля с помощью каналов, свидетельствующих о высоком уровне инженерной мысли и собирая рекордные урожаи кукурузы. Переизбыток урожаев позволил инкам «освободить большое количество людей для других видов деятельности – например, строительства дорог или поддержания крупной армии». И вот настал день, когда Инка смог призвать больше воинов и обеспечить оружием и продовольствием более многочисленную армию, чем любой другой из вождей-соседей.

Создав регулярную армию, инкские владыки начали заглядываться на чужие земли и богатства. Они стали заключать династические союзы с вождями соседних племен и расточать дары новым союзникам. При покорении соседних племен инки с одной стороны использовали свою сильную и многочисленную армию, а с другой стороны привлекали к себе элиту покоряемых регионов. Прежде, чем предпринимать военные действия, инки трижды предлагали правителям покоряемого региона добровольно присоединиться к их империи. Если же соседи не велись на дипломатию – их усмиряли силой. И постепенно сформировалось мощное государство со столицей – священным городом Куско основанным на высоте 3416 метров над уровнем моря, в глубокой долине между двумя горными хребтами.

Окрыленные успехом своих завоеваний, инкские правители обратили свои взоры дальше – на богатые земли на юго-востоке, где на высоте 3840 м находилось обширное плато с озером Титикака. В XV веке один из величайших правителей инков, Пачакутек-Инка-Юпанки, замыслил военный поход на юг.

Надменные владыки приозерных государств имели без малого 400 тысяч подданных. Их изобильный край манил к себе. Горные склоны прорезали золотые и серебряные жилы, а на сочных зеленых лугах паслись стада альпака и лам. Военные успехи в Андах во многом зависели именно от них: лама, единственное животное на всем континенте, могла перенести на спине груз весом 30 килограммов. Кроме того, ламы, а также альпака, – это мясо, кожа и шерсть. Военные пайки, обмундирование, передвижение армии – все зависело от наличия лам. И если бы правителю инков не удалось покорить владык, которым принадлежали эти стада, пришлось бы с трепетом ожидать дня, когда самим придется сдаться на милость победителю.

Пачакутек подчинял одного южного правителя за другим, все больше расширяя границы своей империи, которая на пике своего существования стала одним из крупнейших государств на Земле. Число подданных империи инков достигало, по разным источникам, от 5-6 до 12 миллионов человек.

Однако военные победы стали лишь первым шагом на пути к величию. Если империя Александра Македонского развалилась сразу после его смерти, то наследие правителя инков Пачакутек-Инка-Юпанки оказалось куда более живучим. Потому что здесь после воинов за дело взялись чиновники и строители.

Мудрое правление Инков.

Когда в какой-либо из провинций вспыхивало восстание, инкские правители устраивали переселение народов: разбавляли местное население верными подданными, а непокорных забирали поближе к столице. Жителей отдаленных, окруженных высокими стенами деревень переселяли в новые города, которые располагались вдоль построенных инками дорог, – дороги обеспечивали быстрое продвижение войск. Наместники инков приказывали строить придорожные склады для этих войск, а подданные должны были заполнять склады провиантом и другими необходимыми запасами. Предусмотрено было все, и шансы на восстание стали ничтожны. Инки были гениями организации.

Андская цивилизация достигла расцвета. Инженеры превратили разрозненные группы дорог в единую систему, связавшую все уголки империи. Крестьяне создавали ирригационные каналы, разбивали высокогорные земледельческие террасы, где выращивали около семи десятков различных культур, и запасали в хранилищах столько продовольствия, что на нем можно было продержаться от трех до семи лет. Чиновники в совершенстве овладели инвентаризацией. Они знали о содержимом всех хранилищ на территории бескрайней империи, ведя учет с помощью андской формы компьютерного кода – связок из разноцветных нитей с комбинацией узелков под названием кипу. Каменотесы возводили шедевры архитектуры.

Уайна-Капак мертвый правитель Инков.

Около 1493 года на престол взошел новый правитель инков – Уайна-Капак. В то время казалось, что династии инков подвластно все на свете. При строительстве новой столицы в Эквадоре рабочие, не знавшие колеса, перетащили каменные глыбы из долины Куско на расстояние 1,6 тысячи километров по горной дороге. Для этих работ Уайна-Капак согнал более 4,5 тысячи бунтующих подданных.

А маленькая армия из мужчин и женщин изменяла природу – удивительным по тем временам способом. При создании царской резиденции Уайны-Капака (территория размером с семь футбольных полей) рабочие передвинули русло реки Урубамбы в южную часть долины, сровняли с землей холмы и осушили болота, чтобы посадить кукурузу, хлопок, арахис и перец чили. В центре «новой земли» из камней и кирпичей возвели загородный дворец Уайны-Капака – Киспигуанка.

В просторных чертогах, окруженных парками, возделываемыми полями и садами, Уайна-Капак принимал гостей, играл в азартные игры с приближенными. Иногда отправлялся на охоту. Для этого не нужно было выезжать за пределы поместья: в распоряжении правителя были уединенный охотничий домик и лес, где в изобилии водились олени и другие дикие звери.

Около 1527 года Уайна-Капак умер в Эквадоре от какой-то загадочной болезни – но власти при этом не лишился. Приближенные мумифицировали его тело, перевезли обратно в Куско, и члены царской семьи часто посещали усопшего монарха, прося у него совета по важным вопросам и внимая ответам, которые изрекал восседающий рядом оракул. И после своей смерти Уайна-Капак оставался владельцем Киспигуанки и поместья: весь урожай со здешних полей должен был идти на то, чтобы веки вечные содержать в роскоши его мумию, слуг, жен и потомков.

Поскольку традиции наследования были столь странны, что все чертоги оставались в собственности у правителей и после их смерти, неудивительно, что каждый Инка, взойдя на престол, строил для себя и своих потомков новый городской дворец и новую загородную резиденцию. На сегодняшний день археологи и историки обнаружили руины дюжины царских резиденций, построенных по меньшей мере шестью правителями.

Покорение инков испанцам.

В 1532 году на побережье современного Перу высадились иноземные завоеватели во главе с Франсиско Писарро. Который прибыл с 200 пешими воинами, закованными в стальные доспехи и вооруженными смертоносным огнестрельным оружием и всего лишь 27 конями. Однако в дороге его армия пополняется недовольными господством инков. Инки жестоко борются с завоевателями, но империя ослаблена внутренними неурядицами и междоусобной войной, кроме того, большое количество воинов инков погибает от оспы и кори, завезённых испанцами.

Испанцы дошли до Кахамарки, северного города инков, где взяли в плен правителя Атауальпу. Восемь месяцев спустя они казнили своего царственного пленника, и их предводитель, Франсиско Писарро, посадил на престол марионетку – юного принца Манко-Инка-Юпанки.

Столица инков, город Куско, была покорена испанцами в 1536 году. В последующие несколько месяцев испанские завоеватели присваивали себе дворцы Куско и обширные загородные поместья и брали в жены и любовницы девушек из царской семьи. Разгневанный Манко-Инка-Юпанки поднял восстание и в 1536 году попытался прогнать чужестранцев со своих земель. Когда его армия потерпела поражение, он с небольшим количеством приверженцев скрывается в горный регион Вилькабамба, где господство инков продолжается ещё около 30 лет.

В 1572 году последний правитель инков - Тупак Амару был обезглавлен. Это обозначило конец империи Тауантинсуйу. Государство было разграблено, культура инков разрушена. Обширная сеть инкских дорог, хранилищ, храмов и дворцов мало-помалу пришла в упадок.

«Государство Инков»


1. Образование государства Инков


Инки господствовали на территории, называемой ныне Перу, в течение длительного времени. В период, когда территория империи достигла наибольших размеров, она включала в себя часть Южной Америки и простиралась почти на миллион квадратных километров. Помимо нынешнего Перу, в империю входили большая часть нынешних Колумбии и Эквадора почти вся Боливия, северные районы республики Чили и северо-западная часть Аргентины.

Термин инки, а вернее инка, имеет разнообразие значения. Во-первых, это название всего господствующего слоя в государстве Перу. Во-вторых, это т итул правителя. В-третьих, название народа в целом. Первоначально наименование инка носило одно из племен, обитавших в долине Куско до образования государства. Многие факты говорят о том, что это племя принадлежало к языковой группе кечуа, так как инки периода расцвета государства говорили на этом языке. О близком родстве инков с племенами кечуа говорит то, что представители этих племен получили привилегированное положение по сравнению с другими племенами и назывались «инками по привилегии». «Инки по привилегии» не платили дани, и их не обращали в рабство.

Известны 12 правителей, стоявших во главе государства. Первой королевской четой, являвшейся в то же время братом и сестрой, были первый Инка, Манго Капак и жена его Мама Окльо. Исторические предания повествуют о войнах инка с соседним, племенами. Первое десятилетие XIII века – начало усиления племени инков и, возможно, – время образования союза племен во главе с инка. Достоверная история инков начинается с деятельности девятого правителя – Пачакути (1438–1463). С этого времени начинается возвышение инков. Государство быстро крепнет. В последующие годы инки завоевывают и подчиняют племена всей области Анд от Южной Колумбии до Среднего Чили. Население государства составляет 6 млн. человек.


2. Хозяйство инков


Инки достигли больших успехов во многих отраслях хозяйствования и прежде всего в металлургии. Наибольшее практическое значение имела добыча меди и олова. Разрабатывались серебряные месторождения. В языке кечуа имеется слово для наименования железа, но скорее всего, это не был сплав, а значение слову дало метеоритное железо, или гематит. Свидетельств о добыче железа и плавки железной руды не имеется.

Из добытых металлов создавались орудия труда, а также украшения. Из бронзы отливались топоры, серпы, ножи, ломы, наконечники для военных палиц и многие другие предметы, необходимые в хозяйстве. Украшения и культовые предметы изготовлялись из золота и серебра.

Высокое развитие получило ткачество. Индейцам Перу были уже известны ткацкие станки, причем это были станки трех видов. Сотканные на них ткани индейцы иногда окрашивали, используя для этой цели семена дерева авокадо (синий цвет) или же различные металлы, в частности медь и олово. Ткани, изготовленные в далекие века цивилизации инков, сохранились и сегодня и отличаются богатством и тонкостью отделки. Сырьем служили хлопок и шерсть. Изготовлялись также ворсистые ткани для одежды и ковры. Для Инки, а также членов королевского клана делали особые ткани – из цветных птичьих перьев.

Значительное развитие в государстве инков получило земледелие, хотя местность, на которой расположились племена инков, не особенно располагала к развитию сельского хозяйства. Это связано с тем, что по крутым склонам Анд в дождливый сезон стекают потоки воды, смывая почвенный слой, а в сухое время на них не остается влаги. В таких условиях инки должны были оросить землю, чтобы сохранить влагу на полях. Для этого создавались особые сооружения, которые регулярно обновлялись. Поля располагались ступенчатыми террасами, нижний край которых укреплялся каменной кладкой, задерживавшей почву. У края террасы устраивалась дамба, чтобы отводить воду от горных рек к полям. Каналы выкладывались каменными плитами. Государством выделялись специальные должностные лица, в обязанность которых входил надзор за исправностью сооружений.

На плодородной, вернее ставшей плодородной, земле во всех областях империи выращивали самые различные растения, королевой среди которых была кукуруза, на языке кечуа – сара. Индейцам было известно до 20 различных сортов кукурузы. Судя по всему, кукуруза в древнем Перу была завезена из области Месоамерики. Ценнейшим даром перуанского земледелия является уроженец Анд картофель. Инкам было известно до 250 его сортов. Они выращивали его самых различных цветов: почти белый, желтый, розовый, коричневый и даже черный. Крестьяне выращивали также сладкий картофель – батат. Из бобовых выращивали прежде всего фасоль. Доколумбовым индейцам были известны и ананасы, какаовое дерево, различные сорта тыкв, орехов, огурцы, арахис. Употребляли они четыре сорта пряностей, в том числе – красный перец. Особое место занимало разведение кустарника коки.

Главными орудиями труда в земледелии были заступ и мотыга. Земли обрабатывались вручную, тягловыми животными инки не пользовались.

Империя инков была страной, создавшей множество чудес. Одним из самых замечательных являются древнеперуанские «магистрали Солнца» – целая сесть шоссейных дорог. Самая длинная из дорог превышала 5 тыс. километров. Через всю страну проходили две главные дороги. Вдоль дорог были проведены каналы, на берегах которых росли плодовые деревья. Там, где дорога шла по песчаной пустыне, она была вымощена. Там, где дорога пересекалась с реками и ущельями, – сооружались мосты. Мосты сооружались следующим образом: опорой для них служили каменные столбы, вокруг которых закреплялось пять толстых канатов, сплетенных из гибких ветвей или лиан; три нижних каната, которые образовывали сам мост, переплетались ветвями и выстилались деревянными перекладинами. Те канаты, которые служили перилами, переплетались с нижними и ограждали мост с боков. Эти подвесные мосты представляют собой одно из крупнейших достижений техники инков.

Как известно, народы древней Америки не изобрели колеса. Грузы перевозились вьюками на ламах, а также для перевозки использовались паромы. Паромы представляли собой усовершенствованные плоты из балок или брусьев очень легкого дерева. Плоты шли на веслах и могли поднять до 50 человек и большой груз.

Большинство орудий производства, ткани, гончарные изделия изготовлялись в общине, но наблюдалось также отделение ремесла от земледелия и скотоводства. Инки выбирали лучших мастеров и переселяли их в Куско, где они жили в особом квартале и работали на верховного Инку, получая от двора пропитание. Эти мастера, оторванные от общины, фактически оказывались порабощенными. Подобным образом отбирали девочек, которые должны были 4 года учиться прядению, ткачеству и другим рукоделиям. Труд мастеров и прядильщиц являлся зачаточной формой ремесла.

Золото не являлось средством платежа. У инков денег не было. Перуанские индейцы просто обменивали свои товары. Не существовало системы мер, за исключением самой примитивной – горсти. Имелись весы с коромыслом, к концам которого подвешивались мешочки с взвешиваемым грузом. Обмен и торговля были мало развиты. Внутри селений базаров не существовало. Обмен был случайным. После сбора урожая в определенных местах встречались жители нагорья и прибрежных районов. С нагорья привозили шерсть, мясо, меха, кожи, серебро, золото. С побережья везли зерно, овощи и плоды, хлопок. Роль всеобщего эквивалента играли соль, перец, меха, шерсть, руда и металлические изделия.

3. Общественный строй Инков


Племя инков состояло из 10 подразделений – хатун-айлъю, которые в свою очередь делились каждый на 10 айлью. Первоначально айлью являлось патриархальным родом, родовой общиной: имело свое селение и владело прилегающими полями. Имена в родовой общине передавались по отцовской линии. Айлью были экзогамны. Внутри рода нельзя было вступать в брак. Члены ее верили, что находятся под защитой родовых святынь – уака. Айлью обозначались также как пачака, т.е. сотня. Хатун-айлью (большой род) представлял собой фратрию и отождествлялся с тысячью. Айлью превращается в сельскую общину в государстве инков. Это отражается в рассмотрении норм землепользования.

Вся земля в государстве принадлежала верховному инке, но фактически она находилась в распоряжении айлью. Территория, принадлежавшая общине, называлась марка; земля, принадлежавшая общине, называлась марка пача, т.е. земля общины.

Возделываемая земля (чакра) делилась на три части: «земля Солнца» – жрецов, поля инки и поля общины. Каждая семья имела свою долю земли, хотя вся она обрабатывалась сообща всей деревней, и члены общины работали совместно под руководством старшин. Обработав один участок поля, переходили на поля инки, затем на поля жителей села и затем уже на поля, урожай с которых шел в общий фонд деревни.

Каждая деревня имела земли, отдыхавшие под паром а также «дикие земли» – пастбища. Полевые участки периодически переделялись между односельчанами. Полевой надел, носивший название тупу, давался мужчине. На каждого ребенка мужского пола отец получал еще один тупу, на дочь – половину. Это было временное владение и подлежало переделу.

Кроме тупу на территории каждой общины были земли, которые назывались «огородом, собственной землей» (муйя). Этот участок состоял из двора, дома, амбара, сарая, огорода. Этот участок передавался в наследство от отца к сыну. С этих участков общинники могли получать излишки овощей или плодов. На них могли сушить мясо, прясть и ткать, изготовлять гончарные сосуды – все, что они имели как частную собственность.

В общинах, которые сложились у покоренных инками племен, также выделялась родовая знать – курака. Представители курака обязаны были следить за работой общинников и контролировать уплату подати. Общинники покоренных племен обрабатывали земли инков. Кроме того, они обрабатывали участки курака. В хозяйстве курака наложницы пряли и ткали шерсть или хлопок. В общинном стаде курака имели до нескольких сот голов скота. Но все же курака находились в подчиненном положении, и над ними стояли инки как высшая каста.

Сами инки не работали. Они составляли военно-служилую знать, наделялись земельными участками и работниками из покоренных племен. Земли, получаемые от верховного инки, считались частной собственностью служилой знати. Знатных инков называли орехонами (от испанского слова «ореха» – ухо) за огромные золотые серьги, которые растягивали мочки ушей.

Жрецы занимали привилегированное положение в обществе. В пользу жрецов взималась часть урожая. Они не подчинялись местным правителям, а составляли обособленную корпорацию. Этими корпорациями управляло высшее жречество, находящееся в Куско.

У инков имелось некоторое количество работников – янакунов, – которых испанские хронисты называли рабами. Эта категория находилась в полной собственности инков и выполняла все черные работы. Положение этих янакунов было наследственным.

Общинники выполняли большую часть производительного труда. Но появление большой группы наследственно порабощенных работников свидетельствует о том, что общество в Перу было раннерабовладельческим с сохранением значительных пережитков родоплеменного строя.

Государство инков имело своеобразную структуру. Оно называлось Тауантинсуйу – «четыре соединенные вместе области». Каждой областью управлял губернатор, который, как правило, был прямым родственником правящего инки. Их называли «апо». Вместе с несколькими другими сановниками они составляли государственный совет страны, который мог высказывать инке свои предложения и идеи. В районах власть находилась в руках местных должностных лиц.

Во главе государства стоял правитель – «Сапа инка» – единолично правящий инка. Сапа инка командовал войском и возглавлял гражданское управление. Он же и высшие должностные лица наблюдали за наместниками. Для контроля над областями и районами существовала постоянная почтовая связь. Сообщения передавались эстафетой гонцами-бегунами. На дорогах, неподалеку друг от друга, были расположены почтовые станции, где всегда дежурили гонцы.

Инки ввели обязательный для всех язык – кечуа. Они дробили племена и расселяли по частям в разные области. Эта политика проводилась для того, чтобы закрепить подчинение покоренных племен и предупредить недовольства и восстания. Были созданы законы, оберегавшие господство инков.


4. Религия и культура Инков


В соответствии с религиозными воззрениями инков Солнце занимало главенствующее положение среди богов и управляло всем неземным миром.

Официальной религиозной системой инков являлась «гелиоцентрическая» система. В ее основе находится подчинение Солнцу – Инти. Инти обычно изображали в виде золотого диска, от которого во все стороны отходили лучи. На самом же диске изображен лик мужчины. Диск делали из чистого золота-то есть металла, принадлежавшего Солнцу.

Супругой Инти и вместе с тем матерью инков – в соответствии с верованиями индейцев – была богиня Луны Килья.

Третьим «жителем небосвода», также почитаемым в империи инков, был бог Ильяпа – одновременно гром и молния.

Храмы владели громадными богатствами, большим числом служителей и мастеров, архитекторов, ювелиров и скульпторов. Основное содержание культа инков состояло в жертвенном ритуале. Жертвоприношения осуществлялись главным образом животными и только в чрезвычайных случаях – людьми. Чрезвычайным случаем могли быть празднества в момент вступления на престол нового верховного инки, во время землетрясения, засухи, войны. В жертву приносили военнопленных или детей, которые были взяты в виде дани с покоренных племен.

Наряду с официальной религией поклонения Солнцу существовали и более древние религиозные воззрения. Их сущность сводилась к обожествлению не великих, могущественных богов, а священных мест и предметов, так называемых уак.

В религии инков большое место занимали тотемистические воззрения. Общины носили названия животных: Пумамарка (общины пумы), Кондормарка (община кондора), Уаманмарка (община ястреба) и т.д. Близко к тотемизму стояло поклонение растениям, в первую очередь картофелю, так как это растение имело первостепенную роль в жизни перуанцев. Сохранились изображения этого растения в скульптуре – сосуды в виде клубней. Существовал также культ сил природы. Особенно развит был культ матери-земли, называвшейся Пача-мама.

Большое значение имел культ предков. Предки почитались как духи-покровители и охранители земли данной общины и вообще местности. Существовал обычай мумифицирования умерших. Мумии в нарядных одеждах с украшениями и бытовой утварью сохранялись в гробницах. Особенного развития достиг культ мумий правителей. Им приписывалось сверхъестественное могущество. Мумии правителей брали в походы и выносили на поле битвы.

Для измерения пространства у инков существовали меры, основанные на размерах частей человеческого тела. Самой малой из этих мер считалась длина пальца, затем мера, равная расстоянию от отогнутого большого до указательного. Для измерения земли чаще всего употреблялась мера в 162 см. Для счета употреблялась счетная доска, которая разделялась на полосы, отделения, в которых передвигались счетные единицы, круглые камешки. Время измерялось сроком, необходимым для того, чтобы сварился картофель, что значит приблизительно один час. Время дня определялось по солнцу.

Инки имели представление о солнечном и о лунном годе. Для наблюдения за солнцем, а также для точного определения времени равноденствия и солнцестояния астрономы империи инков во многих местах Перу соорудили специальные «обсерватории». Наиболее крупный пункт наблюдения за солнцем находился в Куско. За положением солнца наблюдали со специально выстроенных четырех башен на востоке и на западе от Куско. Это было необходимо для определения сроков сельскохозяйственного цикла.

Астрономия являлась одним из двух важнейших научных представлений в империи инков. Наука должна была служить интересам государства. Деятельность ученых-астрономов, которые благодаря своим наблюдениям могли установить наиболее подходящие сроки начала или просто выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ, приносила немалую пользу как государству, так и всем его гражданам.

Календарь инков был прежде всего ориентирован на солнце. Год считался состоящим из 365 дней, делился на двенадцать 30-дневных месяцев, после которых в календаре еще следовало пять (а в високосный год – шесть) заключительных дней, которые назывались «дни без работы».

Существовали школы для мальчиков. Туда принимали мальчиков из среды знатных инков, а также знати покоренных племен. Таким образом, задачей учебных учреждений было подготовить очередное поколение элиты империи. В школе обучались в течение четырех лет. Каждый год давал определенные знания: в первый год изучали язык кечуа, во второй – религиозный комплекс и календарь, а третий-четвертый годы уходили на изучение так называемых кипу, знаков, служивших «узелковым письмом».

Кипу состояли из веревки, к которой под прямым углом привязывались рядами шнуры, свисавшие в виде бахромы. Иногда таких шнуров насчитывалось до ста. На них завязывались узлы на разном расстоянии от основной веревки. Форма узлов и их количество обозначали числа. В основе этой записи находилась десятеричная система инков. Положение узелка на шнурке соответствовало величине цифровых показателей. Это могли быть единица, десять, сотня, тысяча или даже десять тысяч. При этом простой узел обозначал цифру «1», двойной – «2», тройной – «3». Цвет шнуров обозначал определенные предметы, например, картофель символизировался бурым цветом, серебро – белым, золото – желтым.

Такая форма письма употреблялась главным образом для передачи сообщений о податях. Но иногда кипу употреблялась для фиксирования календарных и исторических дат и фактов. Таким образом кипу были условной системой передачи сведений, но все же это не было письменностью.

Вопрос о том, была ли у инков письменность, остается неразрешенным до последнего времени. Дело в том, что инки не оставили письменных памятников, но все же на многих сосудах изображены бобы с особыми знаками. Некоторые ученые считают эти знаки идеограммами, т.е. знаки на бобах имеют символическое, условное значение.

Существует также мнение, что у инков письменность существовала в виде картинного письма, пиктографии, но в связи с тем, что доски, на которых были нанесены эти знаки, были обрамлены в золотые рамы, разграбленные и разобранные европейцами, памятники письменности до наших дней не дошли.

Литературное творчество на языке кечуа было очень богатым. Однако поскольку эти произведения не фиксировались на письме и сохранялись в памяти декламаторов, до нас дошли лишь отрывки, сохраненные для потомков первыми испанскими хронистами.

Из поэтического творчества инков сохранились в отрывках гимны (гимн Виракоче), мифические сказания, поэмы исторического содержания. Наиболее известна поэма «Ольянтай», в которой воспеваются подвиги вождя одного из племен, восставшего против верховного инки.

Одним из наиболее развитых направлений науки в империи инков была медицина. Состояние здоровья жителей не было частным делом граждан, наоборот, империя была заинтересована в том, чтобы жители страны как можно лучше служили государству.

Инки применяли некоторые научные приемы лечения болезней. Использовались многие лекарственные растения; известно было также и хирургическое вмешательство, такое, как, например, трепанация черепа. Наряду с научными приемами широко распространена была практика магического знахарства.


5. Конец государства Инков. Португальские завоевания


Войска Писарро в 1532 году захватили Куско. Погиб верховный инка Атауальпа. Но государство инков не сразу прекратило свое существование. Жители древнего государства продолжали борьбу за свою независимость. В 1535 году вспыхивает восстание. Оно было подавлено в 1537 году, но его участники продолжали борьбу за независимость еще более 35 лет.

Возглавил восстание против испанцев инкский принц Манко, который использовал хитроумные методы в борьбе с завоевателями. Он сначала перешел на сторону испанцев и приблизился к Писарро, но лишь с целью изучить противника. Начав собирать силы с конца 1535 года, Манко в апреле 1536 года с большой армией подошел к Куско и осадил его. Он заставил пленных испанцев служить ему в качестве оружейников, артиллеристов и пороховщиков. Были использованы испанское огнестрельное оружие и захваченные лошади. Сам Манко был одет и вооружен по-испански, ездил верхом и сражался испанским оружием. Повстанцы часто достигали больших успехов, сочетая приемы самобытного индейского военного дела с европейским. Но подкуп и предательство заставили Манко после 10 месяцев осады Куско оставить этот город. Повстанцы продолжили борьбу в горном районе Виль-капампе, где они укрепились. После смерти Манко вождем повстанцев становится Тупак Амару.

Сопротивление все возраставшим силам завоевателей оказалось тщетным, и повстанцы в конце концов были разбиты. В память об этой последней войне против завоевателей титул инки и имя Тупак Амару принимали в дальнейшем вожди индейцев как символ восстановления их независимого государства.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


03.10.2017 21:16 3206

Инки – это индейское племя, которое населяло Южную Америку до прихода европейцев. Они создали могущественную империю со столицей в городе Куско на территории государства Перу. Империю инков населяло около 12 млн человек, а площадь простиралась по землям Перу, Боливии, Эквадора, Колумбии, Чили и Аргентины.

Инкам удалось создать великую цивилизацию. Они прекрасно разбирались в математики, астрономии и архитектуре. Эти знания помогали им построить необычные сооружения и делать новые открытия. Великим достижением культуры инков, сохранившимся до наших ней, является город Мачу-Пикчу , построенный высоко в горах. В нём находятся различные строения и храмы, в которых инки совершали обряды. К городу был подведён водопровод, обеспечивающий жителей водой. На специальных террасах крестьяне выращивали различные овощи, которые использовались для приготовления пищи.

У инков была своя религия. Она основывалась на различных природных явлениях. Инки поклонялись разным богам. Большую роль играл бог Солнца – Инти. Его считали прародителем жизни на Земле, поскольку солнце является источником света и тепла. Индейцы считали представителей своей знати прямыми потомками Инти. В городе Мачу-Пикчу они построили храм Солнца, в котором вели наблюдение за небесным светилом.

Кроме того инки считали священными некоторые скалы, которые они называли уака. Древние легенды индейцев гласили, что небесные объекты при создании мира ушли под землю, а потом вышли через скалы и пещеры.

Великая империя прекратила своё существование в 1572 году после долгой войны с испанцами, длившейся много лет. До наших дней в память о цивилизации инков сохранились покинутые города, древние храмы, керамическая псуда и многое другое, напоминающего былом величии могучей стране инков.


Когда мы слышим понятия «инки», «майя» или «ацтеки», то мысленно переносимся за океан, в горы и джунгли американского континента. Именно там обитали эти малоизвестные человечеству племена индейцев ¬– создателей цивилизации инков, ацтеков и майя, кратко о которых мы и поговорим дальше. Из истории знаем о них только то, что они были искусными мастерами. Инки строили большие города, соединявшиеся такими дорогами, как будто по ним мчались автомобили. Пирамиды возвели наподобие египетских, но по местным религиозным воззрениям. Ирригационные каналы позволяли кормить народ собственной сельскохозяйственной продукцией.

Инки создали календари, летоисчисление и письменность, имели обсерваторию и хорошо ориентировались по звездам. И вдруг в одночасье, — все цивилизации исчезли. Над разгадкой о причинах довольно странного, даже с позиций современной науки, социально-демографического явления трудятся многие ученые. Первой представим цивилизацию инков в кратком описании.

Древние инки

Если рассматривать географическую карту южноамериканского материка, то бросится в глаза его вертикальное деление горами Анды. К востоку от гор простирается Тихий океан. Эту местность, ближе к северу, в 11-м – 15-м веках облюбовало древнейшее индейское племя инков, – на их языке произносится как «кечуа». За такой короткий период по известной масштабности трудно создать уникальную и одну из раннеклассовых цивилизаций Мезоамерики. Инки в этом преуспели, возможно, с некоторой сторонней помощью.

Она простиралась на пять тысяч километров с севера на юг, – это ровно половина протяженности РФ. В нее входили территории, полностью или частично, восьми современных латиноамериканских стран. Эти края населяли около двадцати миллионов человек.

Археологи утверждают: культура кечуа начиналась не на пустом месте. Доказано, что значительная часть либо пришла к кечуа извне, либо они поселились на чужой территории и присвоили достижения предшествующих цивилизаций.

Инки были хорошими воинами и не гнушались захватами новых территорий. От культуры Мочика и государства Кари они могли перенять технологию изготовления цветной керамики, прокладки каналов на поля, от Наска – устройство подземных водопроводов. Перечень можно продолжать.

В чем преуспели сами кечуа, так это в камнерезном деле. Блоки для зданий так ювелирно отесывали, что при их укладке не требовался связующий материал. Вершиной зодчества является группа храмов под общим названием Золотой двор с храмом бога Солнца. Верховные правители кечуа просто обожали золото, им были покрыты дворцы императора от пола до потолка. Всю эту роскошь испанские конкистадоры переплавили и в слитках перевезли домой. Лишь величественные пирамиды на безжизненной земле напоминают о былом величии.

Древние майя

У племени майя было все, что характеризовало древние цивилизации, кроме колеса и инструментов из металла. Инструменты качественно вытачивали из крепкого камня, даже для распила дерева.

Майя умело возводили здания, используя редкие для тех времен арочные перекрытия, а знание геометрии помогало правильно прокладывать ирригационные каналы. Они первыми узнали, как получить цемент. Их хирурги проводили операции скальпелем из застывшего стекла.

Как и инки (кечуа), майя имели большие познания о космосе и звездах. Но вряд ли кто из них мог владеть космическими аппаратами. Но тогда зачем им была нужна купольная башня-обсерватория, сохранившаяся до наших дней? Здание стоит так, чтобы лучше было ориентироваться на орбиту самой яркой планеты. Только лишь для создания календаря, направленного на эту планету? Очевидно, были и другие планы. Недаром на скалах есть загадочные изображения летающих людей.

Существует и такая версия происхождения майя: возможно, они приплыли в Америку на кораблях с другого континента. Как и инки, майя использовали опыт более развитой цивилизации – ольмеков, которые непонятно откуда появились на американском континенте. Например, их опыт приготовления напитков из вещества, похожего на шоколад, а в религии переняли божеств в виде животных.

Майя исчезли в 10-м веке нашей эры. И инков, и майя, и ольмеков постигала одна и та же судьба, – их цивилизации прекратили существование в самом расцвете. Ходовые две версии гибели майя – экология и завоевания. В пользу второй свидетельствуют артефакты нахождения на территории, где жили майя, других племен.

Древние ацтеки

На плодородных землях Мексиканской долины веками жили до десятка племен. В начале 14-го столетия там появилось племя тепанеков. Воинственное, до невозможности жестокое, оно покорило все другие племена. Их союзниками в захватах территорий было малочисленное племя теночков.

Это и были ацтеки. Этим именем их называли соседние племена. Ацтеки изгнаны другими племенами на пустынный остров. И отсюда пошла власть ацтеков на всю долину Мексики, где уже проживали до десяти миллионов человек. Вели торговлю со всеми, кто принимал их. В городах проживали тысячи людей. Государство разрослось до невиданных размеров.

В западной половине Южной Америки под линией экватора на обширных равнинах между Андами жил трудолюбивый народ, создавший большую цивилизованную империю. Цари его, называвшиеся инками, вели свой род от солнца. Рассказывали, что, сжалившись над бедственной жизнью дикарей страны Перу, солнце послало своих детей Манко Капака и его сестру, бывшую и его женою, собрать их в благоустроенное общество, научить земледелию, искусству прясть и ткать и другим ремеслам, надобным для удобной жизни.

Первыми частями страны, в которых ввели образованность Манко Капак и его сестра, были окрестности озера Титикаки, на островах которого стояли впоследствии колоссальные храмы солнца и луны, окруженные священными маисовыми полями. Народ инков ходил в эти храмы на богомолье. Севернее стоял в прекрасной долине Анд священный город Куско, защищенный удивительно крепкими стенами. Он был столицей царя инков; в нем находился великолепный храм солнца, куда также приходили на богомолье благочестивые перуанцы из всех концов царства. Подобно ацтекам , жители Перу не знали железа, но они умели сооружать громадные каменные постройки. Это были правительственные сооружения. Царь созывал народ строить их. Масса населения находилась в рабстве у аристократии, члены которой, собственно и называвшиеся инками, считались принадлежащими к одному роду. Главой этого рода был царь, сан которого переходил по наследству к старшему сыну или, если не было сыновей, то к ближайшему родственнику, имевшему отцом и матерью людей царской фамилии.

Рост империи инков в царствования различных её государей

Цари инков

Цари инков, сыновья солнца, считались священными. Они имели неограниченную власть, назначали всех правителей и судей, устанавливали налоги и законы, были первосвященниками и главнокомандующими. Вельможи, высший разряд которых составляли инки, члены царской фамилии, соблюдали в сношениях с царем формы особого благоговения. У перуанской аристократии был обряд, подобный возведению в рыцарский сан : молодой человек знатного происхождения становился перед царем на колена; царь прокалывал ему ухо золотой иглой. В торжественных случаях царь инков являлся народу в великолепной одежде, сотканной из нежной шерсти викуньи, украшенной золотом и дорогими камнями. Он часто путешествовал по государству; его несли в богатом паланкине; его сопровождала многочисленная блестящая свита.

Во всех областях государства цари имели великолепные дворцы. Любимой их резиденцией был Юкай, сельский дворец в живописной долине неподалеку от Куско. Когда царь инков «отходил в жилище своего отца», всё население империи соблюдало установленные формы траура. В гробницу царя клали драгоценные сосуды, дорогие уборы и на гробе его приносили в жертву любимых его слуг и наложниц; число этих жертв доходило, как говорят, до нескольких тысяч человек. Дорогие вещи клали также и в гробы вельмож; на их похоронах тоже приносились в жертву жены и слуги.

Общественное устройство империи инков

Вся земля перуанской империи считалась собственностью инки. Она была разделена между людьми всех сословий; величина участков была соразмерна сословным надобностям, но возделывало землю только низшее сословие. В тех селениях, которые принадлежали непосредственно правительству, третья доля всех продуктов сельского хозяйства и промышленности принадлежала царю и его фамилии; другая треть шла на содержание храмов и многочисленного духовенства; остальная треть ежегодно делилась в каждой сельской общине между домохозяевами пропорционально числу душ в семействе. Земледелие находилось под покровительством царя. Произведения сельского хозяйства и промышленности, в том числе прекрасные ткани из шерсти викуньи, хранились в царских магазинах и раздавались по мере надобности.

Налоги и натуральные повинности лежали только на простолюдинах; дворянство и духовенство были свободны от них. Простолюдин в империи инков был обязан трудиться, как рабочее животное, исправно исполнять назначенную ему работу, не улучшая тем своего положения, но был обеспечен от нужды. Народ усердно работал под надзором смотрителей, земля была превосходно возделана, рудники доставляли много серебра и золота; по большим дорогам были возведены мосты, каменные гати. Многие из этих сооружений были громадны; дороги заботливо ремонтировались; все области государства были соединены ими с Куско; по ним ходила почта.

Город инков Мачу-Пикчу

Завоевания инков

Империя инков была миролюбива. Её цари не забывали заботиться о хорошем устройстве войска, но любили покорять соседние племена не оружием, а влиянием цивилизации, промышленности, путем убеждения; в тех случаях, когда делали завоевания, они поступали с покоренными милостиво. Целью завоеваний было распространение перуанского богослужения и общественного устройства. В покоренных областях строились храмы солнца; при храмах поселялось многочисленное духовенство; земля делилась на участки, вводился перуанский порядок работ; грубые наречия покоренных мало-помалу заменялись языком инков. В тех областях, население которых упорно сопротивлялось этому влиянию, основывались многочисленные колонии инков, а прежние жители массами переселялись в другие области.

Ученые, которых называли амаута , заведовали школами и вели летописи событий посредством особого способа «узелковой письменности», называвшегося кипу . Племена, жившие около первоначально небольшого царства инков, были некогда враждебны ему, но мало-помалу слились с перуанцами в один народ, усвоив перуанский язык и покорившись порядкам, введенным у них инками.

Образец «узелкового письма» кипу

Служение солнцу

Служение солнцу в империи инков было великолепно и почти совершенно чисто от человеческих жертвоприношений; они производились лишь изредка и в небольшом размере. Обыкновенно приносились солнцу только животные, плоды, цветы, благовонные курения. Людоедство исчезло у перуанцев. Главною пищею их были маис, бананы и кассава; из молодых стволов маиса они приготовляли опьяняющий напиток, который очень любили. Другим любимым их наслаждением было жевать листья коки, производящие действие, подобное опиуму.

В храмах солнца горел вечный священный огонь, который поддерживали девы солнца, жившие подобно монахиням. Их было очень много. Некоторые из них удостаивались чести поступать в число жен царя-инки. Царю и вельможам было позволено многоженство; но, кажется, только одна жена считалась законной.

Империя инков перед появлением испанцев

Такова была империя инков, когда приплыли испанцы во главе с Писарро , чтобы поработить его. Они дивились заботливо возделанным нивам перуанцев, прекрасным изделиям их промышленности, хорошо построенным домам, имевшим обычно лишь один этаж, для предотвращения вреда от землетрясений, но обширным и удобным; дивились огромным великолепным храмам, прочным стенам крепостей; видели народ трудолюбивый, воздержный, безропотно повинующийся законам, которые считались постановлениями божества.

Теократическое устройство придавало государству характер организма, в котором все происходит по закону необходимости; каждому перуанцу было определено его место в той или иной касте, и он оставался в ней с покорностью судьбе. Простолюдины жили по правилам, наложенным на них высшими кастами, но за недостаток свободы были вознаграждены обеспеченностью от нужды.