Главная · Франция · История, религия и хозяйственная деятельность алеутов. Народы севера земли

История, религия и хозяйственная деятельность алеутов. Народы севера земли

Откуда они пришли? Где их прародина?

Эти вопросы еще до сих пор не решены учеными. “Владыки студеных морей” - так называли алеутов русские путешественники и промысловый люд. На своих юрких лодчонках, не боясь океанских штормов, они выходили охотиться на китов, на морских львов - сивучей.

Происхождение, быт, культура алеутов интересовали участников второй Камчатской экспедиция. Вслед за ними и другие русские путешественники изучали эти вопросы.

Большую научную ценность представляют этнографические заметки об алеутах ученого и путешественника Г. А. Сарычева. Эти заметки были сделаны им во время правительственной экспедиции 1785-1793годов, организованной для обследования Берингова пролива и северо-западных берегов Северной Америки.

Немаловажный вклад в изучение истории алеутского народа внесли и участники кругосветной экспедиции на кораблях “Надежда” и “Нева” в 1803-1806 годах под командованием капитанов И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского.

Глубокое и разноплановое исследование культуры и быта алеутов связано с именем русского миссионера И. Е. Вениаминова (впоследствии митрополита Иннокентия) - самобытного ученого, этнографа, лингвиста и биолога. Главный его труд -“Записки об островах Уналашкинского отдела”. Особый интерес вызывает календарь алеутов, который приводит в своем труде И. Вениаминов. В этом календаре отражен традиционный хозяйственно-бытовой уклад алеутов.

Так, советский ученый, специалист по истории алеутской народности Р. Г. Ляпунова в ряде своих работ отмечала, что тип хозяйства алеутов, который сложился к XVIII веку, был тесно связан с природными условиями островов и традициями приморского уклада жизни. И хотя область, занимаемая алеутами, на вид была суровой и негостеприимной, в действительности она была благоприятной для ведения приморского охотничье-рыболовно-собирательного хозяйства. Круглый год не замерзающее море и морской берег являлись для алеутов источником всех необходимых средств существования. В то время когда русские путешественники встретились с алеутами, те находились на стадии перехода от доклассового к классовому обществу.

Есть основания предполагать, что процесс формирования алеутской народности происходил уже на Алеутских островах. Существует ряд гипотез о путях заселения предками алеутов Алеутских островов. Одна из них заключается в том, что переселение происходило из Азии по южному краю.большого участка суши соединявшего ранее Евразию с Америкой я впоследствии затопленного Беринговым морем. Подтверждением этой гипотезы служит одинаковый возраст (около 9 тысяч лет) берингоморской платформы в самой древней Алеутских островах стоянки Анангула (алеутское название, означающее “кит, плывущий на север). Первая советско-американская археологическая экспедиция, производившая раскопки летом 1974 года на древних алеутских стоянках Анангула и Чалука положила начало новому этапу в координации усилий по разработке “алеутской проблемы”. Были подучены убедительные доказательства преемственности культур Анангулы и Чалуки, что, в свою очередь, подтверждает гипотезу о длительном формировании алеутской народности на территории Алеутских островов.

Этой же экспедицией были доставлены важные данные, указывающие на происхождение предков алеутов. В частности, раскопки на самой древней стоянке Анангулы - стоянке культуры Пластин - показали, что население этой культуры пришло в район залива Никольский примерно 8700 лет назад, что культура Пластин была генетически связана с некоторыми азиатскими культурами, возраст которых от 17 до 10 тысяч лет. Некоторые ученые высказывают предположение, что прародина алеутов находилась в Восточной Монголии.

Как показали раскопки, культура Пластин тяготеет к так называемой тихоокеанской этнокультурной области, которая включает древние культуры Нижнего Амура, Приморья, Хоккайдо, Сахалина, Камчатки.

На смену культуре Пластин пришла так называемая культура Деревенского поселения, результаты раскопок на стоянках которой указали, что древние алеуты и жители Охотского моря могли общаться между собой. Предполагают, что местом этих древних контактов были Командоры.

Нерешенным до нашего времени остается вопрос, обитали ли люди на Командорских островах до прихода экспедиции Витуса Беринга. Не дали результатов и археологические исследования, проводимые на Командорах в 30-х и 60-х годах. Существует ряд предположений о времени появления здесь людей.

Безмолвно хранят тайну несколько найденных на Командорах каменных орудий, которые находятся в собрании Сибирского отделения Академии наук в Новосибирске и в коллекции Алеутского народного музея на острове Беринга в селе Никольском.

В начале 19 века на Алеутских и Командорских островах началась "пушная лихорадка"

Разделку туш морских котиков и обработку шкур выгодней производить неподалеку от мест забоев. Необходимо было создать постоянную базу на Командорских островах. Для этого прежде всего нужны умелые забойщики зверя, люди, знающие толк в пушнине, которые в состоянии жить в суровых климатических условиях. Кто же лучше алеутов отвечал этим требованиям?

И вот в первой половине 19 века группу алеутов с острова Атхи завозят на остров Беринга, а с острова Атту - на Медный.

С конца 1840-х годов на Командорах стали селиться русские, а также цыгане, эскимосы и другие народности.

Соперничая между собой, торговцы переманивали друг у друга алеутов-промысловиков. Платили им, как правило не деньгами, а в основном оружием, водкой и табаком.

Острова как магнит начали притягивать к себе любителей легкой наживы. Браконьеры выбивали целые лежбища морских котиков. О чем писал в своем рапорте Гребницкий в 1882 года. В этой ситуации алеуты выполняли роль не только промысловиков, но и охраняли острова от браконьеров. С оружием в руках. И это спасало котиков от полного уничтожения.

О набегах браконьеров написал даже Р. Киплинг в "СТИХИ О ТРЕХ КОТИКОЛОВАХ "

Администрация и хозяева менялись, а порядки оставались прежними. Болезни, завезенные на острова, нищета, эксплуатация и, конечно же, водка и спирт, которыми щедро расплачивались промышленники, привели алеутов к постепенному вымиранию.

Профессор Евгений Суворов много лет работал на Командорских островах. Наблюдая жизнь алеутов, он с горечью отмечал, что вымирание алеутов началось в 80 -х годах XIX века. Рождаемость составляла 4,4 процента, а смертность - 4,6. И если вымирание пойдет теми же темпами и дальше, то менее чем через 50 лет на островах останется только одна уездная администрация, но населения уезда уже не будет. Печальные прогнозы профессора были построены строго на фактах и научной теории.

КОМАНДОРСКИЕ АЛЕУТЫ

До 1825 г. на Командорских островах постоянного населения не существовало. На острове Беринга и на острове МедныйРоссийско-Американская Компания (Р.А.К.) завозила сменные партии русских промышленников (добытчиков) для добычи пушнины морских котов и бобров (каланов). Первая артель была высажена на острове Медный в 1805 году, она состояла из 13 человек. Эта группа морских охотников задержалась на островах надолго. Завозились и другие артели, некоторые члены которых были женаты на алеутках. Документы, датированные 1819 годом, свидетельствуют, что на юге острова Медного в то время проживало (временное поселение) 15 человек, а на севере острова Беринга - 30 человек.

Тогда оба острова находились в составе Атхинского отдела Р.А.К. По решению Главной конторы правитель отдела Мершенин организовал в 1825 году завоз первой партии алеутов с семьями с острова Атха на остров Беринга. В 1826 году еще одна партия алеутов и креолов была переселена с островов Атту и Атха.

Вместе с первыми русскими артелями завезенные аборигены Алеутских островов и креолы стали первыми постоянными жителями нынешнего Алеутского района Камчатской области. В 1827 году на острове Беринга жили 110 человек (русских - 17, алеутов - 24, креолов - 13; женщин - 21 алеутка, 35 креолок). В последующие годы на островах осели русские пенсионеры (у которых закончились контракты с Р.А.К.) и рабочие, привезенные с Камчатки, Лисьих и Андреяновских островов, острова Кадьяк, из Ситки и Калифорнии. Среди них были эскимосы, несколько индейцев, единичные представители разных народов России, в том числе коренные жители Камчатки - камчадалы и айны.

После продажи Русской Америки и Алеутских островов Командорские острова отошли к Петропавловскому округу. Особенностью жизни на островах является изолированность от внешнего мира и самих островов друг от друга. В 1879 году (Б. Дыбовский) на обоих островах алеутов проживало 168 человек (в том числе на острове Медном - 100), креолов в общей сложности 332 человека, среди остальных было 10 процентов русских и других национальностей. Учитывая, что креолы говорили на русском языке и придерживались национальных традиций матерей, то большинство их населения ученые относят к алеутам.

История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 г. Алеутских островов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733 - 1743).

Особенности жизни командорских алеутов определялись изолированностью островов. До 1867 года их население работало на Российско-Американскую компанию : заготавливало пушнину, мясо и жир морских животных, сохраняя традиционную культуру. Основное место занимали охота на морских животных с байдар и добыча котиков на суше.

Хищническая эксплуатация промыслов американскими и русскими компаниями привела к обнищанию местного населения, подрыву основ традиционной культуры. В конце ХIХ века рост численности населения затормозился, болезни и алкоголь привели к увеличению смертности. К двадцатым годам XX века обнищание командорских алеутов достигло предела.

После окончания гражданской войны на Дальнем Востоке началось восстановление разрушенного хозяйства на островах, развитие земледелия, скотоводства, рыбного и морского зверобойного промыслов. Процесс возрождения алеутов включал создание в 1925 году зверосовхоза, выделение в 1928 году Командорских островов в Алеутский национальный район, участие народа в управлении, подготовку кадров национальной интеллигенции, технических специалистов. С 1935 году начался прирост численности населения. В то же время развивается процесс рассеивания алеутов, их оседания на материке.

С 1969 года алеуты в основном живут в селе Никольском . По образу жизни и социальной структуре не отличаются от приезжего населения. Возросло количество межнациональных браков.

Селения алеутов располагались на морском побережье, часто в устьях рек и состояли из 2-4 больших полуземлянок (улягамах). Выбирались высокие, открытые места, чтобы оттуда удобно было наблюдать за ходом морских животных и за приближением врагов. Полуземлянки строили из плавника, а сверху покрывали сухой травой, шкурами и дерном. В крыше оставляли несколько четырехугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками. Жилище вмещало от 10 до 40 семей. Внутри вдоль стен сооружались нары. Каждая семья жила на своей части нар, отделенных друг от друга столбами и занавесками. Под нарами хранили утварь. Летом переселялись в отдельные легкие постройки. В XIX веке традиционная полуземлянка видоизменилась: стены и крыша, сделанные из жердей и досок, обкладывались дерном. Наверху находился люк для освещения, сбоку - выход через небольшие сени. Освещались жилища жировыми лампами, иногда ставились печи. Наряду с традиционной утварью пользовались привозной посудой фабричного производства.

Традиционной одеждой была парка - длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок. Поверх нее надевали камлейку - глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки). Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. Парки и камлейки украшали вышитыми полосами и бахромой. Сохранились традиционные промысловые куртки с капюшонами из сивучьих кишок и горл, штаны из нерпичьей кожи. Мужская и женская одежда полностью совпадала по крою и украшениям. Появился и новый тип одежды - бродни - штаны из сивучьих горл, ка которым пришивали непромокаемые торбаса - мягкие самлши их кожи морских животных. Обувь - торбаса - мягкие сапоги из кожи морских животных. В повседневной жизни носили русскую одежду.

Промысловыми головными уборами служили деревянные шляпы конической формы (у вождей-тоёнов) либо без верха с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников), богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами. Их надевали на капюшон камлейки. Такие шляпы выдалбливали из цельного куска дерева, затем распаривали, придавая нужную форму, и расписывали в яркие тона, создавая причудливый орнамент. С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску. На вершину задней пластинки, служившей одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли сивучьи усы длиной до 50 сантиметров. Количество их зависело от охотничьего достоинства владельца и свидетельствовало о числе добытых моржей. Эти головные уборы носили только мужчины.

Празднично-обрядовыми головными уборами были шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами. Неотъемлемая часть праздничного убранства - ожерелья, ручные и ножные браслеты, вставки и подвески в отверстиях, проделанных в губах и возле губ, а также в носу, по краям ушной раковины и в мочке уха. Их изготавливали из кости, камня, деревянных и сланцевых палочек, перьев, уса морского льва, травы и корней растений. Алеуты наносили татуировку и раскрашивали лицо и тело, однако с началом контактов с русскими эта традиция стала ослабевать.

Промысел начинался в конце апреля. С весны до осени ловили рыбу. В середине июля охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) - связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника. Отлавливали их и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями. Зимой промышляли с берега тюленей. Морского бобра (калана) добывали в открытом море при помощи гарпуна (метательного копья на длинной веревке), сивучей и моржей - на лежбищах, нерпу заманивали на берег манком - надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки, на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом. Через 2-3 дня море выбрасывало на берег тушу животного. Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок - деревянных дощечек 50-70 см длиной с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом. Были известны также лук, стрелы и ружья.

Мясо и рыбу ели в сыром, жареном или вареном виде. Впрок запасали в основном сушеную рыбу и китовый жир. Последний держали в пузырях из желудков морских животных.

Важную роль в морской охоте играли байдара - деревянная, плоскодонная каркасная лодка, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей и каяк - закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник. Управляли ею двухлопастным веслом (прообраз спортивной байдарки). С появлением огнестрельного оружия стали делать двухключные байдары (во время стрельбы второй гребец должен был удерживать равновесие).

Распространились и некоторые не характерные для материковой культуры алеутов элементы: так, на о. Беринга появились нарты (сани) с собачьими упряжками, на острове Медном - короткие, широкие лыжи, подбитые шкурой нерпы.

Из камня мужчины изготавливали ножи, топоры, наконечники для стрел и копий, сосуды для приготовления еды, жировые лампы с фитилем из мха для освещения и обогрева жилища. Женщины шили, вышивали одежду, изготавливали обтяжки для байдар, плели циновки и корзины. Женским универсальным орудием труда была пекулка - широкий короткий и слегка изогнутый нож. Иглы делали из птичьих костей.

К середине ХVIII века население каждого острова или группы островов представляло самостоятельное территориальное объединение со своим самоназванием и диалектом. Предположительно, это были племена, состоявшие из родовых общин - объединений лиц, связанных кровнородственными отношениями и именем общего предка. Родовую группу возглавлял вождь (тоён), он либо получал власть по наследству, либо избирался. В его обязанности входили торговые и политические связи, судебные дела, охрана лежбищ морского зверя, контроль за другими угодьями. Как военный глава, вождь имел экономические преимущества только после военных походов и торговых сделок, в повседневной хозяйственной деятельности ему полагалась равная со всеми доля. Кроме вождя родовую группу возглавлял совет старейшин. В литературе есть упоминания о существовании родовых общинных домов для собраний и проведения праздников.

У алеутов имелись рабы (калга) - в основном военнопленные. Раб участвовал в обычной хозяйственной деятельности группы, в войнах. За храбрость или за хорошую работу он мог быть отпущен на свободу.

Сохранялись традиционные социальные нормы, связанные с пережитками группового брака - древней формы брака, когда группа мужчин считалась потенциальными мужьями группы женщин и нормами матрилинейности (от лат. mater - мать и linea - линия: счета родства по материнской линии); кросс-кузенные браки (от англ. cross - крест и франц. cusin - двоюродный брат: браки на двоюродных братьях и сестрах - пережиток группового брака, заключаемого между членами двух родов); многоженство и многомужество, авункулат (от лат. avunculus - брат матери), - обычай покровительства дяди по матери в отношении племянников; гостеприимный гетеризм (обычай, по которому муж предоставлял свою жену на ночь гостю).

В ХIХ в. родовые общины распались. С принятием христианства к середине ХIХ в. исчезли в основном калым (выкуп за жену) и заменяющая его отработка за жену (муж 1-2 года жил в семье родителей жены и помогал вести хозяйство), а также многоженство, многомужество и гостеприимный гетеризм. Вместе с тем распространились обряды сватовства и венчания.

Духовная культура

Для традиционных верований характерен анимизм (от лат. anima, animus - душа, дух) - представления о душе как жизненной силе и существовании добрых и злых духов и их влиянии на жизнь человека. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева иптичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок. Среди алеутов было распространено шаманство, в мифологии которого бытовали представления о разных мирах. Шаманский костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу. Помимо шаманства существовала также охотничья магия (от греч. mageia - колдовство, волшебство), заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца.

Умерших хоронили в сидячем положении. В небольших углублениях среди скал размещали родовые погребения. Туда же клали орудия труда покойного, оружие, посуду, ритуальные маски и личные амулеты (предметы, обладающие сверхъестественными, магическими свойствами). Знатных людей хоронили вместе с рабами в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между двумя столбами. Умерших бальзамировали.

Один из основных праздников - праздник зимнего солнцестояния - сопровождался плясками, драматическими представлениями охотничьих сцен и мифологических сюжетов, раздачей подарков. Обряды, предшествовавшие охотничьему сезону, славились пантомимами и танцами под пение и бубен. Исполнители надевали специальные головные уборы и деревянные маски.

В конце ХVIII веке алеуты, испытав сильное влияние русской культуры, были обращены в православие. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведенные на алеутский язык. Характерно, что часть аборигенов стала миссионерами.

Письменность алеутского языка , созданная Епископом Камчатским, Алеутским и Командорским Иннокентием (Вениаминовым), который был еще и видным ученым этнографом и лингвистом, на Командорских островах не распространилась.

Не создана была письменность на Командорах и в советское время, хотя и были для этого предпосылки: утвердили алфавит, а также издали "Алеутско-русский, русско-алеутский словарь" (Е.Головко).

Существуют сказки, героический эпос (повествование), или богатырские сказки, рассказы о древних обычаях, бытовые рассказы, песни, поговорки и загадки.

Большинство сказок основано на мифологических сюжетах. Наиболее распространены были мифы о духах животных-покровителях и этиологические (касающиеся причин различных явлений) предания о первоначальном бессмертии людей, о происхождении людей от упавшей с неба собаки и др. Героический эпос включает предания о родоначальниках, о борьбе с людоедами, о переселении людей с материка на острова, рассказы о походах восточных групп алеутов на запад, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам, и др. Бытовые рассказы повествуют о поездках на промысел, путешествиях; предания - о беглых алеутах, скрывавшихся от русских в пещерах, о далеких путешествиях; сатирические сюжеты - об охотнике, умершем от обжорства внутри кита. Во многих сюжетах отражены традиционные семейно-родственные отношения: о неверности мужа или ревнивой жене, о сожительстве героя с женой двоюродного брата, о враждебных отношениях зятя с шурином (братом жены) и др.

На праздниках мужчины под звуки бубна воспевали подвиги предков, удальство в промысле, ловкость в управлении байдарой. Во время игр, обрядовых действий и исполнения сказок пели под аккомпанемент многострунной щипковой мечевидной цитры (чаях), которую позднее заменила гитара.

Несмотря на очень сильную ассимиляцию, алеуты сохранили свою генетическую структуру, и наука признает их именно алеутами. Хуже с культурой: с отмиранием языка (все меньше и меньше его носителей) утрачены многие национальные обычаи и традиции, угасает устное народное творчество - фольклор .

Алеутская интеллигенция, подвижники-старожилы делают все возможное для возрождения и сохранения национальной культуры. В этих целях маленький народ в райцентре - селе Никольском - создал два танцевально-фольклорных коллектива - "Унанган" и "Чиян".

Алеуты

(Самоназвание: - унаңан / унанган/ unangan)

Взгляд из прошлого

В.И.Немирович-Данченко, "Страна Холода", 1877г. :

Это - терпеливое, мужественное и честное племя. Собственность между ними неприкосновенна. Они не только не запирают ничего у себя, но имущество и посторонних людей - вполне обеспечено. Нет между ними и убийств. Самые ужасные страдания не вырвут у алеута стона или вопля. Попав в капкан, алеут будет неподвижно ждать, пока из его ноги не вынут глубоко вошедшие в тело зубцы. Алеут совершенно бесстрашен. Он считает за крайнее неприличие удивляться чему бы то ни было. Его ничем не обрадуешь, ничем не испугаешь, ничем не вызовешь в нем сильного впечатления. Алеут сохранил благородную гордость до такой степени, что считает оскорблением не только обидное слово, но и пренебрежительный взгляд. Он свято держит данные им обещания и никогда не лжет.

Больше всего алеуты любят водку и табак. Особенно же последний. Они смешивают его со стружками сосновой коры и вполне отдаются этому наслаждению, зажмуривая глаза. Трубка обходит круг собеседников. Ожидающие ее наслаждаются созерцанием приятных ощущений того, у кого в руках она находится в данный момент.

Не особенно развитый в умственном отношении, алеут отличается необыкновенною переимчивостью. Он с удивительною легкостью способен усвоить себе ремесло, виденное им вскользь. Таким образом, между ними, в последнее время явились столяры, плотники, кузнецы, слесаря и сапожники. Были даже примеры, что из алеута выходил недурной местный живописец. Большая часть мужчин-алеутов говорит хорошо по-русски, впрочем теперь, с уступкою этих земель американцам,– между ними развивается изучение английского языка.

«Описание всех в Российском государстве, обитающих народов» 1772-1776 гг.:

- Алеуты обладают исключительным талантом подражания, а их способности настолько развиты, что они быстро переняли у русских все ремесла, которыми эти последние занимаются на глазах у алеутов. Они крайне ловко повторяют характерные черты и курьезные ужимки тех людей, которые находятся с ними в контакте. Алеуты проявляют большой вкус к чтению и кажутся способными воспринимать абстрактные понятия, как, например, начала математики. Но несмотря на эти способности, а также прекрасную память и живое воображение, алеуты, конечно, не могут равняться с представителями народов, у которых цивилизация насчитывает уже много поколений.

Современные источники

Общие сведения

Алеуты - коренное население Алеутских островов, о-вов Шумагина, а также западного берега Аляски вплоть до реки Угашика на севере.

К моменту прихода русских, т. e. в середине XVIII века, алеуты насчитывали до 15 тыс. человек.

Однако, из-за занесенных на их территории эпидемий и голода наступившего в результате варварского уничтожения промысловой базы, к 1820 году их численность упала до 2 тыс. человек .

Сегодня большая часть живёт в США (Аляска), часть - в России (Камчатский край).


В 2010 году в США по разным оценкам насчитывалось более 17000 алеутов (из них более 2000 человек-носителей языка).

В том числе на Аляске (на Алеутских островах ) - 10 708 человек, в штате Вашингтон - 2273 человек, в Калифорнии - 998 человек, в Орегоне - 479 человек и др.

Алеуты входят в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации; при этом их численность на территории России в 2002 году составляла 540 человек, в 2010 году - 482 человека.

В России живут на Командорских островах, которые составляют Алеутский район Камчатского края .

Из них в крае - 401 чел., где они в основном проживают в селе Никольское (294 человека) - единственном населённом пункте на острове Беринга и во всём районе (с 1970-х годов).

Составляют 37,1 % населения Алеутского района по переписи 2010 года.

Происхождение

Долгое время существовали две гипотезы их происхождения.

Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой - с Аляски.

Г. В. Стеллер высказывался за азиатское происхождение алеутов; в качестве основного аргумента он рассматривал сходство, которое, по его мнению, имеется у алеутских шляп из древесной коры и шляп ительменов и коряков.

Возражая против азиатской гипотезы, известный американский исследователь Аляски В. Долл полагал, что при тех средствах передвижения, которыми располагали алеуты, их переезд алеутов из Азии на острова представляется невероятным.


Американское происхождение алеутов предполагал и В. И. Иохельсон, аргументируя эту гипотезу сходством культуры алеутов с культурой индейцев северо-западного побережья Америки: «Сюда относятся употребление втулок (как украшений), раскраска лица и некоторые другие приёмы украшения.

В общем можно сказать, что особенности материальной и духовной культуры, а также физический склад алеутов указывают на их тесную связь с обитателями Америки, а не Азии».

А. Грдличка считал, что первыми жителями Алеутских островов были праалеуты (англ. Pre-Aleuts), которых примерно в 1000 году до н. э. сменили предки нынешних алеутов, пришедшие с Американского континента и продвигавшиеся на запад вдоль островной цепи.

Позднейшие археологические раскопки подтвердили смену населения островов в это время.

Что касается времени отделения алеутов от эскимосов и выделения их в самостоятельный этнос, то это, по мнению ряда авторов, произошло примерно 8000 лет назад.


В 1877 году, характеризуя антропологический тип алеутов, русский путешественник В. И. Немирович-Данченко писал: «Широкое, плоское лицо с выкатившимися скулами и вкось прорезанными глазами скорее заставляет предполагать родство этого племени с монгольской, чем с американской расой».

Он отмечал также, что цвет тела и лица у алеутов - белый, что отличает их от более смуглых чукчей и эскимосов.

По современным представлениям, алеуты относятся к арктической расе, хотя занимают в её составе особое положение: у них обнаружена примесь южных элементов тихоокеанской ветви монголоидов.

Генетические исследования показали, что алеуты по своему генофонду обнаруживают бо́льшую близость к азиатским эскимосам и чукчам, чем к эскимосам Аляски и коренному населению Камчатки.

Анализ гаплогрупп митохондриальной ДНК у алеутов показал, что у них преобладает древняя гаплогруппа D (в варианте D2a1), широко распространённая среди аборигенного населения севера Американского континента, а также встречается и гаплогруппа A, характерная как для аборигенов Америки, так и для жителей Северной и Центральной Азии.

Это означает, в частности, что по материнской линии вклад европейцев в генофонд алеутов не прослеживается.

Иную картину даёт изучение Y-хромосомных гаплогрупп алеутов: у современных алеутов характерная для европейцев гаплогруппа R преобладает над исконной для аборигенов Америки гаплогруппой Q, так что 85 % Y-хромосом у алеутов имеет европейское происхождение. Следовательно, по отцовской линии генотип алеутов сильно смешан.

Язык

Название «алеут» русского происхождения.

Оно было дано после открытия Алеутских островов и впервые встречается в документах в 1747 г.

Этимология этнонима вызывает разногласия у её исследователей. Если Г. А. Меновщиков выводил название «алеут» из алеутского слова аллитхух ‘команда, община’, то И. С. Вдовин полагал, что этноним имеет чукотско-корякское происхождение - от слова аляв-вытэ ‘те, у кого на голове обод’ (необычные деревянные головные уборы алеутов действительно были в прошлом их отличительной особенностью).

Гипотеза, по которой название «алеут» происходит от чукот. алиат ‘остров’, алиут ‘островитяне’, представляется наиболее убедительной.

Названия локальных групп: жители Ближних стровов - сасигнан, Крысьих - каган, о-ва Атки –нигагин.

Четырёхсопочных - акагаи (т. e. «тамошние»), о-ваУмнака и части о-ва Уналашки - каэлянгин, о-вов Креницына и часть Уналашки - кигиган («северо-восточные»), о-ва Унимака -анимгин, о-вов Шумагина- каган таягангин («восточные люди».)

Алеуты говорят на алеутском языке, в котором обычно выделяют четыре диалекта:

Восточный диалект (бо́льшая часть Алеутских островов: Умнак, Уналашка, Акутан; острова Прибылова; полуостров Аляска);

Западный диалект (остров Атка на западе Алеутских островов);

Беринговский диалект (остров Беринга - Командорские острова), который почти полностью совпадает с западным, но содержит значительно бо́льшее количество заимствований из русского языка;

Медновский диалект (ранее бытовал на острове Медный - Командорские острова, сейчас его немногочисленные носители живут на острове Беринга).

Медновский диалект значительно отличается от всех других.

Сейчас его предпочитают рассматривать как самостоятельный алеутско-медновский язык - смешанный язык, возникший в результате чрезвычайно сильной лингвистической интерференции двух языковых образований:аттуанского диалекта алеутского языка (встречался на острове Атту, самом западном из Алеутских островов, исчез в середине XX века) и русского языка.

В результате его грамматика частично наследует грамматику аттуанского диалекта, частично - грамматику русского языка.

С 1970-х гг. алеутский язык с использованием алфавита на основе латиницы преподается в школах на территории штата Аляска.

В российских образовательных учреждениях он не изучается.

В начале XXI века на острове Беринга на беринговском и медновском диалектах говорило не более 12-15 человек старшего поколения; остальные алеуты перешли на русский язык.

Основная часть алеутов США к этому времени перешла на английский язык; на западном диалекте продолжало говорить 80 человек, на восточном - 420-430 человек (из которых около 375 человек - жители островов Прибылова).

Хозяйство

Основу традиционного хозяйства составляли зверобойный промысел, рыболовство и птицеловство, дополнявшиеся собирательством.

Алеутские мужчины охотились с байдар на морских животных, а на суше добывали морских котиков и - зимой - тюленей; в некоторых районах они вели охоту на медведей и карибу.


Калана добывали в открытом море при помощи гарпуна (метательного копья на длинной веревке), сивучей и моржей - на лежбищах, нерпу заманивали на берег манком - надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки, на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом.

Через 2-3 дня море выбрасывало на берег тушу животного.

Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок - деревянных дощечек длиной 50-70 см с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом.

Алеуты ловили рыбу, используя длинные удочки, изготавливаемые из водорослей.

К этим прочным и крепким приспособлениям крепились крюки.

Удочки можно было использовать для ловли морской рыбы, такой, как палтус и треска. Речную рыбу ловили при помощи мешкообразных сетей, изготавливаемых из китовых сухожилий.

Охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) - связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах.

Раскрутив, бола бросали в стаю, и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника.

Отлавливали их и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями.

Алеутские женщины собирали моллюсков и морских ежей, а также дикие растения - ягоды и травы (последние, в частности, использовались для изготовления разнообразных плетёных изделий).


Важную роль в морской охоте играли байдара - плоскодонная лодка с деревянным каркасом, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей, и каяк - закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник (прообраз спортивной байдарки). Управляли ею двухлопастным веслом.


До прихода русских оружием алеутов были лёгкие дротики с костяными наконечниками, луки, каменные или костяные ножи.

Жилье

Селения располагались на морском побережье, часто в устьях рек и состояли из двух-четырёх больших полуземлянок (улягамах).

Русские путешественники называли их земляными юртами из выкидного леса, которые начисто были лишены очага.

Для них выбирали высокие, открытые места, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов.

Полуземлянки строили из плавника (прибитых к берегу деревьев), сверху покрывали сухой травой, шкурами и дёрном.

В крыше оставляли несколько четырёхугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками.


Полуземлянка вмещала от 10 до 40 семей.

Внутри вдоль стен сооружали нары.

Каждая семья жила на своей части нар, отделенных друг от друга столбами и занавесками. Под нарами хранили утварь.

Летом переселялись в отдельные лёгкие постройки.

В XIX веке традиционная полуземлянка видоизменилась: стены и крышу, сделанные из жердей и досок, обкладывали дёрном.

Наверху находился люк для освещения, сбоку - выход через небольшие сени.

Освещали жилища жировыми лампами, иногда клали печи.

Одежда

Традиционной зимней одеждой алеутов была парка - длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок.

Поверх неё надевали камлейку - глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки).

Праздничная одежда (парки и камлейки) по крою не отличалась от повседневной, но её обильно украшали вышитыми полосами, бахромой, ремешками из меха; у мужчин праздничная парка имела высокий стоячий воротник.

Края капюшона и рукавов затягивали шнурками.

Сохранились традиционные промысловые куртки с капюшонами из сивучьих кишок и горл, штаны из нерпичьей кожи.

Мужская и женская одежда была сходна по крою и украшениям.

Позже появился новый тип одежды - бродни (штаны из сивучьих горл), к которым пришивали непромокаемые торбаса - мягкие сапоги из кожи морских животных.

В качестве летней одежды алеуты использовали выношенную зимнюю, однако шили и специальную летнюю - из кишок морских животных и птичьих шкурок.

Нижнего белья как такового алеуты не имели, но использовалась поясная одежда, сшитая из нерпичьих шкур.

Во время промысла для защиты от сырости алеуты в XVIII веке надевали плетёные из травы дождевики (аналогичные ительменским и айнским), а позднее - плетёные соломенные циновки.

Промысловыми головными уборами были деревянные шляпы конической формы (у вождей - тоёнов) либо шляпы без верха, с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников), богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами.

Их надевали на капюшон камлейки.

Шляпы выдалбливали из целого куска дерева, затем распаривали и, придав нужную форму, расписывали в яркие тона с причудливым орнаментом.


С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску.

На вершину задней пластинки, служившей одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя.

В боковые отверстия пластинки вставляли 50-сантиметровые сивучьи усы, количество которых зависело от охотничьего достоинства владельца.

Эти головные уборы носили только мужчины.

Празднично-обрядовыми головными уборами служили шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами.

Питание

Традиционную еду алеутов составляли мясо морских животных и птиц, рыба, морские беспозвоночные, водоросли и дикие растения.

На зиму они заготавливали юколу.

Творчество

Алеуты выработали своеобразную художественную культуру.

Метательные дротики, охотничьи луки, головные уборы, маски алеутов одновременно являются образцами самобытного орнаментального искусства.

Искусной резьбой были украшены деревянные оправы для женских ножей, колотушки для глушения рыбы.

Охотничьи головные уборы богато украшались накладными гравированными пластинками, бусами, бисером, сивучьими усами, птичьими перьями, после чего расписывались яркими минеральными красками.

Применение многоцветной росписи по дереву отличает искусство алеутов от искусства других народов крайнего Северо-Востока России.

Наоборот, оно находит параллели в искусстве индейцев Северо-Запада Америки, хотя по мотивам роспись алеутов стоит ближе к орнаменту эскимосов.

Своеобразием отличаются и алеутские изделия из мягких материалов.

Самые разнообразные узоры алеуты создавали из волоса оленя, причём в технике, неизвестной другим народам.

Тщательность исполнения характерна для плетёных изделий алеутов - накидок, циновок, ковриков, мешочков, корзинок; материалом служили стебли дикого гороха и дикого ячменя.

У алеутов имелось немало исторических преданий. Было сложено много песен, важнейшими темами которых были морские промыслы и любовная лирика.

Традиционное устройство общества

У алеутов к середине XVIII века наблюдались социально-имущественная дифференциация при сохранении основ родового строя.

В. И. Немирович-Данченко отмечал, что до прихода русских алеуты подразделялись на три класса: первый включал тоёнов (родоначальников, старших в роде) и других знатных алеутов, второй - свободных людей, третий -калги- военнопленных, играющих временную роль рабов.

Религия
Для традиционных алеутских верований характерно представления Пантеизма о единстве и одухотворенности Мира, личностно-субъективной сознательности его частных проявлений, о душе как жизненной силе.

Бог по-алеутски звучит как Агугум.

Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов.

Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок.

В мифологии бытовали представления о разных мирах.

Культовый костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу.

Существовали охотничьи обряды вызывания зверя, особые охотничьи запреты и ношение амулетов, охраняющих владельца.

В конце XVIII века алеуты, были обращены в православие.

Особенностью христианизации алеутов было то, что она была начата не миссионерами, а русскими промышленниками.


Постоянное присутствие среди алеутов священников начинается с лета 1824 года, когда на остров Уналашку прибыл И. Е. Вениаминов (свт. Иннокентий), пробывший здесь десять лет.

Считается, что именно Иван Вениаминов крестил алеутов.

Один из алеутов - Пётр Алеут - почитается Православной Церковью в качестве мученика.


Епископом Алеутских островов и Северной Америки в 1898 – 1907гг. являлся будущий Патриарх Московский и Всея Руси, святитель Тихон (Василий Иванович Беллавин).

История

«Обнаружение» русскими Алеутских островов состоялось в 1741 году, во время «Великой Северной (Второй Камчатской) экспедиции» (1733-1743).

С 1745 года, на протяжении нескольких десятилетий происходили ожесточенные вооружённые столкновения между экипажами русских торгово-промышленных судов и алеутами.


Во второй половине XVIII века ежегодно на Алеутские острова приходили до четырёх-пяти купеческих кораблей и сменявшие друг друга партии русских зимовали на островах по 5-6 лет.

С 1799 года Алеутские острова и прилегающая к ним часть Аляски управлялись Российско-Американской компанией (РАК).

Для освоения необитаемых ранее Командорских островов компания с 1826 года стала переселять туда с близлежащих Алеутских островов промысловых рабочих-алеутов (предков нынешнего населения Командор) .

В дальнейшем население Командорских островов пополнялось не только алеутами, но и креолами (потомками европейцев и алеутов) и русскими промышленниками из Атки и Калифорнии, женившимися на алеутках.

Остров Беринга заселяли в основном выходцы с Атки (в 1827 году их было уже 110 человек), остров Медный - выходцы с Атту.

Основной целью Российско-Американской компании было использование алеутов в качестве охотников на котиков и каланов, чьи меха являлись основным источником прибылей.

Официальный статус алеутов приближался к статусу инородцев Российской империи; они платили в казну ясак, а с 1821 года признаны российскими подданными (при этом их отнесли к сословию «островитян», а в 1844 году приравняли к «оседлым инородцам»).

В 1812 году служащий РАК Иван Кусков с 25 русскими колонистами и 90 алеутами (наряду с собственно алеутами в число последних входили и эскимосы-алутиик) основал крепость Росс (Форт-Росс) на побережье Северной Калифорнии.

В 1828 году в крепости проживали 25 русских и около 100 алеутов-звероловов; местные индейцы-кашая называли алеутов «подводными людьми», поскольку их лодки-каяки сидели на воде так низко, что казались появляющимися из моря.


В 1867 году Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США, после чего в России алеуты остались лишь на Командорах.

В 1915 году алеуты приравнены к американским индейцам и перешли под опеку Бюро по делам индейцев.

В 1924 году они права американского гражданства.

В июне 1942 года японские войска десантировались на остров Атту, после чего его жители были перевезены на Хоккайдо.

В 1945 году американские власти переселили их обратно, но по соображениям военного порядка, не на родной остров, а на остров Атка, где они растворились среди местного населения.

Начиная с 1960-х годов положение американских алеутов начинает значительно улучшаться (в частности, удалось справиться с получившим ранее широкое распространение туберкулёзом).

В соответствии с принятым в декабре 1971 года «Актом об урегулировании претензий коренных жителей Аляски», в июне 1972 года была создана «Алеутская корпорация».

Одна из 12 региональных корпораций, созданных на территории штата Аляска на этнической основе, имеющая подразделения в каждом селении, где проживают алеуты, и призванная решать вопросы о землях, некогда отчуждённых у коренного населения.

А также заключать государственные контракты, управлять недвижимостью и инвестициями в различные проекты на контролируемой ею территории.

«Акт» признал также права алеутов на «ведение традиционного образа жизни» и предусматривал выплату им компенсаций за отчуждённые земли.

В России, 1882 года, алеуты были заняты на котиковом, бобровом и песцовом промыслах, ловили рыбу и птиц, разводили ездовых собак и занимались огородничеством (репа, редиска, картофель).

С 1871 года котиковый и бобровый промыслы сдавались в аренду различным торгово-промышленным компаниям.

Численность населения островов зарегистрированная в 1899 году: 354 человек на острове Беринга и 283 человека на острове Медном.

В 1928 году Командорские острова были выделены в Алеутский национальный район.

В 1969 году село Преображенское (место проживания алеутов острова Медный) по решению местных властей в рамках кампании по ликвидации «неперспективных» деревень было закрыто, а жители села были перевезены на остров Беринга.

После этого основным местом сосредоточения российских алеутов стало село Никольское на данном острове.


Национальная кухня. Рецепты

Охота на китов издавна была традиционным занятием многих народов – алеутов, гренландцев, камчадалов, скандинавов, чукчей, эвенков, японцев. По осени они заготавливали мясо: вялили, заливали китовым жиром или замораживали – да так, что оно могло храниться почти год.
Мясо и рыбу ели в сыром, жареном или вареном виде.

Впрок запасали в основном сушеную рыбу и китовый жир.

Последний держали в пузырях из желудков морских животных.

Рецепты:

Строганина.

Целую соленую рыбу отмочить в проточной воде, примерно 3-4 дня. Если ее разделать и порезать на куски - процесс происходит быстрее но рыба теряет вкусовые качества. Отделить мясо от костей и шкуры. Порезать на кусочки 1-1,5 см., добавить уксус, перец, лук, можно и зеленый горошек. Перемешать. Все, можно есть, вернее подавать в качестве закуски.

Второй способ аналогичен первому. Свежезамороженную рыбу настрогать или порезать ножом, добавить уксус, соль, перец, лук дать выстояться 1-3 часа и можно есть. Главное условие - рыба должна быть хорошо промороженная: 6-10 часов при температуре -35.. -45 градусов, или 2-4 дней при -10… -20 градусов.

Брюшки в кляре .

У свежей нерки, кижуча, гольца берется брюшко и ребра, кости отделяются, режутся примерно на кусочки по 5-6 см. Делается кляр, на одну рыбину (1,5 -2 кг.) примерно пол стакана муки, одно яйцо (или 2 чайные ложки яичного порошка), добавляется соль, перец по вкусу. Все это разводится молоком или водой (можно и сухое молоко) до сметанообразного состояния. Сковорода с растительным маслом должна быть хорошо разогрета. Кусочки рыбы полностью обмакиваются в кляре, лишнее тесто стряхивается и ложатся на сковородку. Жарится очень быстро. Аналогично жарится и палтус, только толщина кусочков должна быть не более 1,5..2 см.

Юкола .

В основном делают из нерки. Рыбу потрошат, отрезают голову, Разрезают вдоль до самого хвоста но не совсем, получается две половинки соединенные в хвосте. Удаляют хребет вместе с ребрами. Эти две половинки вешают на жерди под навесом. Можно немного подсолить. Высушенная рыба хранится очень долго и сохраняет все питательные вещества.

Пирог рыбный.

На пирог идет треска, нерка, кижуч, голец. Используется пресное тесто. Рыбное филе нарезают мелкими кусочками (1-2 см.) В противень укладывают тесто слоем в 0,5-1 сантиметра. На него примерно таким же слоем укладывают слегка недоваренный рис (можно и картошку сырую), затем слой нашинкованного лука. Затем слой рыбы от 1,5 до 2,5 см. Некоторые хозяйки наоборот - сначала рыба потом рис. Последний слой лука, специи: соль, перец, петрушка (по вкусу). Все это накрывают слоем теста толщиной 0,5 - 1 см. Края защепляют. Получившийся пирог сверху протыкают вилкой раз примерно 10-12, для выхода пара, а то раздуется как колобок. Из остатков теста делают разные украшения и укладывают сверху. Ставят в духовку, время от времени проверяют. Обычно когда оно покроется коричневатой корочкой - значит готово.!

Котлеты из трески .

Мясо трески перекручиваем на фарш. Добавляем в него примерно столько же и перекрученного сала. В этот фарш добавляем лук, картошку. Перец, зелень и соль по вкусу. Обжариваем котлеты до появления корочки. Потом все это кладем в кастрюлю, грамм 100-150 воды или какой ни будь подливы, и парим.

Чимигин - алеутские «семечки».

Моллюски. Морские улитки диаметром от 1 до 2,5 см. В прибойной полосе ими усыпаны все камни. Берется железная посудина, засыпаем в нее улиток, набирается тут же морская вода, варим их примерно 3-5 минут. Самое главное: нужна иголка или что-то наподобие, чтобы выковыривать их из раковин. Похоже на мясо краба или кальмара- это уж кому как. Очень вкусно. И занятие на долгое время. Дети просто в восторге, когда им на берегу моря сваришь этих «семечек». И действительно, иной раз так увлечешься этими «семечками», что с удивлением заметишь груду пустых раковин возле себя.

Утка в походных условиях .

Разводим костер на крупной гальке. Ощипываем утку, потрошим. Сердце и прочий ливер укладываем внутрь. Соль, специи по вкусу. Если есть картошка - туда же. Сгребаем костер в сторону, в ямку - утку, сверху засыпаем горячей галькой. Сверху остатки костра - пусть прогорает минут 20 - 30.

Соленые ласты .

Ласты нерпы, котика обрезают по первый сустав. От шкуры не очищают. Укладывают в бочку, заливают крепким тузлуком (соляной раствор), ставят под гнет. Если их нужно заквасить то соли используют не много. Есть можно через пару месяцев. Котиков забивают в основном молодых, мясо у них рыбой почти не пахнет.

Свежие ластики

Ласты морского котика варят вместе с картошкой в «мундирах». Едят с картошкой. Горчица или чеснок по вкусу.

Тачи - лопатки морского котика.

Лопатки слегка подсаливают, натирают чесноком и перцем. Ставим их в духовку на противне. Минут через 20-30 можно есть. От обычного мяса отличается очень нежным вкусом. Нет не жил ни прочих атрибутов обычного мяса. Цвет темно-коричневый.

Сольтисон по-алеутски .

Из нерпы, котика извлекают желудок вместе с пищеводом. Выворачивают, соскабливают слизь и прополаскивают. Выворачивают в изначальное положение. Надувают, завязывают, вывешивают на ветерке. В высушенный желудок укладывают слоями юколу и нерпичий жир. Жир нарезают полосками. Завязывают и вешают в погребе. Через 2-3 месяца юкола пропитывается жиром, становится мягкой и готова к употреблению. В этих же желудках квасят и ластики, также добавляя нерпичий жир. Вообще-то перетопленный нерпичий жир при нормальной температуре остается жидким как растительное масло.

Самоназвание – алеут, унанган.

Коренное население Алеутских островов, Большая часть живёт в США - юго-запад полуострова Аляска (вплоть до р. Угашика на севере) и некоторых прилегающих к нему мелких островов (около 2 тыс. человек) и в России (482 человек) на Командорских островах (острова Беринга, Медный), где живёт с начала XIX века, на Камчатке и др.

Язык алеутский эскимосско-алеутской семьи. Диалекты: уналашкинский (восточный), аткинский (центральный), аттуанский (западный). Родной язык сохранили немногие, перешли на английский, русский языки.

История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 году Алеутских островов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733-1743). Русские мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре народа.

Этногенез и этническая история: заселение предками алеутов основной части их территории происходило в условиях миграции народов из Азии в Америку 10-12 тыс. лет назад. Название "алеуты" было дано русскими после открытия ими Алеутских островов и впервые встречается в документах 1747 года. С 1799 года территория алеутов управлялась Российско-Американской компанией, которая заселила Алеутами необитаемые Командорские и Прибылова острова. Алеуты были обращены в православие, испытали сильное влияние русской культуры. В 1867 году Алеутские острова и Аляска были проданы США.

Основные традиционные занятия алеутов до контактов с европейцами - охота на морских животных (котиков, сивучей, каланов и пр.) и рыболовство. Подсобное значение имело собирательство. Изготовляли орудия охоты и рыболовства, оружие из камня, кости, дерева, обтянутые кожей лодки - многовёсельные байдары, одно-, двух-, трёхлючные байдарки.

В России Командорские острова были выделены (1928) в Алеутский национальный район (с 1932 года в Камчатской области), в середине 1930-х годов ликвидированный, ныне восстановленный. Наряду с традиционными развиваются новые отрасли хозяйства: звероводство (норка), животноводство, огородничество.

К середине XVIII века существовали имущественная и социальная дифференциация, военная организация.

Селения алеутов обычно состояли из 2-4 больших (от 10 до 40 семей) полуземлянок.

Традиционная одежда алеутов (мужская и женская) - парка - длинная глухая одежда из меха котика, калана, птичьих шкурок. Поверх надевалась камлейка - одежда из кишок морских зверей с рукавами, глухим воротом и капюшоном. Обувь - торбаса (сапоги из кож морских животных). Охотники носили деревянные шляпы - конические или с открытым верхом, с удлинённым большим козырьком, украшенные резной костью, сивучьим усом, перьями и пр.

Важную роль в морской охоте алеутов играли байдара - плоскодонная лодка с деревянным каркасом, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей, и каяк - закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник (прообраз спортивной байдарки). Управляли ею двухлопастным веслом. До прихода русских оружием алеутов были лёгкие дротики с костяными наконечниками, луки, каменные или костяные ножи

Основная традиционная пища - мясо морских животных и птицы, рыба (преимущественно в сыром виде), морские беспозвоночные, водоросли, ягоды, коренья.

Для традиционных верований характерна вера в духов, существовало шаманство.

Р.Г. Ляпунова

По данным Переписи населения 2010 года численность алеутов, проживающих на территории России, составляет 482 человека.

Алеу́ты (самоназвание - унанган / unangan) - коренное население Алеутских островов. Большая часть живёт в США (Аляска), часть в России (Камчатский край).

Название «алеут» русского происхождения. Оно было дано после открытия Алеутских островов, впервые встречается в документах в 1747 г. Этимология этнонима спорна. Г. А. Меновщиков объясняет его из алеутского слова аллитхух (команда, община). И. С. Вдовин полагал, что этноним чукотско-корякского происхождения, от слова аляв-вытэ (те, у кого на голове обод). Отличительной особенностью алеутов в прошлом действительно были их необычные деревянные головные уборы. Наиболее убедительным представляется объяснение происхождения этого названия от чукотского «алиат» (остров), «алиут» (островитяне).

Помимо общего названия унанган, жители островов имели ещё местные названия: жители Ближних островов назывались сасигнан, Крысьих - каган, Четырёхсопочных - акагаи (то есть тамошние), жители о-вов Креницыиа и части Уналашки - кигиган (северо-восточные), жители островов от Унги до Унимака (не включая его) - каган таягангин (восточные люди), жители о-ва Унимака - анимгин, о-ва Умнака и части о-ва Уналашки - каэлянгин, о-ва Атхи - нигагин.

Эскимосы, ближайшие соседи алеутов, называют их алакшак.

В России живут на Командорских островах, которые составляют Алеутский район Камчатского края. Численность алеутов в России - 482 человека (по переписи 2010 года), из них в крае - 401 чел., в селе Никольское, в единственном населённом пункте на острове Беринга и районе в целом (с 1970-х годов).

Алеуты в составе арктической расы занимают особое положение, у них обнаружена примесь южных элементов тихоокеанской ветви монголоидов. Широкое плоское лицо с выкатившимися скулами и вкось прорезанными глазами скорее заставляет предполагать родство этого племени с монгольской, чем с американской расой.

Долгое время существовали две гипотезы их происхождения. Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой - с Аляски. Стеллер высказывался за азиатское происхождение алеутов. Основанием он выставлял сходство, которое имеют, по его мнению, алеутские шляпы из древесной коры со шляпами камчадалов и коряков. Возражая против этого мнения, известный американский исследователь Аляски В. Долл считал невероятным переезд алеутов, при их средствах передвижения, из Азии на острова. Иохельсон также высказывается за американское происхождение алеутов, аргументируя это сходством культуры алеутов с культурой северо-западных индейцев: «Сюда относятся употребление втулок (как украшений), раскраска лица и некоторые другие приемы украшения. В общем можно сказать, что особенности материальной и духовной культуры, а также физический склад алеутов указывают на их тесную связь с обитателями Америки, а не Азии». Грдличка полагал, что ко времени начала нашей эры на Алеутских островах появился народ, который автор называет праалеутами (pre-Aleuts). Они антропологически отличались от алеутов, эскимосов и конягов (кадьякцев) и были сходны с индейцами сиу. В XIII-XIV вв. их сменили пришедшие сюда с востока, со стороны Америки, монголоиды, возможно какая-то ветвь тунгусской семьи народов, перешедшая через Берингов пролив в Америку. Таким образом, по мнению Грдлички, перемещение предков современных алеутов совершалось не вдоль Алеутской гряды, а из Америки, куда и праалеуты, и пришельцы XIII-XIV вв. попали через область Берингова пролива.

Исследования доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры происходило 6000 - 4600 лет назад. Есть предположение, что алеуты составляли южную группу эскимосов, по другим источникам - они выделились в самостоятельный этнос достаточно давно.

История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 году Алеутских островов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733-1743). Русские мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре народа.

С 1799 Алеутские острова и прилегающая к ним часть Аляски управлялись Российско-Американской компанией. Для освоения необитаемых Командорских островов компания переселила туда с этих островов часть алеутов, предков нынешних. В дальнейшем население Командорских островов пополнялось не только алеутами, но и креолами (потомками европейцев и алеутов) и русскими промышленниками из Атки и Калифорнии, женившимися на алеутках. Остров Беринга заселяли в основном выходцы с Атки, в 1827 их было уже 110 человек. В 1900 году на острове Беринга проживало 279 алеутов, а на острове Медном - 253 выходца с Атту. Ныне на Командорах живёт примерно 550 алеутов. Основной целью Российско-Американской компании было сохранение их традиционного хозяйства как надежного источника прибылей. Чиновники назначали приказчиков и байдарщиков для организации промысла на отдаленных островах. Официальный статус алеутов приближался к статусу инородцев Российской империи; они платили в казну ясак, а с 1821 признаны российскими подданными. В 1867 Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. В России алеуты остались лишь на Командорах. С 1891 по 1917 годы острова арендовали различные торгово-промышленные компании.

После окончания гражданской войны на Дальнем Востоке началось восстановление разрушенного хозяйства на островах, развитие земледелия, скотоводства, рыбного и морского зверобойного промыслов. Процесс возрождения алеутов включал создание в 1925 зверосовхоза, выделение в 1928 Командорских островов в Алеутский национальный район, участие народа в управлении, подготовку кадров национальной интеллигенции, технических специалистов. С 1935 начался прирост численности населения. В то же время развивается процесс рассеивания алеутов, их оседания на материке.

С 1969 алеуты в основном живут в селе Никольском. По образу жизни и социальной структуре не отличаются от приезжего населения. Возросло количество межнациональных браков.

Для традиционных верований характерен анимизм. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок. Среди алеутов был распространён шаманизм, в мифологии которого бытовали представления о разных мирах. Шаманский костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу. Помимо шаманства существовала также охотничья магия, заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца.

В конце XVIII века алеуты, испытав сильное влияние русской культуры, были обращены в православие. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведённые на алеутский язык. Характерно, что часть аборигенов стала миссионерами. Алеуты до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные обряды исполняют на русском и алеутском языках. Один из алеутов - Пётр Алеут - почитается Православной Церковью в качестве мученика. Бог по-алеутски звучит как Агугум.

Основу хозяйства составлял зверобойный промысел, рыболовство и птицеловство. Также они собирали морских беспозвоночных: морских ежей, моллюсков, блюдечки и мидий. Охота на морских животных с байдар и добыча котиков на суше. Зимой промышляли с берега тюленей. Морского бобра (калана) добывали в открытом море при помощи гарпуна (метательного копья на длинной веревке), сивучей и моржей - на лежбищах, нерпу заманивали на берег манком - надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки, на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом. Через 2-3 дня море выбрасывало на берег тушу животного. Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок - деревянных дощечек 50-70 см длиной с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом.

Алеуты ловили рыбу, используя длинные удочки, изготавливаемые из водорослей. К этим прочным и крепким приспособлениям крепились крюки. Удочки можно было использовать для ловли морской рыбы, такой, как палтус и треска. Речную рыбу ловили при помощи мешкообразных сетей, изготавливаемых из китовых сухожилий.

Охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) - связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника. Отлавливали их и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями.

Важную роль в морской охоте играли байдара - плоскодонная лодка с деревянным каркасом, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей, и каяк - закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник (прообраз спортивной байдарки). Управляли ею двухлопастным веслом. До прихода русских оружием алеутов были легкие дротики с костяными наконечниками, луки, каменные или костяные ножи.

Селения располагались на морском побережье, часто в устьях рек и состояли из двух-четырех больших полуземлянок (улягамах). Русские путешественники называли их земляными юртами из выкидного леса, которые начисто были лишены очага. Для них выбирали высокие, открытые места, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов. Полуземлянки строили из плавника (прибитых к берегу деревьев), сверху покрывали сухой травой, шкурами и дерном. В крыше оставляли несколько четырёхугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками. Жилище вмещало от 10 до 40 семей. Внутри вдоль стен сооружали нары. Каждая семья жила на своей части нар, отделенных друг от друга столбами и занавесками. Под нарами хранили утварь. Летом переселялись в отдельные легкие постройки. В XIX веке традиционная полуземлянка видоизменилась: стены и крышу, сделанные из жердей и досок, обкладывали дерном. Наверху находился люк для освещения, сбоку - выход через небольшие сени. Освещали жилища жировыми лампами, иногда клали печи. Наряду с традиционной утварью пользовались привозной посудой фабричного производства.

Традиционной одеждой была парка - длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок. Поверх неё надевали камлейку - глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки). Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. Парки и камлейки украшали вышитыми полосами и бахромой. Сохранились традиционные промысловые куртки с капюшонами из сивучьих кишок и горл, штаны из нерпичьей кожи. Мужская и женская одежда полностью совпадала по крою и украшениям. Позже появился новый тип одежды - бродни - штаны из сивучьих горл, к которым пришивали непромокаемые торбаса - мягкие сапоги из кожи морских животных. В повседневной жизни носили европейскую одежду.

Промысловыми головными уборами были деревянные шляпы конической формы (у вождей - тоёнов) либо без верха, с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников), богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами. Их надевали на капюшон камлейки. Шляпы выдалбливали из целого куска дерева, затем распаривали и, придав нужную форму, расписывали в яркие тона с причудливым орнаментом. С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску. На вершину задней пластинки, служившей одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли 50-сантиметровые сивучьи усы, количество которых зависело от охотничьего достоинства владельца. Эти головные уборы носили только мужчины. Празднично-обрядовыми головными уборами служили шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами.

Традиционной едой алеутов была юкола.

У алеутов наблюдалось социальное расслоение при наличии родового строя. Вождь (тойон или тукукс) возглавлял племя. Имелись и калги - рабы из военнопленных.

Знатных людей хоронили вместе с рабами в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между двумя столбами. Умерших бальзамировали, затем сьедали[источник не указан 92 дня], а также из их костей делали погребальные костры.

Алеуты - коренное население Командорских островов, входящих в административном отношении в состав Камчатской области. Алеуты живут также в США (коренное население Алеутских и Прибыловых островов, юго-западной оконечности полуострова Аляска). Общая численность алеутов - около 13 тыс. человек, в т.ч. в США более 12 тыс. Самоназвание - алеут, унанган. Алеуты, проживающие на острове Медном называли себя сасигнам. Эскимосы, ближайшие соседи алеутов, называют их алакшак. Название «алеут» русского происхождения. Оно было дано после открытия Алеутских островов, впервые встречается в документах в 1747 г. Этимология названия спорна, возможна связь с алеутским алягук - «море». Говорят на алеутском языке, имеющем три диалекта: уналашкинский (восточный), аткинский (центральный), аттуанский (западный).

В настоящее время в России существует два диалекта - беринговский (язык западной диалектной группы) и медновский, являющийся креолизованным языком с алеутской лексикой и смешанной русско-алеутской грамматической системой.

Название народа – алеуты, придумано русскими во время Великой Северной экспедиции 1741 года. Путешественники не смогли точно определить корни этого народа. Согласно одной версии, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой – с Аляски. Это произошло приблизительно 6000 – 4600 лет назад. В середине XVIII века их было 15 тысяч человек, и они жили в основном на Алеутских островах. В 1799 году российские компании часть алеутов переселили на Командорские острова. В 1867 году Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. В России аборигенов в настоящее время осталось лишь 550 человек. Более многочисленная группа живет в Америке. В настоящее время их там — 17000 человек.

С 1891 по 1917 год Командорские острова арендовали различные торгово-промышленные компании, которые скупали у местного населения пушнину, мясо и жир морских животных.

Язык

Язык предположительно обособился 3 – 4 тыс. лет назад и считался одним из древних диалектов эскимосского языка. На о-ве Беринга был распространен аткинский диалект алеутского языка, на о-ве Медный образовался новый диалект на основе аттовского и русского языков. При общении жители этих островов с трудом понимали друг друга. Первая грамматика алеутского языка была составлена в начале XIX в. на основе кириллицы.

Предки современных алеутов появились на Командорах в первые десятилетия 19 века. Русско-американская компания переселила сюда для промысла морских животных несколько семей с островов Атка и Атту. С самого начала постоянного освоения островов их население было смешанным: алеуты, русские и креолы (лица смешанного происхождения). Взаимодействие трех этих главных компонентов и сформировало к концу 19 века своеобразный культурный облик командорских алеутов. В начале XX века на Командорских островах существовало два крупных села - Никольское на острове Беринга и Преображенское на острове Медном. Имелись и более мелкие поселения, по большей части сезонные, но нередко в них жили и круглый год. Концентрация островного производства в 70-е годы привела к ликвидации Преображенского как самостоятельного населенного пункта. Все жители Командор сосредоточились в селе Никольском.

Образ жизни и система обеспечения

Основные традиционные занятия алеутов - охота на морских животных (каланов, котиков), рыболовство, островное звероводство и собирательство. В начале XX века, в связи с резким падением численности котиков на лежбищах Командорских островов, значение котикового промысла в жизни алеутов сократилось. Ведущую роль в хозяйстве стали играть рыболовство, охота на песца, а также огородничество и домашнее животноводство.

В те времена в арсенал охотников входили самые разнообразные орудия. Промысел начинался в конце апреля с ловли рыбы сетями. Середина июля — сезон охоты на птиц при помощи метательных копий-шатин и метательного снаряда бола. Бола — остроумное и простое орудие, которое представляет собой связку ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю, птица запутывалась в ремнях и становилась легкой добычей. На птиц охотились также при помощи больших сачков и сетей.

С наступлением зимы начиналась охота на морского бобра, которого добывали в открытом море при помощи гарпуна; моржей промышляли на лежбищах. Для поимки нерпы применяли хитрый прием: ее заманивали на берег манком - надутой нерпичьей шкурой, имитируя при этом крик самки. Алеуты охотились даже на царя моря – кита. Для этого они использовали копье с отравленным наконечником. Под воздействием яда кит погибал через 2–3 дня и его тушу, выброшенную волнами на берег, подбирали охотники.

Важную роль в морской охоте играли байдара – деревянная, плоскодонная каркасная лодка, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей и каяк – закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник. Управляли ею двухлопастным веслом (прообраз спортивной байдарки). С появлением огнестрельного оружия стали делать двухключные байдары (во время стрельбы второй гребец должен был удерживать равновесие).

Распространились и некоторые не характерные для материковой культуры алеутов элементы: так, на о. Беринга появились нарты (сани) с собачьими упряжками, на о. Медном – короткие, широкие лыжи, подбитые шкурой нерпы.

С 1932 г., когда на Командорах был создан специализированный зверосовхоз (зверокомбинат), все взрослые мужчины-алеуты и значительная часть женщин числились его рабочими. Сохранялись потребительский лов рыбы, охота и собирательство. В сфере занятости начала формироваться категория служащих, в т.ч. работники административно-управленческого аппарата.

В 50-е гг. начался массовый приток на острова приезжего населения, быстрый рост хозяйственной и социальной инфраструктуры. Это сразу же отрицательно сказалось на положении алеутов. Очень скоро приезжие вытеснили коренных жителей из наиболее доходных и престижных сфер хозяйства.

Этно-культурная ситуация

Командорские алеуты, изначально формировавшиеся как креольская этническая общность, ставшие в советское время самостоятельным «малым» народом Севера, в настоящее время превращаются в русскоговорящую старожильческую группу. Все командорские алеуты русскоязычны. По оценкам лингвистов, сегодня лишь два десятка человек пожилого возраста являются еще носителями родного языка. Впрочем, проблема утраты родного языка характерна практически для большинства коренных народов Севера РФ. Созданная в 30-е годы и восстановленная на русской графической основе в конце 80-х гг. письменность на алеутском языке практически не используется. Язык в школе преподается на уровне факультатива.

Глубокая изоляция Командор от остальной территории страны и области, ограниченный доступ на острова приезжему населению и в силу этого замедленность ассимиляционных процессов создают условия для стабильного функционирования сложившейся культуры. С этой точки зрения этнокультурная ситуация на Командорах уникальна, а сами алеуты представляют исключительный интерес как единственная наиболее яркая креольская группа в пределах современной территории РФ. Нынешнее поколение алеутов стремится к сохранению и возрождению своего культурного наследия. Работает алеутский краеведческий музей. Важную роль в деле сохранения народных традиций играет национальный ансамбль «Унанган» и семейный ансамбль «Чиян», созданные еще в начале 80-х гг. Есть попытки возродить традицию резьбы по кости и камню как вид прикладного искусства, растет привлекательность традиционных алеутских вечеринок, других национальных форм проведения досуга.

Важную роль в деле сохранения культуры алеутов призван сыграть этнокультурный центр, создаваемый в с. Никольском на средства федерального бюджета. Также необходимо восстановление постоянных культурных связей с алеутами, проживающими на территории Аляски.

Традиционное жилище

До XIX века от зимней стужи алеуты спасались в полуземлянках на 10 — 40 семей, покрытых сухой травой, шкурами и дерном. Забирались внутрь через отверстие в крыше по бревну с зарубками. Вдоль стен сооружались нары, а место каждой семьи было отделено столбами с занавесками. Под нарами хранили утварь. Летом жили в легких постройках.

В XIX в. у них появились другие зимние жилища, со стенами и крышей, сделанные из жердей и досок. Верхний люк стал использоваться для освещения, а в помещение они проникали через выходы в стенах. Освещались полутемные жилища жировыми лампами.

Традиции и обычаи

В течение долгой зимы мужчины занимались изготовлением промысловых орудий, каменной и деревянной посуды, сидя у выдолбленных из камня плошек, в которых горел фитиль из мха, плавающий в китовом жире. Пищу жарили в таких же плошках. Если рядом с поселением были горячие источники, то алеуты варили в них рыбу и мясо. Умели они готовить и особые блюда из сырой рыбы. Для голодной зимы заготавливали сушеную рыбу и китовый жир, который держали в пузырях из желудков морских животных.

Женщины были искусными мастерицами, шили и вышивали одежду, плели циновки и корзины. Растительные нити были так тонки, что могли конкурировать с шелком. Впрочем, орнаменты не отличались большим разнообразием.

Несмотря на малочисленность, к середине ХVIII в. население каждого острова представляло самостоятельное сообщество сородичей со своим диалектом. Родовую группу возглавлял вождь-тоён. Эта почетная должность передавалась по наследству и в редких родах была выборной. Тоён налаживал торговые связи, вершил судебные дела, занимался контролем за угодьями рода – лежбищами зверей.

Если говорить об их верованиях, то среди алеутов было распространено шаманство и охотничья магия. Обычно шаман, переодетый в специальный костюм, напоминающий птицу, вызывал зверя. Также шаман приплясывал особым образом, чтобы защитить охотника на промысле и обеспечить ему богатую добычу.

В праздник зимнего солнцестояния алеуты собирались для красивого представления. Оно сопровождалось плясками с пантомимами, драматическими представлениями охотничьих сцен и мифологических сюжетов под пение и удары бубна. Исполнители надевали специальные головные уборы и деревянные маски. Из уст в уста у алеутов передавались предания о первоначальном бессмертии людей, о происхождении людей от упавшей с неба собаки, о борьбе с людоедами, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам.

В конце ХVIII века алеуты были обращены в православие и многие их обычаи стали сходить на нет, предания забываться, а сам народ — вымирать и нищать. В ХIХ веке это достигло критической отметки и казалось, что скоро в России не останется ни одного алеута. С 1935 г. начался медленный прирост численности населения, но национальные традиции были во многом утрачены.

Традиционная одежда

Традиционной одеждой была парка – длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок. Поверх нее надевали камлейку – глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки). Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. Парки и камлейки украшали вышитыми полосами и бахромой. Сохранились традиционные промысловые куртки с капюшонами из сивучьих кишок и горл, штаны из нерпичьей кожи. Мужская и женская одежда полностью совпадала по крою и украшениям. Появился и новый тип одежды – бродни – штаны из сивучьих горл, ка которым пришивали непромокаемые торбаса – мягкие самлши их кожи морских животных.Обувь – торбаса – мягкие сапоги из кожи морских животных. В повседневной жизни носили русскую одежду.

Промысловыми головными уборами служили деревянные шляпы конической формы (у вождей-тоёнов) либо без верха с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников), богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами. Их надевали на капюшон камлейки. Такие шляпы выдалбливали из цельного куска дерева, затем распаривали, придавая нужную форму, и расписывали в яркие тона, создавая причудливый орнамент. С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску. На вершину задней пластинки, служившепй одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли сивучьи усы длиной до 50 сантиметров. Количество их зависело от охотничьего достоинства владельца и свидетельствовало о числе добытых моржей. Эти головные уборы носили только мужчины.

Празднично-обрядовыми головными уборами были шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами. Неотъемлемая часть праздничного убранства – ожерелья, ручные и ножные браслеты, вставки и подвески в отверстиях, проделанных в губах и возле губ, а также в носу, по краям ушной раковины и в мочке уха. Их изготавливали из кости, камня, деревянных и сланцевых палочек, перьев, уса морского льва, травы и корней растений. Алеуты наносили татуировку и раскрашивали лицо и тело, однако с началом контактов с русскими эта традиция стала ослабевать.

Фольклор

Фольклор недостаточно изучен, поскольку фундаментальных исследований не вели,

Существуют сказки, героический эпос (повествование), или богатырские сказки, рассказы о древних обычаях, бытовые рассказы, песни, поговорки и загадки.

Большинство сказок основано на мифологических сюжетах. Наиболее распространены были мифы о духах животных-покровителях и этиологические (касающиеся причин различных явлений) предания о первоначальном бессмертии людей, о происхождении людей от упавшей с неба собаки и др. Героический эпос включает предания о родоначальниках, о борьбе с людоедами, о переселении людей с материка на острова, рассказы о походах восточных групп алеутов на запад, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам, и др. Бытовые рассказы повествуют о поездках на промысел, путешествиях; предания – о беглых алеутах, скрывавшихся от русских в пещерах, о далеких путешествиях; сатирические сюжеты – об охотнике, умершем от обжорства внутри кита. Во многих сюжетах отражены традиционные семейно-родственные отношения: о неверности мужа или ревнивой жене, о сожительстве героя с женой двоюродного брата, о враждебных отношениях зятя с шурином (братом жены) и др.

Песенный фольклор был чрезвычайно развит. На праздниках мужчины под звуки бубна воспевали подвиги предков, удальство в промысле, ловкость в управлении байдарой. Во время игр, обрядовых действий и исполнения сказок пели под аккомпанемент многострунной щипковой мечевидной цитры (чаях), которую позднее заменила гитара.