Главная · Черногория · Город Худжанд — культурный центр Таджикистана. Дешевые авиабилеты в худжанд Культура и образование

Город Худжанд — культурный центр Таджикистана. Дешевые авиабилеты в худжанд Культура и образование

На севере Таджикистана находится город Худжанд, он раскинулся в живописной долине Сырдарьи. На сегодняшний день Худжанд является самым крупным культурным и индустриально-промышленным центром страны, а также занимает второе место по уровню населения. В Худжанде сосредоточен важный транспортный узел, здесь находится научный, экономический, политический и культурный центр Таджикистана. Также в городе работают собственный железнодорожный транспорт и аэропорт. Сегодня официальное название звучит, как Худжанд, ведь раньше он назывался Ходжентом до 1936 года. При этом в этом году, он был назван Ленинабадом, в честь Вождя Ленина. В 1991 году Таджикистан стал независимым государством, поэтому город вернул свое историческое название, но уже звучал как Худжанд. Какой город называют ?

История города

Худжанд отличается многовековой историей. Поэтому в былые времена писатели, поэты и ученые называли его "Короной мира". Первоначально в период Каянидского царя Кайкубода был основан сам город. Только его расцвет приходится на время правления персидского царя Дария из династии Ахеменидов. Когда Александр Македонский завоевал город, он переименовал его в Александрию Эсхату, что означает Крайняя Александрия. В работах путешественников, географов и средневековых историков Худжанд упоминается, как поселение щедрых и великодушных людей, город, где хорошо развиты ремесла и наука. Благодаря его превосходному климату, здесь раскинулись плодородные сады и нивы. Историки и ученые свидетельствуют, что в древние времена в горных районах Худжанда добывали драгоценные металлы.

Выходцами из Худжанда являются члены семей династии Оли Худжанд, они пользуются особым почитанием и уважением на Востоке. Некоторые из них работали на высоких государственных постах, были деятелями культуры. Также через Худжанд проходил знаменитый Великий Шелковый путь, это позволило городу поддерживать связь с другими ведущими странами. Таким образом, развивалась духовность и экономика. Торговцы Худжанда отправляли в другие страны самые лучшие работы городских ремесленников. А сами привозили последние достижения мира в цивилизации и науки.

Достопримечательности Худжанда

Туристов в первую очередь отправляют в Худжандскую крепость, которая в истории отметилась частью фортификационной системы Худжанда. Крепость была основана в шестых-пятых столетиях до нашей эры. В период археологических раскопок, специалисты обнаружили, что первоначально крепость насыпным валом была окружена, затем стеной подняли толщину из сырца. К составным элементам древнего Худжанда относятся цитадель и город, у них были свои крепостные стены, которые были окружены глубоким и широким рвом, а сам ров был наполнен водой. Когда войска Чингисхана напали на город, значительным событием стала героическая защита Худжандской крепости. Но все же ее разрушили нашествия монгол. К 15 веку крепость оказалась в руинах. Однако, в тот же период крепость восстановили.

Другой интересной исторической достопримечательностью является мечеть Масджид Джами. Это сооружение состоит из многочисленных колонн и является отличным образцом архитектуры 15 века. Данная мечеть отличается удивительно гармоничным образом, ведь он был выполнен в своеобразном синтезе строительной культуры и декоративного искусства Худжанда.

В 1996 году был установлен памятник Камолу Худжанди. В тот год праздновалось 675-летие этого знаменитого поэта. Сам памятник установлен на площади Звезды Худжанда. Крылья используются в качестве фона изображения, символизируют они человека и вдохновение поэзии. Чтобы полностью показать образ жизни этого духовного богатого человека, который много путешествовал, специально скульптуру создали без обуви. В целом стоит отметить, что скульптура поэта соответствует канонам красоты тело человека.

Туризм

Кроме древних достопримечательностей в Худжанде, туристам предлагают несколько видов активных туров. К примеру, рядом с городом находится известное Кайраккумское водохранилище. На реке Сырдарья во время строительства гидроэлектростанции возникло это водохранилище. Здесь преобладает мягкий климат, поэтому местная природа отличается необычной красотой. А благодаря прозрачной глади искусственного озера на его территории можно активно отдохнуть. Туристы и местные жители отдают предпочтению прогулкам на катере, увлекательным рыбалкам, а также отсюда организуются экскурсионные прогулки по зоне археологических раскопок.

Альпинисты приезжают в Худжанд, чтобы отправиться в район Ак-Су, который находится рядом с городом. Красота девственной природы чувствуется в этом горном массиве, здесь раскинулись необыкновенные горы, которые сложены из плотного гранита. Высота некоторых гор достигает более пяти тысяч метров. Поэтому сюда стекается такое количество туристов, особенно в зимнее время.

Примечательно, что ворота города открыты для гостей круглосуточно. Любой путешественник может хорошо отдохнуть в этом городе, здесь превосходно развиваются новые торговые отношения. Кроме того, в Худжанде можно пройтись по колоритным восточным базарам, где продаются различные ремесленные изделия. Хотя в Худжанде немало сувенирных магазинов и крупных торговых центров. Кстати, на рынках стоит торговаться, это покажет уважение к продавцу.

а , лежит на высоте более 300 м над уровнем моря в плодородном оазисе, образованном дельтой реки Сырдарья . Сегодня Худжанд один из крупнейших индустриально - промышленных центров республики, самый большой город Северного Таджикистан а и второй по значимости в стране.

Город занимает территорию в 25 кв. км, на которой компактно проживают 155 тыс. человек, 20-ти национальностей.

Исторически Худжанд является одним из самых древних городов в Таджикистан е . Из достоверных источников известно, что архаичное поселение существовало здесь еще во времена правления династии Ахменидов, что намного раньше прихода в эти края Александра Македонского .

Из-за своего выгодного географического положения, Худжанту не раз приходилось бывать в центре различных исторических событий. В древности город пережил вторжения многих вероломных захватчиков: Александра Македонского , переименовавшего его в Александрию Эсхату , арабов, принесших ислам, орд Чингиз-хан а , сеявших разрушения и смерть.

Однако были и положительные моменты в судьбе города. Находясь на перекрестке торговых дорог, Великого Шелкового Пути , Худжанд издревле был одним из важнейших экономических, культурных и военно-стратегических объектов в Мавераннахр е . Здесь были прекрасно развиты ремесла и торговля, и как следствие создавались благоприятные условия для занятий наукой и культурой. Древний город является родиной известных астрономов, врачей, математиков, историков, музыкантов и поэтов. Здесь жили и творили знаменитейшие люди того времени, такие как Абумахмуд Худжанди - глава и основатель местной школы астрономов, Камоли Худжанди — автор широко известных газелей, Махасти - знаменитая поэтесса, танцовщица и музыкант, певец и композитор - Содирхон Хофиз , великий путешественник -Ходжи Юсуф , выдающиеся государственные деятели Техмоси и Темурмалик , а также и многие, многие другие.

В 1866 году, в ходе военной операции, город, в составе других среднеазиатских территорий был аннексирован царской Россией. Сюда протянули ветку железной дороги, связавшую Худжанд с Ташкентом , что дало мощный толчок развитию промышленности в регионе.

В 1916 году, город первым в Средней Азии стал поднимать мятежи против политики царский России, мобилизации местного населения на фронты Первой Мировой войны.

В начале 1918 года здесь была установлена Советская власть, а в 1929г. Худжанд вошел в состав Таджикской ССР .

Современный город - многоотраслевой промышленный узел и административный центр Согдийской области Таджикистан а , один из россыпи жемчужин Ферганской долины . Здесь необыкновенно красиво: величественные горные пейзажи, неторопливые воды вечной Сырдарьи , кристально чистый воздух, изумрудный наряд города, обилие овощей, фруктов и других даров щедрой таджикской земли. Все это делает Худжанд необыкновенно привлекательным для туристов , тем более, что в городе есть на что посмотреть.

Достопримечательности Худжанда.

Памятник Камолу Худжанди

Монумент установлен в 1996 году и приурочен к 675 летию со дня рождения поэта, мыслителя и путешественника. Скульптура, созданная К. Н. Надыровым, изображает сидящего босого поэта, с надеждой всматривающегося в сторону заходящего солнца, туда, где находился его родной дом. За спиной Худжанди распростерты два огромных крыла, как символ вдохновленной поэзии и чистоты человеческих помыслов. …

Худжандская крепость

Когда то, эта цитадель являлась составной частью древнего города, предположительно основанного в VI—V вв. до н. э. В те времена, фортификационное сооружение было окружено насыпным валом, позднее, на его месте появилась многометровая стена из сырцового кирпича, остатки которой и по сей день окружают территорию древнего города, найденного под центральной частью левобережного Худжанда. Однако, …

Мечеть Масджиди Джами

Красивая соборная мечеть 1512-1513 гг. - великолепнейший образец взаимопроникновения декоративного искусства и строительной культуры Средней Азии. Особенно хорош, 30 колонный ажурный айван, примыкающий к восточной стене мечети, некоторые из колонн которого покрыты удивительно тонкой резьбой. В северо-восточной части духовного комплекса высится традиционный минарет с купольным фонарем …

Исторические памятники Худжанда.

«Кто знает, что первый закон истории - бояться какой бы то ни было лжи, а затем не бояться какой бы то ни было правды?»

Цицерон .

Фототуры в Худжанде.

Согласно греческим историкам, в 329 году до нашей эры Александр Македонский основал на реке Сырдарья укреплённую крепость, названную его именем. Впоследствии, благодаря своему выгодному географическому и стратегическому положению, крепость стала усиленно заселяться, превратившись в крупный по тогдашним размерам город, который известен в истории как Александрия Крайняя (Эсхата).
Вопрос о точном местонахождении этого древнего города волновал учёных различных стран мира в течение нескольких сотен лет и только в середине XX века было подтверждено тождество Худжанда IV века до нашей эры и Александрии Крайней (Эсхаты) 329 года до нашей эры.
Занимая выгодное географическое положение в Ферганской долине, Худжанд длительное время процветал, богател, строил дворцы, мечети, цитадели. В XIII веке Худжанд был захвачен и разрушен войсками Чингис-хана.
В конце XIV - начале XV веков Худжанд вместе с областью входил в состав государства Тимура (Тамерлана). В XVIII-XIX веках Худжанд сильно разросся, превратившись в один из крупных городов Средней Азии, по территории не уступая Коканду и Бухаре.
Худжанд конца XIX - начала XX веков представлял собой типичный среднеазиатский город с кривыми и узкими улицами, вдоль которых жались один к другому глинобитные домики, с шумными базарами и рядами всевозможных кустарных мастерских.
Хаваканта (Город Солнца), Александрия Эсхата («Крайняя», принадлежавшая Македонскому), Ходжент (переживший Чингиз-Хана и Тамерлана) - всё это имена одного города, которому уже больше 2500 лет.
Он просыпается раньше, чем столица: ещё до рассвета на улицах спешат по делам люди. Дехкане везут товары на знаменитый рынок Панчшанбе. Вечером, когда стемнеет, в парках работают аттракционы и много прогуливающихся с семьями людей.
Одна из версий гласит, что название города произошло от «хуб джан» - «хорошие люди». Я коренной душанбинец, и не стану говорить, что Худжанд во всём лучше; но во многих вещах он превосходит столицу.
Чуть чище, культурнее, дружелюбней, осмотрительней и умнее. В центре города есть очень странное место. Рядом с полуразвалившейся мечетью (мне сказали, что ей около 350 лет) стоит мощное древнее древо.
От него так и веет временем. По легенде, его посадил Тамерлан. Как бы там ни было, место это настолько необычно, что стоит там побывать и почувствовать дух истории. Город имеет древнюю историю. Как считают многие историки и археологи, легендарный город Александр-Эсхата (Александрия Крайняя) был построен Александром Македонским на месте нынешнего Худжанда (V в. до н. э.).
С древнейших времен Худжанд, находясь на перекрестке торговых путей Востока, был одним из важнейших экономических, военно-стратегических и культурных центров Мавераннахра.
Через него проходил Великий шелковый путь, связывающий древнюю Грецию, Рим, Малую Азию, Египет, Иран с Индией, Китаем и Японией. Ходжент - второй по величине город в стране, расположенный на севере республики, один из самых древних городов Таджикистана, основан во времена Александра Македонского, около 2500 лет назад.
Согласно греческим историкам, в 329 году до нашей эры Александр Македонский основал на реке, называемой Танаис, или Яксарт (современная река Сыр-Дарья), которая должна была стать естественной границей его империи, укреплённую крепость, названную его именем, населил её греческими воинами и окрестными «варварами» (то есть, местным населением) которая, первоначально, конечно же, не могла быть городом в полном смысле этого слова.
Но впоследствии, благодаря своему выгодному географическому и стратегическому положению, она стала усиленно заселяться, превратившись в крупный по тогдашним размерам город, который известен в истории как Александрия Крайняя (Эсхата).
Вопрос о точном местонахождении этого древнего города волновал учёных различных стран мира в течение нескольких сотен лет и только в середине XX века было подтверждено тождество Ходжента IV века до нашей эры и Александрии Крайней (Эсхаты) 329 года до нашей эры. Т
Также возникло предположение, что Александрия Крайняя возникла не на голом месте, а на территории городского центра, называемым Архаическим Ходжентом, уже существовавшим на левом берегу Сырдарьи, когда туда пришли войска Александра Македонского.

Занимая выгодное географическое положение в Ферганской долине, Ходжент длительное время процветал, богател, строил дворцы, мечети, цитадели. В XIII веке был захвачен и разрушен войсками Чингис-хана.
В IX - XII веках Ходжент состоял из собственно города (шахристан), старой крепости (кухендиз) и ремесленно-торгового пригорода (рабад). Все эти части города были укреплены оборонительными стенами.
Впоследствии город был восстановлен и стал играть важную роль торгового транзитного узла на - Великом шёлковом пути. В конце XIV - начале XV веков Ходжент вместе с областью входил в состав государства Тимура (Тамерлана).
В XVIII-XIX веках Ходжент сильно разросся, превратившись в один из крупных городов Средней Азии, по территории не уступая Коканду и Бухаре. В городе был собственный правитель – бек.
Ходжент конца XIX - начала XX веков представлял собой типичный среднеазиатский город с кривыми и узкими улицами, вдоль которых жались один к другому глинобитные домики, с шумными базарами и рядами всевозможных кустарных мастерских.
Город был разделён на многочисленные мелкие кварталы (махалля) с обязательными в каждом из них мечетью, чайханой и прудом (хаузом). Квартальные мечети и чайханы являлись местом, где проходили различные сборы местных жителей и решались вопросы, затрагивающие их общие интересы. В каждом квартале преобладал определённый вид ремесла.
Ходжент был расположен на границе владений Бухарского эмирата и Кокандского ханства и на протяжении десятилетий являлся объектом раздоров между ними. В 1866 году он был присоединён к России, после чего прекратились междоусобные разрушительные войны из-за него Бухары и Коканда.
После завоевания в XIX веке русскими город стал центром уезда, где быстрыми темпами начала развиваться промышленность. Сюда была проведена железная дорога. В советское время Худжанд (в 1936 - 1990 г.г. - Ленинабад) - центр Ленинабадской области. Отсюда родом были многие известные представители таджикской интеллигенции и республиканского руководства.
Прежнее название его - Ходжент - сохранялось до 1936 года и, согласно письменным источникам, существовало еще в VII веке. Арабский историк аль-Белазури, живший в IX веке, упоминает Ходжент при описании одного из арабских походов второй половины VII века. Однако современная историческая наука считает, что город существовал еще при династии Ахаменидов, то есть до прихода к берегам Сырдарьи войск Александра Македонского.
Захватив город, они укрепили его, назвав в честь своего полководца - Александрия Эсхата. Позднее Ходженту не раз приходилось оказываться в центре исторических событий. В VIII веке его захватили и разрушили арабы.
Пятью веками спустя город оказал ожесточенное сопротивление Чингиз-хану, на время задержав продвижение Орды на Запад. С древних времен, находясь на перекрестке известных торговых путей Востока, Ходжент был одним из важнейших экономических, военно-стратегических и культурных центров Средней Азии.
Через него проходил так называемый „великий шелковый путь", связывавший Древнюю Грецию, Рим, Малую Азию и Египет с Китаем, Персией и Индией. Изделия из шелка, ювелирные украшения, изготовленные мастерами Ходжента, были известны даже за пределами стран Востока. О былом значении этих ремесел и сегодня напоми нают старые названия городских кварталов: Пиллакашон (шелкомотальщики), Заргарон (ювелиры), Сангбуррон (каменотесы) и другие.
Не оставивший своего имени средневековый автор называл Ходжент „обиталищем звезд астрономической науки", но эта характеристика отражала только часть историко-культурного значения древнего города.
Ходжент был родиной или местом деятельности не только известных астрономов, но также математиков, врачей, историков, поэтов, музыкантов. Один из них Абумахмуд Худжанди - основатель местной астрономической школы, выдающийся авторитет мировой средневековой науки.
Его изобретение - астрономический секстант, широко применявшийся в крупнейших обсерваториях Востока - в Мараге (XIII век), в Самарканде (XV век) и Джайпуре (XVII век). „Соловьем Ходжента " называли в XIV веке автора известных газелей поэта Камола Худжанди.
Столь же популярной в средние века была выдающаяся поэтесса, музыкантша и танцовщица Махасти, в творчестве которой отражались вопросы социального неравенства народа. В XIX веке в Ходженте вели активную просветительную работу известные в Средней Азии деятели культуры, в том числе Тошходжа Асири, Содирхон Хофиз, Ходжи Юсуф.
После присоединения Средней Азии к России (1866) Ходжент стал одним из центров революционного движения на территории Таджикистана. Здесь начали возникать социал-демократические организации, активно развиваться рабочее и национально-освободительное движение.
В 1916 году Ходжент первым среди городов Средней Азии открыто выступил против колониальной политики царизма, пытавшегося привлечь таджиков, в числе других народов края, к участию в первой мировой войне.
Восстание быстро перекинулось в соседние города и вилаяты и вскоре распространилось по всей Сред ней Азии. Ходжент первым среди городов Таджикистана отклик нулся и на победу Великой Октябрьской социалистической ре волюции.
Вслед за Петербургом и Ташкентом в ноябре 1917 года здесь установилась Советская власть. В этой борьбе за народную власть, руководимой русскими большевиками во главе с Е.А.Иваницким, революционную закалку получили лучшие представители таджикских трудящихся: Д.Закиров, А.Рахимбаев, К.Нажмиддинов, Д.Шокаримов, Р. Эгамбердыев, А.Шерматов, К.Рахматбаев, Х.Усманов, братья Мавлянбековы и другие.
В годы строительства социализма в городе произошли огромные перемены во всех областях экономической, общественной и культурной жизни города. Все свои успехи в деле строительства новой жизни, ходжентцы связывали с именем великого Ленина. Учитывая волю таджикского народа, ЦИК Союза ССР своим Постановлением от 9 января 1936 года переименовал г. Ходжент в г. Ленинабад.
В годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 г.г.) ленинабадцы, как и все сыны нашей Родины, встали на защиту священной советской земли. В рядах Красной Армии сражались с гитлеровцами тысячи уроженцев города.
Трое из них - Фатхулло Ахмедов (посмертно), Рахимбай Рахматов и Саиднафе Саидвалиев стали Героями Советского Союза, многие вернулись домой с боевыми орденами и медалями, в том числе Пулат Атаев - кавалером трех орденов Славы.
Сегодня Худжанд - крупнейший после Душанбе промышленный и культурный центр Таджикистана. Промышленность города стала многоотраслевой, оснащенной передовой отечественной техникой.
Гордостью города является одно из крупнейших пред приятий республики - шелковый комбинат. Промышленные изделия известны далеко за пределами Худжанда - в Монголии, Румынии, Болгарии, Индии, Гвинее и т.д.
Только ткани шелкового комбината отправляются в 450 го родов бывшего СССР и зарубежных стран. В 60-е годы Ленинабад активно расширяет свои границы. Город шагнул на правый берег Сырдарьи, перекинув через нее два моста.
Правобережная часть включила в себя обширную парковую зону с пляжами, спортивными сооружениями. Вырос город-спутник, в котором проживало более трети населения Ленинабада. В дни празднования 50-летнего юбилея Таджикской ССР и Компартии Таджикистана в 1974 году, на правом берегу Сырдарьи был открыт памятник В.И.Ленину.

География и климат

Цитата из Санкт-Петербургских ведомостей, 1868 (№ 215, 219):

«…Ходжент расположен на берегу отличной многоводной Сырдарьи и со всех сторон окружен горами, по скатам которых зеленеют роскошные сады, а все это вместе - вода, горы и растительность летом, при здешней жаре и засухах, дает воздуху благоприятную свежесть и чистоту, зимой же умеренность. …Ходжент весь окружен великолепными садами, которых здесь больше, чем в других местностях области. Все эти сады фруктовые, плоды растут здесь в удивительном изобилии и ими снабжаются окрестные города…»

На формирование климата Таджикистана, в том числе и Худжанда большое влияние оказывают те же воздушные массы, которые вторгаются на территорию Средней Азии и определяют характер и смену погоды. Выпадение осадков в районе Худжанда и по всей территории Ферганской долины в основном связано с циклонической деятельностью и характером подстилающей поверхности.

Главную роль в выпадении осадков играют южно-каспийский, мургабский и верхнеамударьинский циклоны, а также массы холодного воздуха, "передвигающиеся с запада, северо-запада и севера. Достигая фронтальной поверхности гор, пришедшие воздушные массы поднимаются по этой поверхности, охлаждаются и получают дополнительный эффект для образования облаков и выпадения осадков. Все эти воздушные массы вторгаются в пределы Ферганской долины с запада и юго-запада, но на своем пути они сталкиваются с западными и юго-западными склонами горных хребтов Северного Таджикистана и они получают больше осадков, чем подветренные склоны, межгорные долины и котловины. Так, на наветренных склонах Зеравшанского, Туркестанского и Кураминского хребтов количество осадков за год составляет более 400-800 мм. Это подтверждается тем, что в зимний период в этих горных районах образуется глубокий снежный покров, с чем связан сход лавин в весенний период. По мере движения в глубь горной страны эти воздушные массы достигают внутренних территорий, сильно обедненных влагой, вследствие чего межгорные долины и глубокие котловины получают очень мало осадков. Например, в Худжанде годовое количество осадков выпадает: в холодный период года 87 мм, а наибольшее их количество - март и апрель месяцы (25-27 мм); наименьшее в летние месяцы (9-11 мм, авг.).

Как правило, осадки в виде снега выпадают только при отрицательных температурах. В районе Худжанда устойчивый снежный покров отсутствует в 20 % зимы, а в 3- 10 % зимы не образуется совсем. Здесь высота снежного покрова только в феврале в среднем достигает 1-3 см, а в остальное время года отсутствует. Наибольшая декадная высота снежного покрова отмечалась в третьей декаде февраля - 47 см. Средняя дата появления снежного покрова приходится на 15 декабря, а самая ранняя на 31 октября. Число дней со снежным покровом ровно 21.

Календарь низких цен на авиабилеты

История

История города уходит в глубокую древность. Современная историческая наука считает, что архаический Худжанд существовал еще при династии Ахеменидов, то есть до прихода к берегам Сырдарьи войск Александра Македонского. Захватив город, они укрепили его, назвав Александрия Эсхата (Крайняя).

В последующих периодах Худжанду не раз приходилось оказываться в центре исторических событий. В VIII в. его захватили арабы, в XIII в. город оказывал ожесточенное сопротивление монгольским захватчикам, на время задержав продвижение орд Чингисхана на запад.

С древнейших времен Худжанд, находясь на перекрестке торговых путей Востока, был одним из важнейших экономических, военно-стратегических и культурных центров Мавераннахра. Через него проходил Великий шелковый путь, связывающий древнюю Грецию, Рим, Малую Азию, Египет, Иран с Индией, Китаем и Японией. Худжанд был родиной известных астрономов, математиков, врачей, историков, поэтов, музыкантов. Один из них Абумахмуд Худжанди - основатель местной астрономической школы, выдающийся авторитет мировой науки. «Соловьем Худжанда» называли в XIV веке Камоли Худжанди - автора знаменитых газелей. Столь же популярной в средние века была выдающаяся поэтесса, музыкант и танцовщица Махасти. В XIX веке в Худжанде вели активную просветительную работу такие деятели культуры, как Тошходжа Асири, Содирхон Хафиз, Ходжи Юсуф.

24 мая 1866 г. город был занят русской армией и вошел в состав Российской империи. Вхождение в состав империи центра густонаселенной, имевшей богатые экономические ресурсы округи, важнейшего узла дорог между Ферганской долиной, Ташкентским оазисом и Зеравшанской долиной, крупного торгового пункта, открыло новые возможности для развития Худжанда. В июле 1916 г. Худжанд первым среди городов Центральной Азии открыто выступил против колониальной политики царизма, пытавшегося привлечь таджиков в числе других народов края к участию в первой мировой войне (Среднеазиатское восстание 1916 г.).

В начале 1918 г. в городе была установлена Советская власть, 2 октября 1929 г. он был включен в состав Таджикской ССР. В годы Советского строительства в городе, носившем теперь имя Ленинабад, произошли огромные перемены во всех областях экономической, общественной и культурной жизни. В послевоенный период Худжанд превратился в крупнейший после Душанбе промышленный и культурный центр Таджикистана. Промышленность города стала многоотраслевой, оснащенной передовой отечественной и зарубежной техникой. Гордостью худжандцев явилось одно из крупнейших предприятий республики - шелкокомбинат. В 1991 г. десятки предприятий Худжанда производили за сутки столько же промышленной продукции, сколько во всем дореволюционном Таджикистане за год. Промышленные изделия худжандцев были известны далеко за пределами нашей Родины. Только ткани шелкокомбината отправлялись в 450 городов СССР и в зарубежные страны. Начиная с 60-х годов Худжанд активно расширяет свои границы. Город шагнул на правый берег Сырдарьи, перекинув через нее два моста. За годы Советской власти коренные преобразования произошли в области здравоохранения. К 1991 г. в Худжанде насчитывалось 40 лечебных и профилактических учреждений, в которых работало около 2,5 тыс. врачей и специалистов с высшим и средним мед. образованием. Крупные изменения произошли в области народного образования. В 1991 в Худжанде действовали 30 школ, в которых обучались около 30 тысяч учащихся.

В 1932 в Худжанде был открыт Педагогический институт, где студентов было всего 26 человек. Сегодня на 13 факультетах этого вуза, преобразованного в 1991 в Худжандский Госуниверситет, учатся более 10 тыс. студентов. За послевоенные десятилетия в Худжанде нового расцвета достигли литература и искусство, выросла целая плеяда поэтов и писателей, художников и композиторов, народных умельцев. Худжанд становился все краше, приобретал облик крупного, индустриально развитого города. В 1986 г. он отметил свой юбилей - 2500-летие со времени основания. В связи с этим Указом Президиума Верховного Совета СССР город был награжден орденом Дружбы народов.

Еще больше возросли роль и вес древнего Худжанда в период суверенного развития Таджикистана. Именно здесь был сделан важнейший шаг к прекращению братоубийственной войны и достижению национального согласия на таджикской земле: XVI сессия Верховного Совета, состоявшая в Худжанде в ноябре 1992 г., восстановила конституционный строй в республике и выдвинула на политическую арену нового лидера - Э. Ш. Рахмонова.

Современный Худжанд

Худжанд величественно раскинулся в живописной пойме реки Сырдарьи на высоте более трехсот метров над уровнем моря. Сегодня Худжанд - крупнейший индустриально-промышленный и культурный центр Северного Таджикистана и второй по значимости город в республике. Поистине благодатны географическое расположение и климатические условия Худжанда. Потому и Ферганская долина, где он расположен, слывет жемчужиной Центральной Азии: горный пейзаж, вечно бегущие воды Сырдарьи, чистый воздух, зеленый наряд, обилие винограда, фруктов и других даров природы делают Худжанд вечно молодым городом - садом. Худжанд - административный центр Согдийской области Республики Таджикистан, второй город в республике по числу жителей и объему промышленного производства. Расположен в межгорном проходе, ведущем в Ферганскую долину, на важнейшем караванном торговом пути Древности. В черте города протекает река Сырдарья. От центра города до ж.д. станции - 11 км, до Душанбе - 341 км. Худжанд связан железными дорогами, воздушными и автомобильными трассами.

Памятник Камолу Худжанди

Установлен в 1996 году в честь 675-летия со дня рождения поэта. Расположен на площади «Звезды Худжанда». Основной идеей является передать его образ как мыслителя, философа и показать его внутренний мир. На фоне изображены крылья, олицетворяющие святость человека и одновременно обозначающие крылья вдохновения поэзии. Лицо поэта обращено на место его рождения и в сторону захода солнца. Высота сидящей фигуры 3,5 м, крыльев 5,5 м. Площадь, занимаемая памятником, 1000 кв. м. Для того, чтобы создать образ сильного человека, духовно богатого, совершившего много путешествий, скульптура сознательно создана босой, так как существуют каноны скульптуры о красоте человеческого тела. Автор художник скульптор К. Н. Надыров. Аналогичный памятник того же автора установлен в 1997 году в Тебризе на месте захоронения поэта.

Худжандская крепость

Cоставная часть фортификационной системы города. Основана в VI-V вв. до н. э. Согласно данным, полученным Северо-Таджикской археологической комплексной экспедицией (СТАКЭ), Худжандская крепость сначала была окружена насыпным валом, позднее стеной значительной толщины из сырца. Город и цитадель - составные части античного Худжанда, имели отдельные крепостные стены, окруженные широким и глубоким рвом, наполненным водой. Остатки этих укреплений обнаружены под центральной частью левобережного Худжанда и окружают территорию древнего города площадью 20 га.

С развитием экономики, торговли, системы правления и численности населения город разрастается. В VI-VII века строится новая крепость. Средневековый Худжанд состоял из трех основных частей: цитадель, шахристан и рабад. Цитадель располагалась на берегу Сырдарьиапрено худжандцами у ворот рабада. Средневековая Худжандская крепость считалась одной из самых укрепленных в Средней Азии.

Во время нашествия Чингисхана (1219-1220 гг.) для осады города было направлено 25-тысячное войско с 50 тыс. среднеазиатских пленников. Героическая оборона Худжандской крепости и расположенного недалеко от него острова на Сырдарье под руководством Тимурмалика составляет одну из ярких страниц в истории освободительной борьбы таджиксого народа. В результате монгольского нашествия Худжандская крепость была разрушена. По сообщению историка Хофиза Абру, в начале XV века крепость лежала в руинах. По сведениям Захириддина Бабура уже в конце XV века крепость была восстановлена и являлясь резиденцией местного правителя.

Мечеть Масджиди Джами

Комплекса Шейха Муслихиддина, памятник народного зодчества XX века. Расположен на западной стороне площади Панджшанбе. Фасад здания обращён на ул. Шарк. Мечеть построена в 1512-1513 годах. Многоколонный (30 колонн) айван примыкает к восточной стене зимнего зала, также многоколонного (20 колонн), и входит во внутренний двор мечети. На улицу Шарк обращена протяжённая южная стена мечети без каких-либо проёмов. Только справа на краю стены, находится входное устройство дарвоза-хона с глубоким пештаком - порталом. Расположение колонн в мечети подчинено модульной сетке: на айване повторяются шесть рядов по четыре колонны (30 модульных квадратов), а в зимнем помещении - пять рядов колонн по четыре. Две средние колонны по северному фасаду айвана отделаны резьбой на всю высоту и несут повышенную часть архитрава с массивными наборными сталактитами, сохранившими остатки росписи. При входе и над михрабом три дощатых квадрата потолка расписаны, но краски сильно потемнели и частью осыпались. Стены покрыты хорошим резным декором, по преимуществу геометрических мотивов. Обе двери зимнего зала отличаются тонкой изящной резьбой. Конструктивно здание каркасное с сырцовым заполнением и последующей штукатуркой ганчевым раствором. Промежутки между каркасом использованы для устройства ниш при и михраба как в зимнем зале, так и на айване. Кровля мечети плоская земляная с глино-саманной обмазкой. Фундамент, на котором стоят стены здания, выложен из жжёного кирпича. Внутренний двор мечети с востока и частично севера ограничен одноэтажными худжрами. В северо-восточной части двора высится минарет с традиционным фонарем, оформленным арочными проемами, откуда открывается прекрасная панорама города. Входной портал, обращённый на ул. Шарк, отличается изразцовой облицовкой и резными ганчевыми панно по фасаду. Высокий портал представляет лишь лицевую декоративную стенку из жжёного кирпича, дополненную с северной стороны сырцовыми постройками в два этажа с деревянным айваном наверху. Резные ворота портала выполнены в 1513-1514 годы. В декоративной отделке мечети принимали участие мулла Мансур (роспись), усто Шамсидцин (резьба по ганчу) и др. Мечеть, в целом, имеет удивительно гармоничный образ и представляет собой великолепный образец синтеза декоративного искусства и строительной культуры Худжанда.

Средней Азии , что может быть лучше? Похоже, путешествие по Таджикистану обещало быть таким же приветливым и легким, как в Узбекистане. От осознания сего факта настроение в начале дня поднимается сразу на 150% и хочется тут же отправиться покорять достопримечательности Худжанда, чем мы сегодня и собирались заняться. Однако, “по закону Архимеда”, сначала завтрак.

Достопримечательности города Худжанд.

Вот, он – Худжанд ! Второй по величине город (после столицы) в Таджикистане, который за свою многотысячелетнюю историю (около 2500 лет) может “похвастаться” тем, что

  • именно здесь в V веке до н.э. сам Александр Македонский построил легендарный город Александр-Эсхата;
  • позднее город был одним из важнейших центров, через который проходил Великий шелковый путь;
  • после прихода русских сюда была проведена железная дорога, а город переименовали вплоть до 1990 года в Ленинабад, после чего, резко начала развиваться промышленность.

Как мы понимаем, это все в прошлом. Что же из себя представляет Худжанд в нынешнее время? Это нам и предстоит выяснить сегодня.

До города оставалось несколько километров, мы решили, что преодолеем их все тем же способом – автостопом. Как оказалось, решение было принято верно, потому как через несколько минут остановилась легковушка с таджикской парой. Ребята попались веселые и разговорчивые, я даже не помню, как мы оказались на площади Панджшанбе .

Все потому, что в западной части площади расположился памятник народного зодчества 16 века — комплекс Шейха Муслихиддина . Архитектурный ансамбль состоит из:

— соборной мечети Масджиди Джами ,

— минарета высотою около 20 м.,

— и древних захоронений.

Лично для меня то воскресение запомнилось большим количеством народа и… цыгане. Вот уж где-где, а здесь не ожидал увидеть этих попрошаек. К такого рода “товарищам” у меня уже выработался иммунитет, однако в очередной раз общение с ними мне доказало, что не стоит идти у них на поводу. Представьте картину, с протянутой рукой и голосом, давящим на жалость, подходит молодая женщина с золотыми серьгами в ушах и с ребенком на руках, одетым в “памперс”. По другому, как “наглость” это уже не назвать.

Чтобы исправить себе настрой, мы с Милой развернулись на 180 градусов и направились к павильону с надписью «Панчшанбе», что в переводе с таджикского означает “четверг”.

Кто еще не догадался, то перед нами один из самых больших крытых рынков в Центральной Азии. А четверг потому, что именно в этот день каждую неделю здесь был самая большая торговля. В воскресенье народу тоже хватает, надо признать.

Потолкавшись между торговых лавок и нанюхавшись всевозможных восточных ароматов, мы устроили прогулку по центру. В поисках площади “Звезда Худжанда” нам попался оформленный в стиле таджикских традиций вот такой дом. Как выяснилось, при подходе к входной двери, это был просто ресторан. Однако, внимание привлекает.

На площадь с фонтанами мы вышли и памятник великому местному поэту Камолу Худжанди тоже видели, правда фото его не сделали. Кто ж знал, что он находится в списке обязательных достопримечательностей города? 😉

Кстати, Худжанд единственный таджикский город, который расположен на крупной реке, чье название Сырдарья. Вам тоже хочется поделить слово на две части? 🙂

Увидеть реку легко, она протекает прямо через центр города. Правда, особых впечатлений не вызывает, поэтому переходим к следующей достопримечательности, а точнее к составной части фортификационной системы города – Худжандской крепости .

Первое упоминание о крепости появилось в VI-VII века. В те времена Худжанд состоял из трех частей: цитадель (на берегу Сырдарьи), шахристан и рабад. Средневековая Худжандская крепость считалась одной из самых укрепленных в Средней Азии.

Историки говорят, что после монгольского нашествия, крепость сровняли с землей, и только в начале 15 века начали понемногу ее восстанавливать. Сейчас перед нами обычная отреставрированная стена, через главный вход которой мы попадаем в музей.

Кстати, рядом с крепостью есть зеленая парковая аллея, куда мы отправились сразу после осмотра, дабы спрятаться от жаркого солнца в тени. Нам повезло еще тем, что как раз в это время проходила целая толпа ребятишек, похоже на “детскую свадьбу” (празднование “обрезания” по нашему).

В настоящее время город является индустриальным и культурным центром Таджикистана с гостеприимными жителями. Довольно тихий и в целом на него достаточно потратить день или даже половину дня, чтобы ознакомиться с историческими местами. Вот, пожалуй и все, чем может похвастаться город Худжанд.

На одной из основных улиц мы с Милой нашли автобусную остановку. Здесь надо сказать, что Таджикистан вообще отказался от “крупного” общественного транспорта типа автобусов, троллейбусов и прочее. Вместо этого на дорогах мы видим только маршрутные “газели” или вообще легковушка-автобус. Как это? Обычная легковушка, только на лобовом стекле прикреплен номер маршрута, залезаешь в такую и едешь, как в автобусе. Единственная проблема с количеством свободных мест:).

Остановка нам не пригодилась, потому что нас вдруг неожиданно предложил подвезти таджик на легковушке. Правда, только за город, но и этого уже было достаточно. Как вы думаете, куда мы направляемся? Верно, в ! А чтобы попасть в столицу Таджикистана нам придется преодолеть самый интересный и в то же время опасный участок дороги в 380 км – . Об этом, я как всегда расскажу в следующей статье, а вам советую подписаться на новости нашего блога , дабы не упустить это событие:). Счастливо!