Главная · Франция · Народы России. Алеуты

Народы России. Алеуты

Алеуты, алеут, унанган (самоназвание), народ в США, коренное население Алеутских островов, юго-запада полуострова Аляска и некоторых прилегающих к нему мелких островов.

Численность и язык

Численность около 3400 (по оценкам) до 17500 (по переписи) человек (2010). Часть алеутов (около 480 чел. — 2010) живёт с начала 19 в. на Командорских островах в России (острова Беринга, Медный). К алеутам причисляет себя часть эскимосов юго-западной и южной Аляски.

Относятся к арктической (эскимосской) расе большой монголоидной расы. Язык алеутский эскимосско-алеутской семьи.

Диалекты:

  • уналашкинский (восточный),
  • аткинский (центральный),
  • аттуанский (западный).

Двуязычны, многие переходят на английский, русский языки.

История

Заселение предками алеутов основной части их территорий происходило в условиях миграции народов из Азии в Америку 10-12 тыс. лет назад. Название «алеуты» было дано русскими после открытия ими Алеутских островов и впервые встречается в документах 1747.

С 1799 территория алеутов управлялась Российско-Американской компанией, которая заселила алеутами необитаемые Командорские и Прибылова острова.

Алеуты были обращены в православие, испытали сильное влияние русской культуры. В 1867 Алеутские острова и Аляска были проданы США.

Основные традиционные занятия алеутов до контактов с европейцами — охота на морских животных (котиков, сивучей, каланов и пр.) и рыболовство. Подсобное значение имело собирательство. Изготовляли орудия охоты и рыболовства, оружие из камня, кости, дерева, обтянутые кожей лодки — многовесельные байдары, одно-, двухлючные байдарки.

К середине 18 в. существовали имущественная и социальная дифференциация, военная организация. Система родства ирокезского типа. Селения алеутов обычно состояли из 2-4 больших (от 10 до 40 семей) полуземлянок.

Традиции

Традиционная одежда алеутов (мужская и женская) — парка — длинная глухая одежда из меха котика, калана, птичьих шкурок. Поверх надевалась камлейка — одежда из кишок морских зверей с рукавами, глухим воротом и капюшоном. Обувь — торбаса (сапоги из кож морских животных). Охотники носили деревянные шляпы — конические или с открытым верхом, с удлинённым большим козырьком, украшенные резной костью, сивучьим усом, перьями и пр.

Основная традиционная пища — мясо морских животных и птицы, рыба (преимущественно в сыром виде), морские беспозвоночные, водоросли, ягоды, коренья.

Для традиционных верований характерна вера в духов, существовало шаманство.

Современные алеуты в США заняты на котиковых промыслах на осторовах Прибылова, работой по найму на рыбоконсервных предприятиях. В СССР Командорские острова были выделены в Алеутский район Камчатской области (1932).

Наряду с традиционными развиваются новые отрасли хозяйства: звероводство (норка), животноводство, огородничество.

Литература

  • Вениаминов И., Записки об островах Уналашкинского отдела, ч. 1-3, СПБ, 1840;
  • Ляпунова Р.Г. Очерки по этнографии алеутов, Л., 1975;
  • Окладников А.П., Васильевский Р. С., По Аляске и Алеутс

:
482 (перепись, 2010)

Язык Религия Входит в Родственные народы

Алеу́ты (самоназвание - унаңан / unangan ) - коренное население Алеутских островов . Большая часть живёт в США (Аляска), часть в России (Камчатский край).

Этноним

Название «алеут» русского происхождения. Оно было дано после открытия Алеутских островов, впервые встречается в документах в 1747 г. Этимология этнонима спорна. Г. А. Меновщиков объясняет его из алеутского слова аллитхух (команда, община). И. С. Вдовин полагал, что этноним чукотско-корякского происхождения, от слова аляв-вытэ (те, у кого на голове обод). Отличительной особенностью алеутов в прошлом действительно были их необычные деревянные головные уборы. Наиболее убедительным представляется объяснение происхождения этого названия от чукотского «алиат» (остров), «алиут» (островитяне)

Помимо общего названия унанган, жители островов имели ещё местные названия: жители Ближних островов назывались сасигнан, Крысьих - каган, Четырёхсопочных - акагаи (то есть тамошние), жители о-вов Креницыиа и части Уналашки - кигиган (северо-восточные), жители островов от Унги до Унимака (не включая его) - каган таягангин (восточные люди), жители о-ва Унимака - анимгин, о-ва Умнака и части о-ва Уналашки - каэлянгин, о-ва Атхи - нигагин .

Эскимосы, ближайшие соседи алеутов, называют их алакшак.

Расселение

Эскимосско-алеутские языки и их распространение

Алеуты - коренное население Алеутских островов , о-вов Шумагина , а также западного берега Аляски вплоть до р. Угашика на севере. После прихода русских алеутов в 1825 году поселили также на о-вах Командорских, Прибылова , на некоторых прибрежных островах и на материке Северной Америки. Число их до прихода русских, то есть в середине XVIII в., определялось в 12-15 тыс.

Большая часть алеутов (более 2000 человек-носителей языка) проживает в США на Алеутских островах (штат Аляска). Численность их в середине XVIII века достигала 12 - 15 тыс. человек. По переписи населения США 2000 года численность алеутов составила 17 004 человека , в том числе на Аляске - 10 708 человек, в штате Вашингтон - 2273 человек, в Калифорнии - 998 человек, в Орегоне - 479 человек и др.

Антропология

Алеуты в составе арктической расы занимают особое положение, у них обнаружена примесь южных элементов тихоокеанской ветви монголоидов . Широкое, плоское лицо с выкатившимися скулами и вкось прорезанными глазами скорее заставляет предполагать родство этого племени с монгольскою, чем с американской расой .

Генетика

Этногенез

Долгое время существовали две гипотезы их происхождения. Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой - с Аляски. Стеллер высказывался за азиатское происхождение алеутов. Основанием он выставлял сходство, которое имеют, по его мнению, алеутские шляпы из древесной коры со шляпами камчадалов и коряков. Возражая против этого мнения, известный американский исследователь Аляски В. Долл считал невероятным переезд алеутов, при их средствах передвижения, из Азии на острова. Иохельсон также высказывается за американское происхождение алеутов, аргументируя" это сходством культуры алеутов с культурой северо-западных индейцев: «Сюда относятся употребление втулок (как украшений), раскраска лица и некоторые другие приемы украшения. В общем можно сказать, что особенности материальной и духовной культуры, а также физический склад алеутов указывают на их тесную связь с обитателями Америки, а не Азии». Грдличка полагал, что ко времени начала нашей эры на Алеутских островах появился народ, который автор называет праалеутами (pre-Aleuts). Они антропологически отличались от алеутов, эскимосов и конягов (кадьякцев) и были сходны с индейцами сиу. В XIII-XIV вв. их сменили пришедшие сюда с востока, со стороны Америки, монголоиды, возможно какая-то ветвь тунгусской семьи народов, перешедшая через Берингов пролив в Америку. Таким образом, по мнению Грдлички, перемещение предков современных алеутов совершалось не вдоль Алеутской гряды, а из Америки, куда и праалеуты, и пришельцы XIII-XIV вв. попали через область Берингова пролива.

Исследования доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры происходило 6000 - 4600 лет назад. Есть предположение, что алеуты составляли южную группу эскимосов , по другим источникам - они выделились в самостоятельный этнос достаточно давно.

История алеутов

История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 году Алеутских островов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733-1743) . Русские мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре народа.

Птицеловство . Охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) - связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника. Отлавливали их и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями.

Техника

Важную роль в морской охоте играли байдара - плоскодонная лодка с деревянным каркасом, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей, и каяк - закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник (прообраз спортивной байдарки). Управляли ею двухлопастным веслом. До прихода русских оружием алеутов были легкие дротики с костяными наконечниками, луки, каменные или костяные ножи

Традиционное жилище

Традиционный зимний дом - Barabara или Алеутский Ulax

Селения располагались на морском побережье, часто в устьях рек и состояли из двух-четырех больших полуземлянок (улягамах). Русские путешественники называли их земляными юртами из выкидного леса , которые начисто были лишены очага . Для них выбирали высокие, открытые места, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов. Полуземлянки строили из плавника (прибитых к берегу деревьев), сверху покрывали сухой травой, шкурами и дерном. В крыше оставляли несколько четырёхугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками. Жилище вмещало от 10 до 40 семей. Внутри вдоль стен сооружали нары . Каждая семья жила на своей части нар, отделенных друг от друга столбами и занавесками. Под нарами хранили утварь . Летом переселялись в отдельные легкие постройки. В XIX веке традиционная полуземлянка видоизменилась: стены и крышу, сделанные из жердей и досок, обкладывали дерном. Наверху находился люк для освещения, сбоку - выход через небольшие сени. Освещали жилища жировыми лампами , иногда клали печи. Наряду с традиционной утварью пользовались привозной посудой фабричного производства.

Одежда

Деревянные головные уборы алеутов в Кунсткамере (Санкт-Петербург). Являлись частью промыслового снаряжения охотника. Головные уборы украшены костяными пластинами и усами сивуча . Уборы конической формы принадлежали вождям племён или знатным членам общины; их цена равнялась цене байдарки . XIX век .

Традиционное общество

У алеутов наблюдалось социальное расслоение при наличии родового строя. Вождь (тойон или тукукс ) возглавлял племя. Имелись и калги - рабы из военнопленных.

Похороны

Знатных людей хоронили вместе с рабами в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между двумя столбами. Умерших бальзамировали. И затем съедали. А из кишечника делали разноцветные бусы, которые использовались при создании уздечек у собачьих упряжек.

См. также

  • Никольское (Камчатская область) - единственное место компактного проживания алеутов в России

Примечания

  1. Суммарно переписью выделены следующие группы алеутов: собственно алеуты (10 548 чел., Aleut), алютик (389 чел., Alutiiq Aleut), сукпиак (33 чел., Sugpiaq), сукпикак (2 чел., Suqpigaq), чугах (427 чел., Chugach Aleut, на полуострове Кенай), алеуты Бристольского залива (684 чел., Bristol Bay Aleut), эяк (552 чел., Eyak, в дельте реки Коппер), кадьяк или кодьяк (1 800 чел., Koniag Aleut, на острове Кадьяк), унанган (2 569 чел., Unangan Aleut), часть из которых являются разными самоназваниями алеутов: Census US 2000. American Indian and Alaska Native Alone and Alone or in Combination Population by Tribe for the United States: 2000.xls
  2. Joshuaproject. Aleut, Eastern of United States
  3. Census US 2000: American Indian and Alaska Native Tribes for the United States, Regions, Divisions, and States (PHC-T-18) : Census US 2000. American Indian and Alaska Native Alone and Alone or in Combination Population by Tribe for Alaska: 2000.xls
  4. Census US 2000: American Indian and Alaska Native Tribes for the United States, Regions, Divisions, and States (PHC-T-18) : Census US 2000. American Indian and Alaska Native Alone and Alone or in Combination Population by Tribe for Washington: 2000.xls
  5. Census US 2000: American Indian and Alaska Native Tribes for the United States, Regions, Divisions, and States (PHC-T-18) : Census US 2000. American Indian and Alaska Native Alone and Alone or in Combination Population by Tribe for California: 2000.xls
  6. Всероссийская перепись населения 2010 года . Архивировано
  7. Всероссийская перепись населения 2010 года. Данные по регионам . Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012. Проверено 16 декабря 2011.
  8. Joshuaproject. Aleut
  9. История исследования Алеутских островов
  10. [http://std.gmcrosstata.ru/webapi/opendatabase?id=vpn2002_pert База микроданных Всероссийской переписи населения 2002 года
  11. Census US 2000: American Indian and Alaska Native Tribes for the United States, Regions, Divisions, and States (PHC-T-18)
  12. Алеуты
  13. Алеуты
  14. Жители побережья: народы моря
  15. АЛЕУТСКИЕ ОСТРОВА

Ссылки

Место проживания. В России алеуты живут на Командорских островах (острова Медный, Беринга), большая же часть их - в США (Аляска, Алеутские острова).

Язык, диалекты. Язык - эскимосско-алеутская семья языков. Язык предположительно обособился 3–4 тысячи лет назад и представлял собой один из древних диалектов эскимосского языка. На острове Беринга был распространен аткинский диалект алеутского языка, на острове Медном образовался новый диалект на основе аттовского диалекта и русского языка. При общении жители этих островов с трудом понимали друг друга.

Происхождение, расселение. История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 году Алеутских островов Второй Камчатской экспедицией (1732–1743). Русские мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре народа. Долгое время существовали две гипотезы их происхождения. Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного Азиатского побережья, согласно другой - с Аляски. Исследования доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры происходило 6000–4600 лет назад. Есть предположение, что алеуты составляли южную группу эскимосов, по другим источникам - они выделились в самостоятельный этнос (от греч. ethnos – "народ") достаточно давно.

Численность их в середине XVIII века достигала 12–15 тысяч человек. С 1799 года Алеутскими островами и прилегающей к ним частью Аляски управляла Российско-Американская компания, и для освоения необитаемых Командорских островов компания переселила туда часть алеутов. В дальнейшем население Командорских островов пополнялось не только алеутами, но и креолами (потомками европейцев и алеутов) и русскими промышленниками с острова Атка и из Калифорнии, женившимися на алеутках. Остров Беринга заселяли в основном выходцы с Атки, в 1827 году их было уже 110 человек. В 1900 году на острове Беринга проживало 279 алеутов, а на острове Медном - 253 выходца с острова Атту. Ныне на Командорах обитают 550 алеутов. Основной целью Российско-Американской компании было сохранение их традиционного хозяйства как надежного источника прибылей. Чиновники назначали приказчиков и байдарщиков для организации промысла на отдаленных островах. Официальный статус алеутов приближался к статусу инородцев Российской Империи; они платили в казну ясак (в России XV–XX веков натуральный налог с народов Сибири и Севера шел главным образом пушниной). С 1821 года алеуты признаны российскими подданными.

В 1867 году Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. В России алеуты остались лишь на Командорах. С 1891 года по 1917 год острова арендовали различные торгово-промышленные компании.

Название "алеут" дано русскими и впервые встречается в документах 1747 года, предположительно происходит от чукотского алиат - "остров", алиут - "островитяне" или от аллитхух - "отряд, войско, община" (есть также предположение, что это видоизмененное слово алут , которым называли жителей поселка Алюторский на восточном побережье Камчатки). Этноним (от греч. ethnos - "народ", onyma - "имя": самоназвание народа) медновских алеутов – сасигнан , саскинан , беринговских - унанган , негосис , негогахвс . Название "алеуты" укоренилось в начале XX века.

Письменность. Первая грамматика алеутского языка была составлена в начале XIX века на основе кириллицы.

Промыслы, орудия промыслов, средства передвижения. Особенности жизни командорских алеутов определялись изолированностью островов. До 1867 года их население продолжало работать на Российско-Американскую компанию: заготавливало пушнину, мясо и жир морских животных, сохраняя традиционную культуру. Основное место занимали охота на морских животных с байдар и добыча котиков на суше.

Промысел начинался в конце апреля. С весны до осени ловили рыбу. В середине июля охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин ) и метательного снаряда (бола ) - связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю, и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника. Отлавливали пернатых и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча ), а также сетями. Зимой промышляли с берега тюленей. Морского бобра (калана) добывали в открытом море при помощи гарпуна - метательного копья на длинной веревке; сивучей и моржей промышляли на лежбищах; нерпу заманивали на берег манком - надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки; на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом. Через 2–3 дня море выбрасывало на берег тушу животного.

Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок - деревянных дощечек длиной 50–70 сантиметров с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом. Были известны также лук, стрелы и ружья.

Важную роль в морской охоте играли байдара - плоскодонная лодка с деревянным каркасом, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей, и каяк - закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник (прообраз спортивной байдарки). Управляли ею двухлопастным веслом. С появлением огнестрельного оружия стали делать двухлючные байдары (во время стрельбы второй гребец должен был удерживать равновесие).

Распространились и некоторые нехарактерные для культуры алеутов приспособления для передвижения. На острове Беринга, например, появились нарты (сани) с собачьими упряжками, на острове Медном - короткие, широкие лыжи, подбитые шкурой нерпы.

Из камня мужчины изготавливали ножи, топоры, наконечники для стрел и копий, сосуды для приготовления еды, жировые лампы с фитилем из мха для освещения и обогрева жилища. Женщины шили и вышивали одежду, изготавливали обтяжки для байдар, плели циновки и корзины. Женским универсальным орудием труда была пекулка - широкий короткий и слегка изогнутый нож. Иглы делали из птичьих костей.

Жилища. Селения располагались на морском побережье, часто в устьях рек и состояли из двух-четырех больших полуземлянок (улягамах ). Для них выбирали высокие, открытые места, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов. Полуземлянки строили из плавника, сверху покрывали сухой травой, шкурами и дерном. В крыше оставляли несколько четырехугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками.

Жилище вмещало от 10 до 40 семей. Внутри вдоль стен сооружали нары. Каждая семья жила на своей части нар, отделенных друг от друга столбами и занавесками. Под нарами хранили утварь. Летом переселялись в отдельные легкие постройки.

В XIX веке традиционная полуземлянка видоизменилась: стены и крышу, сделанные из жердей и досок, обкладывали дерном. Наверху находился люк для освещения, сбоку - выход через небольшие сени. Освещали жилища жировыми лампами, иногда клали печи. Наряду с традиционной утварью пользовались привозной посудой фабричного производства.

Одежда. Традиционной одеждой была парка - длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок. Поверх нее надевали камлейку - глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки). Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. Парки и камлейки украшали вышитыми полосами и бахромой. Сохранились традиционные промысловые куртки с капюшонами из сивучьих кишок и горл, штаны из нерпичьей кожи. Мужская и женская одежда полностью совпадала по крою и украшениям. Позже появился новый тип одежды - бродни - штаны из сивучьих горл, к которым пришивали непромокаемые торбаса - мягкие сапоги из кожи морских животных. В повседневной жизни носили европейскую одежду.

Промысловыми головными уборами были деревянные шляпы конической формы (у вождей - тоёнов ) либо без верха, с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников), богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами. Их надевали на капюшон камлейки. Шляпы выдалбливали из целого куска дерева, затем распаривали и, придав нужную форму, расписывали в яркие тона с причудливым орнаментом. С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску. На вершину задней пластинки, служившей одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли 50-сантиметровые сивучьи усы, количество которых зависело от охотничьего достоинства владельца. Эти головные уборы носили только мужчины.

Празднично-обрядовыми головными уборами служили шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами.

Украшения. Неотъемлемая часть праздничного убранства - ожерелья, ручные и ножные браслеты, вставки и подвески в отверстиях, проделанных в губах и возле губ, а также в носу, по краям ушной раковины и в мочке уха. Их изготавливали из кости, камня, деревянных и сланцевых палочек, перьев, усов морского льва, травы и корней растений.

Алеуты наносили татуировку и раскрашивали лицо и тело, однако с началом контактов с русскими эта традиция стала ослабевать.

Пища, ее заготовка. Мясо и рыбу ели в сыром, жареном или вареном виде. Впрок запасали в основном сушеную рыбу и китовый жир. Последний держали в пузырях из желудков морских животных.

Социальная жизнь, власть, брак, семья. К середине XVIII века население каждого острова или группы островов представляло самостоятельное территориальное объединение со своим названием и диалектом. Предположительно это были племена, состоявшие из родовых общин - объединений лиц, связанных кровнородственными отношениями и именем общего предка. Родовую группу возглавлял тоён . Он либо получал власть по наследству, либо избирался. В его обязанности входили торговые и политические связи, судебные дела, охрана лежбищ морского зверя, контроль других угодий. Как военный глава вождь имел экономические преимущества только после военных походов и торговых сделок, в повседневной хозяйственной деятельности ему полагалась равная со всеми доля.

Кроме вождя родовую группу возглавлял совет старейшин. В литературе есть упоминания о существовании родовых общинных домов для собраний и проведения праздников.

У алеутов имелись рабы (калга ) - в основном военнопленные. Раб участвовал в обычной хозяйственной деятельности, в войнах. За храбрость или за хорошую работу он мог быть отпущен на свободу.

Сохранялись традиционные социальные нормы, связанные с пережитками группового брака (древней формы брака, когда группа мужчин считалась потенциальными мужьями группы женщин) и нормами матрилинейности (от лат. mater - "мать" и linea - " линия": счета родства по материнской линии); кросс-кузенные браки (от англ. cross - "крест" и франц. cusin - "двоюродный брат": браки двоюродных братьев и сестер - пережиток группового брака, заключаемого между членами двух родов); многоженство и многомужество, авункулат (от лат. avunculus - "брат матери") - обычай покровительства дяди по матери в отношении племянников; гостеприимный гетеризм (обычай, по которому муж предоставлял свою жену на ночь гостю).

В XIX веке родовые общины распались. С принятием христианства к середине XIX века в основном исчезли калым - выкуп за жену и заменяющая его отработка за жену (муж один-два года жил в семье родителей жены и помогал вести хозяйство), а также многоженство, многомужество и гостеприимный гетеризм. Вместе с тем распространились обряды сватовства и венчания.

Религия. Для традиционных верований характерен анимизм (от лат. anima, animus - "душа", "дух") - представления о душе как жизненной силе и о существовании добрых и злых духов и их влиянии на жизнь человека. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавали по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок.

Среди алеутов было распространено шаманство, в мифологии которого бытовали представления о разных мирах. Шаманский костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу.

Помимо анимизма и шаманства существовала также охотничья магия (от греч. mageia - "колдовство", "волшебство"), заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца.

В конце XVIII века алеуты, испытав сильное влияние русской культуры, были обращены в православие. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведенные на алеутский язык. Характерно, что некоторые аборигены стали миссионерами. Алеуты до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные обряды исполняют на русском и алеутском языках.

Обряд погребения. Умерших хоронили в сидячем положении. В небольших углублениях среди скал размещали родовые погребения. Туда же клали орудия труда покойного, оружие, посуду, ритуальные маски и личные амулеты (предметы, обладающие сверхъестественными, магическими свойствами). Знатных людей хоронили вместе с рабами в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между двумя столбами. Умерших бальзамировали.

Праздники. Один из основных праздников - праздник зимнего солнцестояния - сопровождался плясками, драматическими представлениями охотничьих сцен и мифологических сюжетов, раздачей подарков. Обряды, предшествовавшие охотничьему сезону, славились пантомимами и танцами под пение и бубен. Исполнители надевали специальные головные уборы и деревянные маски.

Фольклор, музыкальные инструменты. Фольклор недостаточно изучен, фундаментальных его исследований не вели. Существуют сказки, героический эпос (повествование), или богатырские сказки, рассказы о древних обычаях, бытовые рассказы, песни, поговорки и загадки. Большинство сказок основано на мифологических сюжетах. Наиболее распространены мифы о духах животных - покровителях и этиологические (объясняющие причину возникновения различных явлений) предания о первоначальном бессмертии людей, происхождении людей от упавшей с неба собаки и др. Героический эпос включает предания о родоначальниках, о борьбе с людоедами, о переселении людей с материка на острова, рассказы о походах восточных групп алеутов на запад, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам, и др. Бытовые рассказы повествуют о поездках на промысел, путешествиях; предания - о беглых алеутах, скрывавшихся от русских в пещерах, в далеких путешествиях; сатирические сюжеты - об охотнике, умершем от обжорства внутри кита. Во многих сюжетах отражены традиционные семейно-родственные отношения: неверность мужа или ревнивой жене, сожительство героя с женой двоюродного брата, враждебные отношениях зятя с шурином (братом жены) и др.

Песенный фольклор был чрезвычайно развит. На праздниках мужчины под звуки бубна воспевали подвиги предков, удальство в промысле, ловкость в управлении байдарой. Во время игр, обрядовых действий и исполнения сказок пели под аккомпанемент многострунной щипковой мечевидной цитры (чаях ), которую позднее заменила гитара.

Из истории экономического, социального, культурного развития. Хищническая эксплуатация промыслов американскими и русскими компаниями привела к обнищанию местного населения, подрыву основ традиционной культуры. В конце XIX века рост численности населения затормозился, болезни и алкоголь привели к увеличению смертности. К 20-м годам ХХ века обнищание командорских алеутов достигло предела.

После окончания гражданской войны на Дальнем Востоке началось восстановление разрушенного хозяйства на островах, развитие земледелия, скотоводства, рыбного и морского зверобойного промыслов. Процесс возрождения алеутов включал создание в 1925 году зверосовхоза, выделение в 1928 году Командорских островов в Алеутский национальный район, участие народа в управлении, подготовку кадров национальной интеллигенции, технических специалистов. С 1935 года начался прирост численности населения, но многие из алеутов оседали на материке. Наряду с традиционными видами хозяйства стали развиваться новые отрасли - звероводство, животноводство и огородничество.

Современная культурная жизнь. Школьники села Никольское (остров Беринга) изучают родной язык. В конце 1960-х годов открыт Алеутский народный музей, в 1994 году - фольклорный ансамбль. На русском языке выходят газеты "Алеутская звезда" и "Абориген Камчатки". Передачи ГТРК "Камчатка" систематически рассказывают о деятельности общины алеутов, о народных праздниках, обрядах и обычаях аборигенов.

В 1996 году Камчатский центр национальных культур объединил все национальные общины и областную Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера в Ассоциацию командорских алеутов. С 1999 года она называется ассоциацией алеутов "Ансарко".

Вся история Америки, так или иначе связана с коренными народами населявшими американский континент до того как туда попали европейцы.

В результате многочисленных изысканий археологов стало известно, что первые люди на Американском континенте появились 25-29 тыс. лет назад.

А ученые антропологи, проводившие исследования в данной области, считают что в Северной Америке в те времена проживали люди монголоидного типа, выходцы из Азии.

Это подтверждается особенностью определенных групп крови, строением скелета, формой зубов и генетическими особенностями, благодаря которым люди этого типа мужчины к старости не лысеют, а женщины не седеют.

Первые американцы люди были сильными и выносливыми. В этих суровых краях они смогли создать себе условия, при которых они смогли не только выживать, но и множиться, со временем заселив практически весь континент. Они строили жилища, изготавливали одежду, создавали орудия для охоты и труда, охотились на зверей, птиц и морских животных, выращивали съедобные растения.

С веками, в силу специфики условий, где обитали отдельные племена; выделились три основные крупные группы: эскимосы, занявшие северные районы, алеуты, обитавшие на побережье и островах и индейцы, заселившие центральные районы Северной Америки. В свою очередь, по мере роста численности, эти группы разделились на отдельные племена, многие из которых сохранились до наших дней. У них сформировались свои языки, обычаи и традиции.

В этом небольшом обзоре мы попробуем освятить основные обычаи коренных народов крайнего севера Америки.


Американские эскимосы и сейчас проживают в американской Арктике, которая простирается от до Берингова пролива. Эскимосы имеют своеобразную внешность: небольшой рост, желтая кожа, узкие глаза, черные жесткие прямые волосы. Самые распространенные языки, на которых говорят эскимосы это: юпик, инупиак и инуктикут. Долгие годы основным промыслом эскимосов была охота на китов, моржей, тюленей. В летнее время эскимосы охотятся на и водоплавающую птицу. Женщины заготавливают щавель, ягоды и различные мхи. На своих маленьких суденышках каяках и умиаках, используя обычный гарпун, отважные эскимосские охотники выходили в открытое море, забивали этих огромных животных и буксировали их к берегу, где потом всем племенем разделывали тушу кита и запасали его мясо и жир на всю долгую арктическую зиму.


Традиционное жилище эскимосов яранга, это сооружение из жердей обтянутое шкурами или обложенное корой. На зиму эскимосы строили более утепленные жилища, так называемые иглу — куполообразные постройки, обязательно из шкур, но снаружи утепленные снежными или ледяными блоками.



Одежда эскимосов так же приспособленная к холодному климату севера. Летняя одежда их одного слоя меха, зимняя из двух слоев, внутренний слой мехом внутрь, верхний — мехом наружу. Обычный наряд это короткая кухлянка из шкуры оленя с капюшоном.


Помимо охоты эскимосы в основном сейчас занимаются оленеводством.


У эскимосов распространено редкое ремесло — резьба из моржового клыка. Их удивительные поделки и всевозможные скульптурки людей и животных известны во всем мире. Фигурки, изображающие эскимосских духов, эскимосы носят как талисманы.


Алеуты — это островной народ, проживающий на островах Алеутского архипелага. Практически это исчезающая нация. Сейчас их существует не многим более 4 тысяч человек. Хотя в середине XVIII века их численность была около 15 тыс.


У островов Алеутского архипелага море практически не замерзает, и поэтому для алеутов долгие годы не было особых проблем добывать себе пропитание. Они охотились на тюленей, морских котиков, морских выдр, дельфинов, уток, гусей. В устьях небольших рек, ловили лососевую рыбу, палтус, треску. В этих местах изобилие рыбы и птицы.


Объединяясь группами по 15-20 человек, иногда выходили на охоту на китов. Благодаря изобретенным ими небольшим суденышкам каякам, сделанным в виде деревянного каркаса, скрепленного китовым усом и обтянутого кожей морских львов, они смело выходили в море даже при сильной волне. На кита охотились с помощью гарпуна, наконечник которого смазывали ядом аконитом. После удачного броска, через пару дней мертвого кита волны выбрасывали на берег. И алеуты приступали к его разделке, заготавливая впрок мясо и жир. Они так же пользовались луком и стрелами, а позднее и ружьями.

Кожаная лодка-каяк, это настоящее искусство инженерной мысли алеутов. Форштевень, раздвоенный по вертикали, при скольжении по воде, рассекает; боковую волну, предохраняя каяк от повреждений, а килевая планка дает возможность корпусу каяка изгибаться на волнах. Такие лодки используются и в наше время. Гребец, сидя в каяке, надевает широкий пояс, верхний край которого затягивается на груди, а другой — поверх люка каяка и вода не может попасть внутрь, даже если лодка перевернется. При любой сильной волне она не потонет и её легко повернуть в первоначальное положение.

Традиционное жилище алеутов — улягам. Это большая полуземлянка; сооруженная на сухом высоком месте в устье реки. Обычно такое жилище вмещало от 10 до 40 семей. Вдоль стен в таком помещении сооружались нары, которые разделялись перегородками или занавесками на секции для каждой отдельной семьи. Посредине устанавливалась печь. Освещение осуществлялось жировыми лампами. В жилище спускались по бревну с зарубками.

Традиционная одежда алеутов состояла из длинной глухой, без разрезов рубахи, называемой паркой. Она изготавливалась из меха морских котиков или каланов. Верхняя одежда — камлейка делалась непромокаемой с капюшоном, обычно для этого использовали кишки морских животных. Все носили штаны из нерпичьей кожи. И парки и камлейки всегда украшали вышивками и бахромой. Между мужской и женской одеждой разницы практически не было. Только женская одежда была более украшена. В качестве обуви использовали торбаса, мягкие сапоги, сделанные из кожи морских животных. После того как русские мореходы начали осваивать эти места, алеуты в повседневной жизни стали носить русскую одежду.


И хотя в нынешнее время алеутов осталось на земле так мало, они ревностно берегут свои старинные обычаи и соблюдают старинные традиции своих предков.

Оказывается, наши представления о северных народах как о мирных человечках, приплясывающих под звуки бубна, неверны. До XVIII века алеуты, например, были очень воинственны и часто совершали набеги на другие племена для обращения противников в рабство.

Название народа – алеуты, придумано русскими во время Великой Северной экспедиции 1741 года. Путешественники не смогли точно определить корни этого народа. Согласно одной версии, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой – с Аляски. Это произошло приблизительно 6000 – 4600 лет назад. В середине XVIII века их было 15 тысяч человек, и они жили в основном на Алеутских островах. В 1799 году российские компании часть алеутов переселили на Командорские острова. В 1867 году Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. В России аборигенов в настоящее время осталось лишь 550 человек. Более многочисленная группа живет в Америке. В настоящее время их там - 17000 человек. С 1891 по 1917 год Командорские острова арендовали различные торгово-промышленные компании, которые скупали у местного населения пушнину, мясо и жир морских животных. В те времена в арсенал охотников входили самые разнообразные орудия. Промысел начинался в конце апреля с ловли рыбы сетями. Середина июля - сезон охоты на птиц при помощи метательных копий-шатин и метательного снаряда бола. Бола - остроумное и простое орудие, которое представляет собой связку ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю, птица запутывалась в ремнях и становилась легкой добычей. На птиц охотились также при помощи больших сачков и сетей. С наступлением зимы начиналась охота на морского бобра, которого добывали в открытом море при помощи гарпуна; моржей промышляли на лежбищах. Для поимки нерпы применяли хитрый прием: ее заманивали на берег манком - надутой нерпичьей шкурой, имитируя при этом крик самки. Алеуты охотились даже на царя моря – кита. Для этого они использовали копье с отравленным наконечником. Под воздействием яда кит погибал через 2–3 дня и его тушу, выброшенную волнами на берег, подбирали охотники. До XIX века от зимней стужи алеуты спасались в полуземлянках на 10 - 40 семей, покрытых сухой травой, шкурами и дерном. Забирались внутрь через отверстие в крыше по бревну с зарубками. Вдоль стен сооружались нары, а место каждой семьи было отделено столбами с занавесками. Под нарами хранили утварь. Летом жили в легких постройках. В XIX в. у них появились другие зимние жилища, со стенами и крышей, сделанные из жердей и досок. Верхний люк стал использоваться для освещения, а в помещение они проникали через выходы в стенах. Освещались полутемные жилища жировыми лампами. В течение долгой зимы мужчины занимались изготовлением промысловых орудий, каменной и деревянной посуды, сидя у выдолбленных из камня плошек, в которых горел фитиль из мха, плавающий в китовом жире. Пищу жарили в таких же плошках. Если рядом с поселением были горячие источники, то алеуты варили в них рыбу и мясо. Умели они готовить и особые блюда из сырой рыбы. Для голодной зимы заготавливали сушеную рыбу и китовый жир, который держали в пузырях из желудков морских животных. Женщины были искусными мастерицами, шили и вышивали одежду, плели циновки и корзины. Растительные нити были так тонки, что могли конкурировать с шелком. Впрочем, орнаменты не отличались большим разнообразием. Несмотря на малочисленность, к середине ХVIII в. население каждого острова представляло самостоятельное сообщество сородичей со своим диалектом. Родовую группу возглавлял вождь-тоён. Эта почетная должность передавалась по наследству и в редких родах была выборной. Тоён налаживал торговые связи, вершил судебные дела, занимался контролем за угодьями рода – лежбищами зверей. Старики и пожилые являлись хранителями тайн и обычаев рода. Существовали у них и обычаи кровной мести. Бесправное положение в алеутском обществе занимали так называемые безродные алеуты - рабы и переселенцы. Обычно ими становились военнопленные. Иногда алеуты порабощали даже соплеменников, например, сирот. Жестокие наказания широко применяли за любую провинность. За неповиновение, побеги и кражу - членовредительство. Если же раб очень не угодил хозяину, то его ждала ужасная смерть - быть задавленным доской. Раб являлся меновой единицей. Обычно стоимость была такова: за байдарку можно было получить мужа и жену; за каменный нож - одного раба. Некоторые алеуты обладали двадцатью и более рабами. Рабы участвовали во всех хозяйственных работах, а если проявляли умение, выносливость и храбрость, то могли стать полноправными членами общества. Таким образом, у алеутов рабское состояние не считалось извечным, а дети рабыни от свободного мужчины становились свободными. У этого народа также существовали интересные традиции брака. Вполне нормальными считались союзы между двоюродными братьями и сестрами, многомужество и многоженство. Не вызывало возмущение у женщины, если ее супруг был настолько гостеприимным, что предлагал ее сексуальные услуги гостю. Кроме того, определенная группа мужчин была потенциальными супругами группы женщин. Если говорить об их верованиях, то среди алеутов было распространено шаманство и охотничья магия. Обычно шаман, переодетый в специальный костюм, напоминающий птицу, вызывал зверя. Также шаман приплясывал особым образом, чтобы защитить охотника на промысле и обеспечить ему богатую добычу. В праздник зимнего солнцестояния алеуты собирались для красивого представления. Оно сопровождалось плясками с пантомимами, драматическими представлениями охотничьих сцен и мифологических сюжетов под пение и удары бубна. Исполнители надевали специальные головные уборы и деревянные маски. Из уст в уста у алеутов передавались предания о первоначальном бессмертии людей, о происхождении людей от упавшей с неба собаки, о борьбе с людоедами, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам. В конце ХVIII века алеуты были обращены в православие и многие их обычаи стали сходить на нет, предания забываться, а сам народ - вымирать и нищать. В ХIХ веке это достигло критической отметки и казалось, что скоро в России не останется ни одного алеута. С 1935 г. начался медленный прирост численности населения, но национальные традиции были во многом утрачены. По образу жизни и социальной структуре российские алеуты сейчас не отличаются от приезжего населения, говорят только на русском языке. По оценкам лингвистов, сегодня лишь два десятка человек пожилого возраста являются носителями родного языка. С 1932 году на Командорах был создан специализированный зверосовхоз, где все взрослые мужчины-алеуты и значительная часть женщин ловили рыбу, охотились и занимались собирательством. Часть алеутов стала служащими. В 50-е гг. начался массовый приток на острова приезжего населения, которые вытеснили алеутов из наиболее доходных сфер хозяйства. В настоящее время большинство алеутов работают в коммунальном хозяйстве подсобными рабочими и лишь 10 человек заняты традиционными промыслами. Также алеуты компактно проживают в селе Никольском Камчатской области. Они составляют треть тысячного населения поселка. Но даже из этих 300 человек более половины живут в составе смешанных семей, так как возросло количество межнациональных браков. Тем не менее, важную роль в деле сохранения культуры алеутов призван сыграть этнокультурный центр, создаваемый в селе на средства федерального бюджета. Что касается американских алеутов, то, как и другие национальные меньшинства США, они длительное время подвергались откровенной национальной дискриминации. После того, как алеуты после исторической продажи Аляски оказались на американской территории, из их быта стали вытравлять все, что только напоминало о культурном влиянии русских, а также о собственных национальных традициях. Самое интересное, что привнесенные русские обычаи стали рассматриваться алеутами как национальные. С середины 20 века в США началось движение за возрождение алеутской культуры, возникла Алеутская лига, входящая в Федерацию коренных народов Аляски. Современные алеуты США заняты на котиковых промыслах, работают по найму в рыбоконсервной промышленности, их численность стала расти.