Главная · Пляжный отдых · Дворец консьержери париж. Музей и замок Консьержери в Париже: билеты и отзывы

Дворец консьержери париж. Музей и замок Консьержери в Париже: билеты и отзывы

История этого мрачного и величественного сооружения на берегу Сены берёт своё начало в VI веке, когда Хлодвиг, король франков решил строить свою резиденцию в Париже, а именно на острове Ситэ. Правда прожил он там недолго и после смерти короля замок на некоторое время опустел.

Но уже в Х веке французский король вернулся в Париж и резиденцией снова стал замок. Сегодня точно неизвестно, как выглядел замок в первоначальном виде. На протяжении веков его регулярно перестраивали монархи, так же часто он страдал от разрушительных пожаров. В XIV веке история Консьержери как королевского дворца закончилась после того как произошло народное восстание и новый король Карл V перенёс свою резиденцию в Лувр.

Перестав быть королевским дворцом, Консьержери становится частью Дворца правосудия, в котором и в наши дни размещаются некоторые муниципальные службы и прокуратура. А король, покинув прежнюю резиденцию оставил некоторую часть своей администрации на прежнем месте, доверив исполнение многих функций своему консьержу. Отсюда произошло нынешнее название замка Консьержери.

Во времена французской революции печально известный прокурор Фуке-Тенвиль за два года приговорил к смерти более 2700 человек, которые ждали свой последний час за стенами Консьержери. Среди простых граждан были писатели, аристократы, учёные, содержались они в ужасных условиях, по несколько сотен человек в одной камере. Самыми известными узниками тюрьмы были Мария-Антуанетта, королева Франции пошедшая на эшафот через 9 месяцев после своего мужа. И Робеспьер основатель власти террора провёл свои последние дни здесь. Сегодня их камеры открыты для публики.

Самый хороший вид на Консьержери открывается с противоположного берега Сены, с и немного дальше расположенного Нового моста. В настоящее время мы можем наблюдать три крупные башни замка. Прямоугольная на углу здания это часовая башня, именно на ней в 1370 году появились первые парижские городские часы. Следующая круглая, это Башня Цезаря, а за ней Серебряная Башня, где когда-то хранились королевские сокровища. Внутри дворца расположены три прекрасно сохранившиеся зала готического стиля, а также множество мелких помещений. Первый, в который посетитель попадает после входа, Караульный зал, за ним огромный, площадью около 1800 м. кв. зал Ратников, где в наши дни и концерты. Из него можно попасть Кухонный флигель где размещалась королевская обслуга.

Только в 1914г. Консьержери перестал быть тюрьмой, дворцу был присвоен статус исторического памятника, после чего его открыли для посещения.
На видео ниже показан общий вид с противоположного берега, готический зал Ратников, одна из тюремных камер и внутренний двор.
Адрес : 1 Quai de l’Horloge


Где находится : quai de l"Horloge, 1, м.Cite
Как работает : с апреля по сентябрь 9.30-18.30, с октября по март 10.00-16.30, закрыт по праздникам. Вход с bd. du Palais.
Цена билета : € 6,10, можно купить единый билет для посещения Консьержери и Сен-Шапель - € 10.

История
В те времена, когда Галлия была провинцией Римской империи, на острове Сите находилась резиденция легатов. Позже Филипп II Август распорядился возвести на ее месите королевский замок, впоследствии перестроенный и расширенный Людовиком Святым. Дальнейшую реконструкцию провел его внук Филипп Красивый, построивший ту час королевского дворца, которую сейчас называют Консьержери. Со времен Людовика Святого и Филиппа Красивого сохранились:
- Зал стражи,
- Зал гвардии,
- башня Цезаря, названная так в память о римских временах,
- Серебряная башня (говорят, в ней спрятаны королевские сокровища),
- башня Бонбек (название можно перевести как "мощный клюв", здесь находилась камера пыток),
- Парижская улица.

В середине XIV в. Карл V Мудрый переехал во дворец Сен-Поль, передав Консьержери в распоряжение парижского парламента (высшая судебная инстанция, куда можно было апеллировать на судебные решения феодалов), счетной палаты (высший финансовый орган королевства) и королевского совета. Кроме властных структур в стенах замка размещалась тюрьма.

Для того, чтобы следить за порядком, управлять зданием и информировать короля, Карл V учредил особую должность – консьерж. Занимавший ее чиновник обладал большой властью и многочисленными привилегиями, но был обязан постоянно жить в самом дворце. Он получал доход с аренды помeщений парикмахерам, виноторговцам, торговцам серебром и золотом. Когда в 14 веке Консьержери стала тюрьмой, он получал деньги за аренду тюремной мебели заключенным.

Около 1350 года в северо-восточном углу дворца построили прямоугольную дозорную башню, на которой установили первые во Франции часы . В 1585 году их заменили часами с красочным циферблатом, обрамленным барельефами с аллегорическими изображениями Закона и Правосудия. Механизм исправно работает по сей день.

После падения монархии Консьержери стал тюрьмой Революционного трибунала. В течение двух лет более 2 700 человек, приговоренных к смерти, провели в казематах старого дворца свои последние минуты. Среди них – королева Мария-Антуанетта, поэт А.Шенье, М.Робеспьер. В XIX в. здесь томились маршал Ней, анархисты Орсини и Равашоль. В этом же веке Виолле ле Дюк в рамках комплексной реконструкции Сите перестроил дворец, вновь придав ему средневековые черты. В 1914 году тюрьму закрыли и присвоили дворцу статус исторического памятника.

Осмотр Консьержери
Спустившись от входа по довольно крутой лестнице, попадаем в Зал стражи (1310 г.). Это самый древний из сохранившихся в Европе средневековых залов. При Филиппе IV Красивом это была своеобразная приемная перед Большим залом, где король вершил правосудие. В 1793-95 гг. здесь заседал Революционный трибунал. Зал со стрельчатыми сводами разделен на четыре нефа тремя рядами колонн. Капитель одной из колонн украшена барельефом, где, как предполагают, изображены Абеляр и Элоиза.

В Зале гвардии (длина 64 м, Шарина 27,5 м, высота 8,5 м, 1312) находилась столовая, где кормили примерно 2 000 человек, состоявших на службе у короля. Четыре огромных камина обогревали зал. У южной стены – внушительных размеров фрагмент королевского обеденной стола (черный мрамор), за которым во время революции заседал суд Революционного трибунала.

От кухонного павильона (квадратное в плане помещение), построенного при Иоанне II Добром, сохранился только нижний уровень со стрельчатыми сводами и четырьмя грандиозными угловыми очагами, на каждом из которых готовили строго определенную пищу: на одном птицу, на другом мясо, на третьем рыбу, на четвертом овощи.

Когда в Консьержери была тюрьма , четыре западных пролета Зала гвардии отгораживались от остальной части зала стеной с решетками. В застенке (он назывался Парижская улица – rue de Paris) содержались самые бедные заключенные, которые не могли оплатить более комфортабельную камеру. Их камеры называли "сенники", так как в качестве постели у узников было только сено. Сегодня в помещениях, расположенных к югу от Зала гвардии воссоздана обстановка тюрьмы Коньсержери эпохи революции. На первом этаже можно осмотреть коридор узников , предназначенный для прогулок заключенных, рабочее место секретаря суда , составлявшего списки осужденных, комнату консьержа , отвечавшего за безопасность, соблюдение режима и снабжение, туалетную , где у приговоренных к смерти перед казнью отбирали личные вещи, отрывали воротнички и обрезали волосы, правда, только на затылке. Это делалось с определенной целью, и вовсе не только лишь для того, чтобы они не мешали плавному скольжению ножа гильотины. По обычаю, палач, взяв отрубленную голову за волосы, должен был показать ее толпе и лишь затем швырнуть обратно в корзину. Рассказывают, что, показывая толпе отрубленную голову Шарлотты Корде, убившей Марата, помощник палача ударил ее по щеке, и щека покраснела – от негодования ли или же из-за того, что у палача были залиты кровью руки, осталось неизвестно.

Кроме того, на первом этаже есть капелла Жирондистов , получившая теперешнее название за то, что в этом помещении, построенном в Средние века, в 1793 году содержались перед казнью депутаты-жирондисты, капелла Марии-Антуанетты , построенная по желанию Людовика XVIII на месте, где находилась тюремная камера королевы. Капелла разделена на две части. По преданию, в западной ее половине провел последние часы перед казнью Робеспьер.

В восточной половине воспроизведена обстановка камеры Марии-Антуанетты . На основании исторических свидетельств реставраторы постарались воссоздать все в этой камере так, как это было во времена революции: внутри видна восковая фигура женщины в черном, за которой зорко следит охранник. Женщина с книгой сидит спиной к посетителям, а перед ней на стене с отрывающимися обоями, на которых изображена геральдическая лилия, висит распятие. На полу – подлинный ковер XVIII в.

На женском дворе сохранился фонтан, где узники стирали, и один из каменных столов. Двор окружали камеры, за пребывание в которых заключенные должны были платить. Одно из помещений называется "Уголок двенадцати", где мужчины и женщины могли переговариваться через решетку. Мурашки пробегают по коже, когда, выйдя на залитый солнцем аккуратный зеленый газон, представляешь себя на месте несчастных, последний раз щурящихся после сырых темных камер на солнечный свет перед отправкой на гильотину… Отсюда на эшафот везли Марию-Антуанетту, которая, хотя и превратилась в последние часы ожидания смерти в поседевшую за одну ночь старуху, выходила с гордо поднятой головой и поистине королевским величием. Говорят, что, когда она взошла на эшафот, вся толпа, бесновавшаяся несколько мгновений назад, изумленно притихла – так сильно было впечатление от нечеловеческого самообладания гордой королевы. Уже подходя к гильотине, Мария-Антуанетта случайно наступила на ногу палачу и, нисколько не смутившись, произнесла: "Прошу прощения, месье, это было не намеренно".

В первом зале второго этажа вывешен список гильотированных узников Консьержери. В соседних залах – документы, гравюры и подлинные тексты, посвященные 500-летней историю тюрьмы.

Дворец Консьержери включен в комплекс зданий Дворца правосудия (Palais de Justice, bd. du Palais, 4), построенного при бароне Османе около 1860 года в неоклассическом стиле во дворце находятся суды высших инстанций Парижа, а также Конституционный суд Франции. Кроме этого, на территории комплекса располагается одна из самых красивых церквей мира –

История замка Консьержери начинается одновременно с историей возвышения Парижа. Париж стал столицей франкского государства в 508 году, когда король Хлодвиг I из династии Меровингов решил основать на западной оконечности острова Сите неприступный замок, свою личную резиденцию. Этот первоначальный дворец и был предшественником современного Консьержери.

Смена династий привела к смене географических приоритетов, и при Каролингах центр государства сместился из Парижа на восток, в город Лан, в следствие чего королевский замок на острове Сите стал постепенно приходить в упадок и ветшать, как и весь Париж. Снова вступить в фазу расцвета городу было суждено в X веке, когда Гуго Капет, основатель династии Капетингов, снова перенес королевскую резиденцию в Париж, а замку был возвращен статус королевской крепости.

Следующие 4 столетия стали временем больших архитектурных преобразований. Каждый монарх из потомков Гуго Капета стремился перестроить замок согласно своим нуждам и эстетическим представлениям. К стенам пристраивались подземные галереи, соединяющие фортификационные укрепления, к архитектурному ансамблю добавились Королевский зал заседаний и Королевская палата. На территории крепости появляются новые церкви и часовни, а к XIII веку она становится поистине непреступным военным укреплением, к ее облику добавляются башни и донжоны. Тогда же, при Филиппе II, впервые в исторических документах упоминается должность консьержа – блюстителя мелких судебных дел на территории дворца. Людовик Святой обратил замок из грозного неприступного форта в хранилище святых христианский реликвий. Крепость постепенно утрачивает свое военное значение. А в конце XIII века стараниями Филиппа Красивого, Париж обретает один из самых великолепных королевских дворцов Европы – максимально приближенный к его современному виду. Здесь обновляются крепостные стены, строятся Серебряная Башня и Башня Цезаря, расширяется Королевский зал, его внутренний интерьер украшается статуями франкских монархов. В середине XIV века в облик замка вносятся последние коррективы – в частности, достраивается Часовая башня.

  • (цена: 25.00 €, 2 часа)

После народного восстания 1358 года, и прихода к власти Карла V, королевская резиденция была перенесена с острова Сите в Лувр, а старый королевский замок становится Дворцом Правосудия. Покинув родовое гнездо, король доверил дворец консьержу, отсюда и название – Консьержери.

К концу XIV века, соседняя с Дворцом правосудия тюрьма стала переполняться, и часть узников была переведена в Консьержери. Постепенно дворец приобрел официальный статус тюрьмы, причем порой затмевающей славу Бастилии. Состоятельные заключенные могли здесь позволить себе одиночные меблированные камеры, в то время, как низшее сословье томилось в подвалах, на соломе, с крысами.

На протяжении XVI и XVII веков архитектурный ансамбль дворца был поврежден несколькими крупными пожарами, в следствии чего его внешний облик снова несколько изменялся в ходе реставрационных работ.

Французская революция и падение монархии еще больше усугубили мрачную славу некогда роскошного дворца. С 1793 года в королевских покоях замка расположился революционный трибунал. Политические заключенные рекой потекли через камеры Консьержери, в залы суда, а оттуда – на гильотину. Бытовал даже афоризм, что гильотина – единственный путь на свободу из Консьержери. «Закон о подозрительных» давал право арестовывать всех, кто чем-нибудь напоминал врагов Революции, порой без всяких на то оснований. Права на свидетелей и защиту у подсудимых не было. Среди самых знаменитых узников тюрьмы – Мария-Антуанетта и Робеспьер, по иронической случайности ставший жертвой вдохновленной им же самим политикой всеобщего террора.


Революционный трибунал просуществовал недолго, фактически, он был распущен после смерти Робеспьера, успев, однако, за два года приговорить к смерти более 2 500 заключенных. Других приговоров, кроме смертной казни, трибунал не выносил. После Революции, замок некоторое время оставался тюрьмой, но стал постепенно терять свою зловещую славу. В 1914 году, частично сохранив функции дворца Правосудия, замок открылся для широкой публики в качестве музея.

Достопримечательности

Стены этого Дворца навевают туристам отзвуки «тех времен». Посетившие Дворец, окунутся в мир того времени, и узнают о страшных казнях и преступлениях, которые скрывались за стенами дворца.

Часовня Сент-Шапель

Построенная Людовиком IX Святым в XIII веке, эта часовня не была первым храмовым сооружением на территории архитектурного комплекса королевского дворца. На ее месте ранее стояла часовня Сент-Никола, воздвигнутая еще в начале XI века. Людовик, начавший планомерное превращение фортификационного укрепления в хранилище святынь, добытых крестоносцами, которые он приобретал за большие деньги, начал строительство нового храма. Сент-Шапель стала уникальным реликварием, который возвеличил Людовика в глазах западного христианского мира. Ни один из монархов не мог похвастаться обладанием, к примеру, частицы Святого Креста, вывезенного из Константинополя. Коллекция святынь, хранящихся в Сент-Шапель, была поистине уникальной. Надо отметить, что строительство самой часовни обошлось Людовику втрое дешевле, чем приобретение хранящегося в ней тернового венца. При своих сравнительно небольших размерах, часовня являет собой прекрасный образец готической архитектуры. Внутренний интерьер ее богато украшен стрельчатыми витражными окнами и скульптурными композициями. На первый взгляд может показаться, что храм целиком состоит из цветных витражей, а утонченные высокие каменные конструкции являются для них оправой. Помимо хранилища реликвий, часовня Сент-Шапель была также местом молитв королевской семьи.

Часовня сильно пострадала в революционные годы. Внутреннее ее убранство и большинство экспонатов коллекции было разграблено и утеряно. Часть скульптур удалось сохранить, а терновый венец в настоящее время хранится в Нотр-Дам де Пари. В начале XIX век в часовне оборудуют архив, в результате чего была утрачена часть уникальных витражей нижнего яруса. В последние годы Сент-Шапель пережила масштабные реставрационные работы, которые воссоздали ее первозданный облик.

Зал Ратников — La salle des Gardes

Уникальный образец светской готической архитектуры, масштабный четырехнефный зал Ратников был построен в начале XIV века и служил пиршественным залом, а в обычные, непраздничные дни, здесь обедала гвардия короля. Общая площадь зала составляет 2 000 кв.м., а высокие своды его поддерживаются 70 колоннами.

Огромное пространство отапливалось четырьмя каминами. Из зала напрямую можно попасть в королевскую кухню, куда продукты доставлялись баржами по водам Сены, и подавались через специальное окно. Четыре очага этой кухни были предназначены для приготовления определенного рода продуктов – на одном из них готовилось мясо, на другом – птица, третий служил для приготовления рыбных блюд, на четвертом готовились овощи. На «мясном» очаге кухни одновременно можно было зажарить две бычьи туши. В зале Ратников представлена часть мраморного пиршественного стола, за которым могли обедать более 2 000 человек.

На сегодняшний день от кухонного флигеля остался только первый этаж. Был построен при правлении Жана Доброго во второй половине XIV века.

Главным предназначением помещения — было хранение продуктов, которые поступали сюда с судов, идущих по Сене. Здесь же находился обслуживающий короля персонал.

Караульный (Гвардейский) зал

Большие королевские покои, в которых собирался совет и принимались судьбоносные решения, а в революционные годы выносились многочисленные смертные приговоры, к сожалению, не сохранился до наших дней. Судить о его масштабах можно по уцелевшей прихожей, которой и является Караульный зал.

Время его постройки совпадает с возведением Зала Ратников, он имеет тот же готический стиль, но по размерам сильно уступает пиршественному залу. Его площадь – 300 м.кв. Уровень пола нижних средневековых залов дворца намного ниже нынешнего уровня земли, культурный слой которого несколько поднялся за прошедшие со времен основания замка века.

Парижская улица — La rue de Paris

Одно из самых мрачных мест замка, названное так в честь палача по фамилии де Пари. Когда-то это место было частью Зала Ратников, но в XV веке, когда дворцовый комплекс окончательно был превращен в тюрьму, часть пиршественный залы отгородили.

В этой темной части замка отбывали наказание самые бедные заключенные, страдавшие здесь от антисанитарии и болезней.

Камера одиночка Марии-Антуанетты

Легендарное место, где находилась в заключении Мария Антуанетта.

Здесь воссоздан интерьер самой одиночной камеры, где можно видеть фигуры сидящей спиной королевы, и двух постоянно следивших за ней жандармов. Считается, что здесь же провел свои последние часы Робеспьер.

Часовня Марии Антуанетты

Из самых поздних достопримечательностей дворцового комплекса, связанных с революционными событиями, следует отметить часовню Марии-Антуанетты,

Коридор заключенных

Также примечателен так называемый «коридор заключенных», который был местом самостоятельных прогулок узников тюрьмы. Здесь же находилась специальная комната, где перед казнью у приговоренных отбирали все их личные вещи в фонд поддержки революции, а также обрезали волосы на затылке для удобства палача. Также из соображений удобства часть волос осужденных оставлялись в неприкосновенности, чтобы палачу было сподручнее поднимать отрубленные головы. В коридоре заключенных имеется комната надсмотрщика, который следил за перемещениями узников, составлял списки тех, кого отправляли на казнь и вновь прибывших.

Мрачные тюремные коридоры и камеры оформлены восковыми фигурами, изображающими заключенных и надсмотрщиков, которые дополняют и без того реалистично воссозданную атмосферу революционного террора.

Можно осмотреть зал, построенный на месте королевской молельной, где в 1793 году перед казнью пировали представители партии Жирондистов.

По традиции революционного времени, осужденные на смерть заключенные имели право устроить перед казнью пир. В память об этом, зал носит название «Часовня Жирондистов».

Сохранился «Женский двор» тюрьмы с фонтаном в центре. Выпущенные на прогулку узницы стирали в нем свою одежду. Здесь же заключенные, после приговора, ожидали телег, которые группами по 12 человек отвозили их к месту казни.

В тюремных коридорах можно ознакомится со списком заключенных Консьержери, а также здесь имеется экспозиция исторических документов и прочих экспонатов, посвященная пяти векам истории замка после того, как он превратился из королевской резиденции в тюрьму.

Башни замка

Дворец насчитывает четыре башни, каждая из которых имеет свою историю и хранит свои тайны.

Башня Бонбек

Старейшая из дошедших до нашего времени башен замка – Бонбек – была построена на северной стороне дворцовой стены в правление Людовика Святого, в XIII веке. Она представляет собой характерный пример классической средневековой зубчатой башни и имеет круглую форму. В XV веке, когда дворец уже стал тюрьмой, зубчатое навершие башни было дополнено остроконечной крышей.

Бонбек стала одним из самых мрачных и зловещих мест в Консьержери – здесь находились пыточные камеры, где с целью получения признания, к узникам применялись разнообразные страшные инструменты. Крики несчастных, подвергавшихся пыткам, разносились по всему замку. Вероятно, отсюда и произошло название башни, которое в переводе со старо-французского означает «Хороший клюв». Считается, что заключенных пытали до тех пор, пока из их «клювов» не начинали литься нужные правосудию песни. Также известен перевод названия Бонбек как «Башня болтунов».

Пережив чудесным образом все последующие перестройки, архитектурные преобразования в правление Филиппа Красивого, а также стихийные бедствия последующих веков, сильно изменившие внешний облик Консьержери, башня Бонбек сохранила свой исторический вид практически без изменений.

Башня Цезаря и Серебрянная башня

Башня Цезаря была построена в ходе реконструкции и расширения замковых сооружений при Филиппе IV Красивом, в конце XIII века, под руководством Ангеррана де Мариньи. Массивная круглая башня с остроконечной крышей получила свое название в честь прославленного римского императора, в память о римском периоде в истории Парижа, когда Галлия была частью Империи. По неподтвержденной версии, башня построена на месте древнеримской резиденции.

Поскольку реконструкция замка при Филиппе IV имела целью не только сделать его одним из самых роскошных дворцов Европы, но и сконцентрировать всех должностных лиц Франции вокруг королевской резиденции, новые постройки должны были вместить в себя административные службы. В башне Цезаря разместился архив уголовных дел, и здесь же проходили заседания советников, которые выносили вердикты и приговоры по уголовным делам. Позже архив по уголовным делам был перемещен в другое место, ближе к Следственной палате.

В настоящее время у башни Цезаря (слева на фото) находится вход на территорию музея архитектурного ансамбля Консьержери. В средневековье вход в замок располагался между двумя башнями-близнецами – башней Цезаря и Серебряной башней.

Серебряная башня, построенная также во времена правления Филиппа IV, располагается правее башни Цезаря, практически вплотную к ней. Она также имеет круглую форму, почти что повторяя архитектуру своей соседки. Некогда северный фасад замка, включая его башни, омывался водами Сены, что делало замок еще более непреступным. Набережная была построена только в XVI веке.

В башне, по преданию, хранилась королевская казна – отсюда и произошло название «серебряная». Однако, у нее было и другое, менее романтичное предназначение. Будучи по соседству с башней Цезаря, куда был помещен архив по уголовным делам, Серебряная башня вместила в себя главный по значимости и объему гражданский архив. Другие названия башни: «Башня Парламента», или «Башня Большой Палаты». Сотрудники обоих архивов (по гражданским и уголовным делам), считая свое ведомство важнее соседнего, называли вверенное им учреждения просто «Башня», как-бы игнорируя наличие друг друга.

В настоящее время, три круглые башни Консьержери, с крышами конической формы, придают внешнему облику замка образ непреступной военной твердыни, а всей набережной — вид декорации для средневекового рыцарского романа.

Самая поздняя и самая высокая из замковых башен – Часовая – была возведена во второй половине XIV века. Ее высота – чуть меньше 50 м. Это единственная башня Консьержери, которая имеет не круглую, а прямоугольную форму. Изначально ее венчал фонарь, а позднее – серебряный колокол. Служила башня наблюдательным пунктом для замковой охраны.

Часы на ней появились при Карле V, в 1370 году. Для их создания был приглашен немецкий мастер часовых дел, Генрих Вик. Это были первые общественные часы Парижа, которые стали символом важности соблюдения дисциплинарных норм службы, поскольку именно в это время замок перестал быть королевской резиденцией, полностью превратился в административное учреждение и перешел в ведение консьержа.

В конце XVI века Генрих III заменил циферблат часов на новый, который был выполнен знаменитым мастером Жерменом Пилоном. Часы были украшены статуями, изображающими Закон и Правосудие. В годы революции фигуры сильно пострадали, но затем были отреставрированы. Интерьер башни менялся несколько раз за время ее существования.

Надпись на циферблате гласит: «Этот механизм, разделяющий время на 12 равных и справедливых частей, учит охранять Правосудие и защищать Закон».

Билеты:

Взрослый: 8,50 евро

Детский: 5,50 евро

Беслатно проходят дети до 18 при семейном визите, молодежь — члены ЕС, но не граждане Франции, до 26 лет, пенсионеры, инвалиды.

Как добраться

Адрес: 2 Boulevard du Palais, Paris 75001
Телефон: +33 1 53 40 60 80
Сайт: conciergerie.monuments-nationaux.fr
Метро: Cité
Поезд RER: Saint-Michel - Notre-Dame
Время работы: 9:30-18:00

Цена билетов

  • Взрослый: 9 €
  • Льготный: 7 €
Обновлено: 16.11.2018

С его характерными башнями, здание на принадлежало королям Франции, как и их королевская резиденция.

Консьержери стал печально известен во времена французской революции в качестве тюрьмы. Однако оказавшись внутри, его посетители откроют для себя один из лучших примеров готической светской архитектуры в Европе.

Консьержери расположен на острове Сите и тесно связан с историей . Сегодня он занимает северную часть старой королевской резиденции, которая, как полагают, была основана в 6 веке Хлодвигом, первым королем Франции. В 10 веке Гуго Капет установил контроль над правительством палаца, который таким образом стал резиденцией королевской власти.

В отсутствие короля, его хранителем назначался консьерж, который управлял всей командой королевской резиденции. Этот титул считался очень высоким местом и отсюда пошло нынешнее название замка – “Консьержери“. Замок оставался резиденцией королей Франции от Гуго Капета до 14-го века. Дворец был расширен и укреплен Людовиком IX и Филиппом IV, которые добавили к фасаду башни и большой готический зал.

После вторжения буржуазии, под предводительством Этьена Марселя в 1358 году, король Карл V покинул Консьержери. Замок продолжал использоваться в качестве места парижского парламента (высший судебный суд в королевстве). В 1391 году часть здания было переоборудовано в тюрьму и стало жильем для преступников и политических деятелей, таких как Равальяка (убийца короля Генриха IV).


Во время французской революции Консьержери прозвали прихожей на гильотину, так как она стала центральной тюрьмой Парижа. В ней разместились около 1200 заключенных. В период 1793-1794 годов военный трибунал осудил более 2700 человек.

Для большинства из них это было последним местом перед дорогой к одной из гильотин, установленных по всему Парижу. В число ее известных заключенных входят: королева Мария-Антуанетта, Шарлотта Корде, мадам Элизабет, мадам дю Барри, Жорж Дантон и Робеспьер.

В 19 веке в Консьержери и всем Дворце правосудия была проведена капитальная реставрация, а в 1914 году он был перечислен к историческим памятникам французского государства.

Фасад


Средневековый фасад Консьержери лучше всего видно с набережной на правом береге острова. Здание включает в себя четыре башни, которые первоначально стояли в реке Сене, когда еще не было берега.

Самая старая башня Консьержери датируется 11-м веком. В ней размещались камеры пыток, где мучили заключенных. В 1935 году она была восстановлена после разрушительного пожара. Часовая башня L’horloge построена в период 1350-1353 годов и является самой высокой точкой замка (47 метров). С 1371 года на ней находились огромные часы, целью которых была регулярная помощь парижанам в их деятельности днем и ночью.

Интерьер

Нижняя часть Консьержери – это единственное место, которое сохранилось до наших дней из средневековья. Оно было использовано королевской гвардией и сотрудниками (служащие и должностные лица), которые работали на царя и его семью (около 2000 человек). Пол в средневековых залах до сих пор такой же, как был в 14 веке.

Помещение использовалось, как столовая для 2000 сотрудников, королевских банкетов и судебных разбирательств. Темный холл когда-то был нагрет четырьмя большими каминами и освещен множеством окон, которые потом были заблокированы. Большой зал в средневековье был одним из крупнейших в своем роде в Европе. Он был уничтожен пожаром в ночь 5 марта 1618 года.


Караульное помещение – это готический сводчатый зал, который был построен примерно в то же время в зале воинов. В период 1793-1794 годов там проходил революционный трибунал. Кухня Консьержери была построена во время правления Иоанна II (1319-1364) и ее выход идет прямо к Сене. Четыре больших камина были построены в каждом из углов кухни, чтобы приготовить достаточно еды для 2000 человек.

Рю-де-Париж служит коридором между караульным помещением и революционным залом. Оно получило свое название во время французской революции от палача “месье де Пари“. Здесь находились самые бедные заключенные, которые не могли позволить себе заплатить за лучшее место в камере. Они спали на соломе и часто их называли ‘Pailleux’ или ‘Payeux’. Сейчас там находится небольшой сувенирный магазин.

Местонахождение: 2 Boulevard du Palais, 75001 Париж.

Часы работы: Ежедневно. Начало ноября – конец февраля с 9 до 17. Начало марта – конец октября с 9:30 до 18:00.

Цена за вход: 9 евро. Вход на территорию и визит в часовню Сент-Шапель с гидом – 12 евро.

Бывшая тюрьма и замок Консьержери (La Conciergerie) занял почти половину острова Сите в французской столицы. Всматриваясь в его башни и окна, при хорошем воображении можно услышать лязг мечей и кольчуг средневековых рыцарей, топот копыт их лошадей, шелест парчи и шелка пышных одеяний дворян и монархов, скрип телег и стенания заключенных, свист гильотины и ликование толпы.

В свое время это была королевская резиденция и средоточие монаршей власти, но здание постепенно наращивало черты неприступной крепости. Со временем его функции расширялись – появились административные службы, часовни, а затем и камеры узников. Даже сегодня дворец Консьержери только отчасти музей, являясь неотъемлемой частью архитектурного ансамбля Дворца Правосудия с работающими муниципальными службами, прокуратурой и судом.

Приобретайте Париж Museum Pass, который дает возможность свободного входа более чем в 60 музеев в Париже!!! Купить Museum Pass можно по ссылке

При этом твердыня представляет интерес как историческая достопримечательность, над созданием которой работали зодчие XIII – XX столетий. Каждый монарх, принявший наследие, неизменно стремился привнести собственное видение в его обустройство, добавляя башни, галереи, залы, дворы. Хотя мода на стили градостроительства менялась, архитекторам минувших эпох удалось ненавязчиво вплести в ансамбль новые постройки, не нарушив гармонии линий.

Коронованные призраки дворца

Впервые Париж узнал расцвет в VI столетии, когда в 508 году остров Сите был выбран королем Хлодвигом для строительства на нем своей резиденции. Однако пришедшая после него к власти династия Каролингов решила, что стратегически более верным будет сместить управление империей на северо-восток в город Лан, стоящий на холме высотой 188 м.


Вплоть до конца Х столетия, лишившись постояльцев, дворец постепенно приходил в упадок, как и сам город, пока герцог франков Гуго Капет из рода Капетингов не вернул династию на трон, став очередным королем Франции. Со сменой власти воскрес и Консьержери в Париже, вернув городу статус столицы. С этого момента начинается период длиною 4 века по расширению крепости.

Сын Гуго – Роберт по прозвищу Благочестивый (правил в 996 – 1031 годах) развернул активную деятельность, пристраивая то с одной, то с другой стороны галереи и залы.

С северо-востока к зданию присоединился Королевский зал, где проводил важные заседания Большой совет (королевская Курия). С западной части появилась Королевская палата, а там, где позже Людовик Святой возвел для хранения священных реликвий, Роберт II построил часовню Сен-Никола.

Следующий знаменательный период для дворца начинается с правлением Людовика VI Толстого (крещенного как Луи-Тибо, и правящего с 1108 по 1137 год). Чтобы защититься от постоянных нападок извне, он укрепляет крепостные стены, выходящие на западную сторону. Также он сносит старинную главную башню и на ее месте возводит новую 11,70 м в обхвате, имеющую кладку в 3 м толщиной. До XVI столетия донжон носил имя «Монтгомери», а простоял только до XVIII столетия.

Эстафету подхватил Людовик VII Младший (Молодой), пробывший у власти с 1137 до1180 года. Изначально он собирался стать монахом, но когда его старший брат разбился, упав с лошади, Людовику пришлось покинуть стены монастыря ради короны.

За время правления он успел расширить личные покои и присоединить к ним часовню для возведения молитв, что еще раз характеризует его как духовного человека.

При царствовании Филиппа II Августа (1180-1223 г.г.) начинается очередная оживленная эра реформ. Имея характер полководца, Филипп лично участвует в крестовых походах, вносит новаторские идеи в военное зодчество и застраивает свои земли фортами и вышками. Дворец Консьержери превращается в центр управления страной, в котором творится история.

В 1187 г. тут состоялась встреча Филиппа с Ричардом Львиным Сердцем, на которой они приняли крест и заключили военное соглашение. В 1193 г. в этих стенах отыграла свадьба короля с Ингеборгой Датской и появилась должность консьержа, занимающегося в отсутствие правителя средними и мелкими делами государственной юриспруденции. Ее занимал знатный дворянин, в чьи обязанности входило взимать плату с мастеровых, мелких торговцев и злачных заведений, работающих на территории дворца. Именно эта вакансия и легла в основу названия замка – Консьержери.

Людовик IX Святой (1226-1270 г.г.) стал первым канонизированным монархом. В 1239 году он привозит в терновый венец Христа и другие духовные реликвии, а для их хранения в сжатые сроки строит невероятно красивую часовню Сент-Шапель.

Другие нововведения тоже носят мирный характер, и это становится началом смены приоритетов крепости, которая постепенно превращают в богатые и удобные для светской жизни царские палаты.

К XIV веку при Филиппе IV Красивом (1285-1314 г.г.) королевская резиденция по роскоши превосходит все чертоги Европы благодаря стараниям ведущего титулярного епископа Ангеррана де Мариньи, получившего задание придать замку совершенно новый вид, соответствующий величию монархии. Главное задание – нужен был простор, дабы без ущерба личному пространству венценосной семьи разместить тут многочисленную администрацию.

Чтобы воплотить задуманное, пришлось подвергнуть экспроприации близлежащие дома, после чего появились башни Бонбек, Цезаря и Серебряная, а также Следственная и Счетная Палаты. На месте Королевского зала возник гораздо более просторный Большой, украшенный деревянными панелями и опорными колоннами с расписными статуями французских королей.

В 1350-1364 годах правит Иоанн II Добрый, и при нем над переходом Мерсье строится ярус для прислуги, кухни и башня Часов. Так называться она станет только при его сыне Карле V Мудром, который поместит на ее стену первые в городе часы. Однако Карл V недолго задержался в Консьержери, решив сменить покои острова Сите сперва на Сен-Поль, а позже Лувр.

После того, как монарх покинул родовое гнездо, замок-дворец становится Дворцом Правосудия с тюремными помещениями, а консьерж расширяет свои обязанности, управляя городской полицией и взимая плату с невольников за дополнительные «удобства» и отдельные «апартаменты». Только очень влиятельные люди, пользующиеся доверием короля, занимали эту должность.

Официально статус тюрьмы замку был присвоен в 1391 году, когда соседняя темница Шатле была заполнена под завязку. Чтобы разгрузить ее, в Консьержери стали переводить от мошенников и убийц до политических заключенных. Причем предусмотрены казематы были нескольких видов.


Состоятельные узники со связями даже в застенках обеспечивали себе минимальный уют – заплатив определенную плату, они получали отдельную камеру с кроватью, столом и письменными принадлежностями. Некоторые могли читать и писать, хотя это подвергалось строгой цензуре.

Другой тип одиночек назывался «пистоли» от названия старинных золотых монет. В них предполагалась жесткая кровать и иногда стол. Но большинство арестантов были людьми бедными, и оплатить даже этот скромный комфорт не могли, а потому содержались в темных, холодных, наполненных крысами, тараканами, клопами и плесенью темницах, получивших название «богом забытого места». Спать приходилось на сырой соломе прямо на каменном полу, а питаться гнилыми продуктами.

Естественно, очень скоро начинались проблемы со здоровьем, и заключенные умирали от болезней, так и не дождавшись свершения правосудия.

Тюрьма Консьержери прослыла самой неприступной, затмив своей репутацией даже Бастилию. Отсюда никому не удавалось сбежать, а приговоры, которые тут выносили, носили исключительно обвинительный характер. Среди народа это породило мрачную шутку, что из острога выйти на свободу можно только через гильотину.

XVI и XVII века твердыня подверглась нескольким пожарам, и последующая реставрация внесла в ее облик некоторые изменения, но это не повлияло на крепкие тюремные стены, а будто закалило их, еще надежнее удерживая неугодных внутри.


Наибольший урон принесло пожарище 1618 г., когда в течение ночи выгорела огромная площадь, уничтожив скульптуры, прекрасную лепнину и расписные плафоны в Зале потерянных шагов, а также погибла огромная картотека с важной документацией.

Стоило восстановить утрату, как замок чуть не погиб в новом пожаре 1630 г. Следующий случился в 1776 г., испепелив в бушующем пламени подъездной путь на Мощную башню, царские апартаменты де Мерсье и наиболее многолюдную в тот период галерею торговцев.

Работы по восстановлению были поручены зодчим Жаку Антуану, Демезону и Гийому Кутюру. Им пришлось полностью снести ряд помещений – башню Монтгомери, сокровищницу Хартий и восточную стену. Вместо них появилась часовня и галерея Сент-Шапель, обновленные камеры темницы и теперешний фасад Дворца Правосудия, что оказалось весьма кстати, ведь впереди замок Консьержери ждала та еще кровавая история.

Консьержери в период революции

Одним из самых суровых и жутких отрезков французского прошлого можно назвать года 1789-1799, отмеченные революционным движением, сменой власти и расправой над приверженцами монархии. Все это время гильотина была наиболее востребованным орудием, и кровь на ее лезвии не успевала высыхать, отсекая буйны головы ежедневно по нескольку десятков.

Поле того, как в 1792 г. монархия рухнула, в 1793 г. был создан революционный трибунал, разместившись в Больших королевских апартаментах. Летом Робеспьер примкнул к Обществу Спасения и предложил «Закон о подозрительных». Главным постулатом закона был арест не только виновных, а всех, на кого падает подозрение в антиреволюционных настроениях. Любой мог донести на соседа, и его немедленно арестовывали, а уж смертный приговор был обеспечен.

Парадокс в том, что этот закон подвел самого автора, поскольку Робеспьера обвинили в непомерной снисходительности к врагам революции и в непомерном терроре. Его последними словами в Конвенте были: «Республика погибла - настало царство разбойников!».

После смерти Робеспьера очень скоро (в 1795 г.) революционный трибунал был распущен, успев за 2 года своего существования приговорить к смерти более 2 700 человек, лишив их прав на защиту и свидетельских показаний.

Постепенно зловещая слава твердыни начала отступать, хотя некоторое время она еще оставалась тюрьмой. В 1914 г. продолжает функционировать дворец Правосудия, но часть территории превращается в музей Консьержери.

Оказавшись внутри замка, вы перенесетесь на сотни лет назад, ощутите холодное дыхание каменных стен, изучите древнюю роспись, проникнетесь мрачностью тюремных камер и узнаете печальную историю ее узников.

Знаменитые арестанты

Одним из первых заключенных по игре случая стал Ангерран де Мариньи – советник Филиппа Красивого, который в XIII столетии занимался превращением форта в пышный дворец Консьержери. Но как часто бывает, после смерти покровителя начинаются серьезные проблемы.

С приходом Людовика Х Сварливого, Мариньи обвинили в предательстве и казнокрадстве, а лжесвидетели с готовностью заверили его вину. Бывший советник лишился имущества, был брошен в застенки, приговорен к повешенью, и в 1315 г. вздернут на знаменитой парижской каменной виселице Монфокон.

Тут «арендовал» камеру граф Габриэль де Монтгомери, нанесший ранение Генриху II; участник движения Реформации; противник Карла IX, казненный в 1574 г за все свои прегрешения.

Отдельно стоит упомянуть о пытках и казнях в стенах старинного замка. Чем ближе к средневековью, тем изощреннее и безумнее были допросы с пристрастием с закономерным финалом. Причем судьи не ограничивались одним видом казни для одного осужденного, лихо комбинируя доступные варианты, и одному несчастному могли отсечь голову, затем четвертовать, а напоследок сжечь.

Так, свихнувшийся на религии Франсуа Равальяк заколол кинжалом Генриха IV, и через 2 дня был заключен в казематы. Его казнь была страшной – после пытки «сапогами-колодками» его приговорили к четвертованию лошадьми на Гревской площади (сейчас Отель-де-Виль напротив городской мэрии). Однако толпе удалось отбить преступника, и придать его суду Линча.

Неудержимой отравительницей прослыла маркиза де Бренвилье. Она отправила на тот свет всю свою семью (отца, мужа с детьми, двоих братьев и сестер), а также прислугу в доме и малоимущих в больницах. После задержания преступницу подвергли пытке питьем большого количества вода за короткий срок, затем обезглавили и в конце сожгли тоже на Гревской площади в 1676 г.


Атаман парижской банды Картуш, несмотря на влиятельных друзей и свою растущую дерзость, однажды был схвачен и заключен в башне Монтгомери. На его долю выпала пытка «сапогами», после чего его ждала казнь колесованием. Испугавшись, преступник выдал своих подельников, среди которых были и люди благородной крови. За это приговор был смягчен, и Картуша в 1721 г. обезглавили.

В 1757 г. схвачен на месте преступления Роберт Дамьен, когда набросился на Людовика XV с перочинным ножом, ткнув его в правый бок. Карой за покушение стало четвертование после 4-х часов публичных пыток.

На фоне предыдущих страстей забавно и несколько комично выглядит происшествие с графиней де Ламотт. Она долгое время выдавала себя близкой подругой Марии-Антуанетты, была любовницей кардинала Луи де Рогана, участвовала в авантюрах мистика Джузеппе Калиостро и предстала главной обвиняемой в деле об «Ожерелье королевы».

После суда ее публично секли розгами и выжгли на теле «V», что значит «вор». Но судьба ее до конца неизвестна. По одним данным де Ламотт не дожила до суда, выбросившись из окна, и умерла от тяжких повреждений. По другим источникам мошенница сбежала в Россию, приняла гражданство и под именем графини де Гаше вошла в высший свет Петербурга.

Консьержери стал последним пристанищем для Марии-Антуанетты, обвиненной помимо связи с враждебными Франции государствами в инцесте, но только чтобы сильнее уязвить чувства королевы. Держа в камере под присмотром двух вооруженных жандармов, стоящих за небольшой ширмой, ей не разрешили пользоваться письменными принадлежностями, и последние дни узницы были скрашены молитвами и чтением книг.

Марию-Антуанетту приговорили к обезглавливанию, и с гордой осанкой она самостоятельно взошла на эшафот 16 октября 1793 г., положив голову под гильотину. Казнь состоялась на нынешней площади Согласия.

Одиночка, которую занимала королева, год спустя приняла нового постояльца – революционера Робеспьера. Когда его вели на казнь на ту же гильотину той же дорогой, он разбил голову, ударившись о притолоку двери. Он совсем забыл, что сам приказал соорудить ее так, дабы дверной проем оказался ниже роста Марии-Антуанетты, вынуждая ее «кланяться» всякий раз, когда ее уводили и возвращали в «апартаменты».

Тюрьма Консьержери прослыла самой суровой, а ее камеры с ужасными условиями были переполнены преступниками. Вплоть до конца XVIII столетия в них одновременно могли держать просто подозрительных личностей, уголовников и политических. Но была тут и своя традиция – по вынесению смертного приговора арестантам устраивали финальное пиршество.

После постройки в 1868 г. современного Дворца Правосудия, в нем разместились судебные учреждения, на счету у которых тоже есть несколько нашумевших дел.

Например: суд над Сарой Бернар в 1880 г. за разрыв контракта с театром Комеди Франсез; финансовый скандал, получивший название Панамский (1893 г.); процесс по делу поэта Эмиля Золя; а в 1917 г. по обвинению в шпионаже вынесен смертный вердикт танцовщице Мата Хари.

Архитектурный ансамбль Консьержери: часовни замка

С периода правящей династии Капетингов до нас дошли сквозь века два здания: замок Консьержери и часовня-реликварий Сент-Шапель. Там, где ранее стояла молельня Святого Николая, Людовик IX по прозвищу Святой приказал построить капеллу для тернового венца, частицы Креста Господня и других религиозных артефактов.


Часовню Сент-Шапель выделяет среди прочих множество витражей, рассказывающих историю от сотворения мира до момента, когда король привез священные предметы в построенное специально для них святилище.

Имея небольшую площадь, она считается одним из наиболее привлекательных в Европе зданий, исполненных в стиле готического искусства. То, что оформление часовни состоит в основном из витражей, занимающих 600 м кв., делает ее еще более удивительной и неповторимой.

С королевским дворцом ее соединяла галерея, чтобы монархи и члены их семей в любой момент могли преклонить колени перед святыней, хранящейся в роскошном ларце на пьедестале в богато украшенном алькове. Однако после революционного движения и угрозы навсегда лишиться важнейших религиозных артефактов, терновый венец решено было перенести на хранение в Собор Парижской Богоматери.

Есть еще часовня Жирондистов, и построена она там, где некогда располагалась молельня монархов. Такое название ей присвоили после 1793 г., когда по тюремной традиции тут перед смертью устроили себе последний пир жирондисты – члены политической партии во времена французской революции.

Часовня Марии-Антуанетты возведена в 1815 г. на месте бывшей камеры, в которой держали одну из самых знаменитых узниц. Эта часть замка открыта для посетителей, и можно рассмотреть точно воссозданный интерьер темницы, который оживляет восковая фигура королевы, сидящая спиной к гостям, а на своем неизменном посту за небольшой перегородкой застыли ее вечные стражники.

Залы дворца и их назначение

Караульный (или Гвардейский) зал появился с началом XIV столетия и являет собой исключительный образец средневековой готики. Он служил своего рода прихожей в Большие королевские покои, разрушенные позже, и об их величии мы можем судить только по размерам его преддверия, площадью 300 кв. м.


В отличие от него зал Ратников выгляди куда внушительней – 2 000 кв. м, хотя и является ровесником Караульного зала. Выполнен он в той же готической манере с лесом колонн и большим четырехнефным пространством, который отапливался при помощи 4-х каминов.

Если постоять в тишине пару минут, воображение вызывает из далеких времен сцены с шумными пиршествами, которые устраивались тут по случаю праздников, а в остальные дни трапезничала королевская гвардия. Также можно видеть часть мраморного стола, вмещающего когда-то до 2 000 едоков.

Зал соединялся с королевской кухней, где на четырех очагах готовилось огромное количество еды. Каждый из них предназначался для определенного вида продуктов: рыбы, овощей, птицы и мяса. Причем мясной очаг был настолько вместительным, что в нем одновременно могла поджариваться парочка бычьих тушек. Продукты на кухню поднимали через окна, к которым их подвозили баржами по Сене.

Кухонный флигель строился при Жане Добром в конце XIV столетия. Тут хранились продукты, и находился персонал, отвечающий за стол короля. Сегодня на этом месте остался только нижний этаж.

Пристройки и дворы

До XV в. как таковой Парижской улицы не существовало, но когда дворец полностью превратился в темницу, часть зала Ратников отгородили, превратив в камеры для самых бедных заключенных. В непосредственной близости от трапезной томились в холоде, голоде и болезнях тысячи узников.

Улица носит имя знаменитого потомственного палача – Месье де Пари (Шарль Анри), на совести которого не меньше 3 000 казненных. Хотя его карьера начиналась с колесований и пыток, а после революции он освоил гильотирование, знающие Анри за пределами его рабочего места, отзывались о нем как о добром и чутком человеке, щедро раздающем милостыню бедным.

Он был истинным джентльменом, что выражалось в одежде, манере держаться в обществе и любезном поведении с «клиентами». Например, во время перевозки Шарлотты Корде к месту казни, он заботливо советовал ей сесть посреди скамейки в телеге, чтобы ее не так трясло на ухабах.

На счету Анри много известных лиц, среди которых: Мария-Антуанетта, Людовик XVI, Максимилиан Робеспьер, Жорж Дантон, Антуан Лавуазье, Фукье-Тенвиль и прочие.

Пройдитесь по «коридору заключенных», а чтобы легче было проникнуться атмосферой, тут расставлены восковые фигуры каторжан и тюремщиков, выполняющих свои страшные ритуалы.

В проходе есть комната надзирателей, в чьи обязанности входило следить за порядком: составлять перепись новичков, других отправлять на эшафот. В соседней комнате (Туалетной) у осужденных забирали личные вещи в пользу революции, выдавая взамен холщовые балахоны.


Далее им состригали часть волос на затылке так, чтобы лезвие гильотины с одного удара отрезало голову, но палачу было за что ухватиться, демонстрируя ее толпе. Это было любимое шоу, на которое приходило много зевак, особенно бедняков, чтобы побаловать себя если не хлебом, то хотя бы жутким, но весьма захватывающим зрелищем.

Еще в тюрьме Консьержери был так называемый «Женский двор». Сюда выводили узниц для прогулок и стирки одежды в фонтане. Также с этого двора специальная телега забирала группы из 12-и смертников, совершая финальную в их жизни поездку.

Башни замка Консьержери

практически не изменилась с момента своей постройки в XIII столетии при Людовике IX, лишь дополнившись остроконечной крышей в XV веке.

Со старофранцузского ее название значит «хороший клюв», а родилось из-за постоянных криков заключенных, которых палачи пытали жутко-страшными инструментами с большим воодушевлением. Также, когда терпеть уже не было сил, «клювики» осужденных начинали «щебетать», выдавая необходимую информацию.
Эта вышка еще известна как «башня Болтунов», и славится как одна из наиболее безрадостных мест замка.

появилась, когда Филипп Красивый решил расширить владения (конец XIII в.). Круглая с конусообразной крышей она была названа именем императора Рима и в память о временах, когда Галлия являлась территорией империи.

Тут заседали советники, принимая решения по уголовным вопросам с вынесением суровых приговоров, а затем отправляли отработанные дела в архив, который располагался тут же.

Сегодня в ней расположен вход к музею Консьержери, но раньше путь в замок находился между вышкой Цезаря и ее близнецом – Серебряной башней.
Вторая вышка практически идентична первой, и тоже возведена при Филиппе IV.