Главная · Испания · Что должен делать боцман на промысловом судне. Хороший боцман - залог чистоты и порядка на корабле

Что должен делать боцман на промысловом судне. Хороший боцман - залог чистоты и порядка на корабле

(01) знать устройство и уметь обслужи­вать главные, вспомогательные механизмы и технические средства их обслуживаю­щие, уметь управлять ими;

(02) знать расположение и назначение трубопроводов и клапанов судовых систем и уметь управлять ими;

(03) знать расположение мест хране­ния аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими поль­зоваться;

(04) уметь обслуживать электрообору­дование машинных помещений.

223. Моторист (машинист) I класса обязан:

(02) выполнять правила технической экс­плуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаро­безопасности;

224. Моторист (машинист) I класса может привлекаться по указанию старшего механи­ка к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соот­ветствующего обучения, получения квалифи­кационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим рабо­там приказом капитана.

Моторист (машинист) II класса

225. Моторист (машинист) II класса под­чиняется второму механику.

Моторист (машинист) II класса должен:

(01) знать устройство главных и вспо­могательных механизмов, назначение и расположение обслуживаемых им трубо­проводов и клапанов;

(02) уметь обслуживать главные и вспо­могательные механизмы и технические средства, обеспечивающие их работу;


(03) уметь обслуживать вспомогатель­ные котлы и технические средства, обеспе­чивающие их работу;

(04) знать расположение мест хране­ния аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими поль­зоваться.

226. Моторист (машинист) II класса обя­зан:

(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте всех судовых тех­нических средств;

(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;

(03) нести вахту согласно судовому рас­писанию.

227. Моторист (машинист) II класса может привлекаться по указанию старшего механи­ка к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартов­ные операции и крепление груза, после соот­ветствующего обучения, получения квалифи­кационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим рабо­там приказом капитана.

Старший котельный машинист

228. Старший котельный машинист непо­средственно подчиняется третьему механику. Старший котельный машинист должен:

(01) уметь управлять котельной установ­кой и техническими средствами, обслужи­вающими ее;

(02) знать устройство и уметь обслужи­вать системы, механизмы, средства авто­матизации и контрольно-измерительные приборы, обслуживающие котельную уста­новку;

(03) знать расположение мест хра­нения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими поль­зоваться.

229. Старший котельный машинист обязан:

(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте котельной уста­новки и технических средств, обслуживаю­щих ее;

(03) руководить работами котельных машинистов;

(04) нести вахту согласно судовому рас­писанию.

230. Старший котельный машинист может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответ­ствующего обучения, получения квалифика­ционного свидетельства, инструктажа по пра­вилам техники безопасности на рабочем мес­те и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.

Котельный машинист

231. Котельный машинист подчиняется тре­тьему механику.

Котельный машинист должен:

(01) знать устройство и уметь обслужи­вать котлы, системы, механизмы, средства автоматизации и контрольно-измеритель­ные приборы, обслуживающие котельную установку;

(02) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, сред­ства пожаротушения и уметь ими пользо­ваться.

232. Котельный машинист обязан:

(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте котельной уста­новки;

(02) выполнять правила технической экс­плуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;

(03) нести вахту согласно судовому рас­писанию.

233. Котельный машинист может привле­каться по указанию старшего механика к ра­ботам по техническому обслуживанию и ре­монту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его пря­мых обязанностей, включая швартовные опе­рации и крепление груза, после соответствую­щего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам тех­ники безопасности на рабочем месте и оформ­ления допуска его к этим работам приказом капитана.

Кладовщик

234. Кладовщик непосредственно подчиня­ется второму механику.

Кладовщик осуществляет хранение матери­ально-технического снабжения механической части и содержание в должном порядке кла­довых машинного помещения, ремонтирует инструмент, а также принимает участие в тех­ническом обслуживании и ремонте всех судо­вых технических средств.

235. Кладовщик при наличии квалифика­ционного свидетельства моториста (машиниста) может привлекаться к вахтенному обслу­живанию механической установки.

Токарь

236. Токарь непосредственно подчиняется второму механику.

Токарь отвечает за надежную работу и тех­ническое состояние станков и оборудования механической мастерской и обеспечивает ис­правное состояние инструмента, средств ма­лой механизации и приспособлений механи­ческой части.

Токарь должен уметь выполнять станочные и слесарные работы, знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользо­ваться, выполнять правила техники безопас­ности и пожаробезопасности.

237. Токарь обязан принимать участие в ра­ботах по техническому обслуживанию и ре­монту всех судовых технических средств и может привлекаться по указанию старшего механика к судовым работам после полу­чения инструктажа по правилам техники безо­пасности на рабочем месте. При наличии ква­лификационного свидетельства моториста (ма­шиниста) токарь может привлекаться к вахтенному обслуживанию механической уста­новки.

Рефрижераторный механик

238. Рефрижераторный механик подчиняет­ся непосредственно старшему механику. Рефрижераторному механику подчиняются рефри­жераторные машинисты.

Рефрижераторный механик отвечает за на­дежную работу, правильную техническую экс­плуатацию и техническое состояние холодиль­ной установки и установки кондиционирова­ния воздуха со всеми обслуживающими ее техническими средствами (включая воздуш­ную систему), средств автоматизации (кроме элементов электрических схем), контрольно-измерительных приборов и других техниче­ских средств своего заведования.

Рефрижераторный механик ведает сменно-запасными частями и материально-техниче­ским снабжением своего заведования и явля­ется ответственным руководителем работ по рефрижераторным установкам.

239. Рефрижераторный механик обязан по своему заведованию:

(01) обеспечивать соблюдение заданных режимов во всех охлаждаемых помеще­ниях;

(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических, средств, инструкции заводов-строителей и другие инструкции, устранять лично или с привле­чением судовых специалистов выявившие­ся дефекты и отказы технических средств, составлять план работ и представлять его старшему механику;

Второй электромеханик

255. Второй электромеханик (на электрохо­дах) непосредственно подчиняется старшему электромеханику. В необходимых случаях вто­рой электромеханик замещает старшего элек­тромеханика.

Второй электромеханик отвечает за надеж­ную работу и техническое состояние главных генераторов, гребных электродвигателей и ос­новных электроприводов, обслуживающих гребную установку, центрального поста управ­ления гребной установкой, электропривода ру­левого устройства, авторулевого, аварийно-спасательных и пожарных насосов, щитов электродвижения и вспомогательной электро­станции, машинного телеграфа, постов управ­ления, средств автоматизации и контроля электродвижения судна.

Второй электромеханик ведает электромас­терской и электрокладовыми.

256. Второй электромеханик обязан по свое­му заведованию:

(02) устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся де­фекты и отказы электрооборудования;

(05) составлять заявки на материально-техническое снабжение и вести учет сменно-запасных частей и инструмента;

(06) производить с разрешения старшего электромеханика проворачивание гребных электродвигателей и главных генераторов после выполненных ремонтно-профилактических работ;

(07) вести журнал замеров сопротивле­ния изоляции.

Второй электромеханик несет вахту соглас­но судовому расписанию.

257. На судах без электродвижения второй электромеханик подчиняется первому электро­механику, в необходимых случаях замещает его. Обязанности по заведованиям между пер­вым и вторым электромеханиками распределя­ет старший механик.

Третий электромеханик

258. Третий электромеханик (на электрохо­дах) непосредственно подчиняется старшему электромеханику. В необходимых случаях тре­тий электромеханик замещает второго элект­ромеханика.

Третий электромеханик отвечает за надеж­ную работу и техническое состояние вспомо­гательных и аварийных генераторов, электро­оборудования палубных механизмов, подрули­вающего устройства, электроприводов вспомо­гательных механизмов машинного помещения, электрической части котельной автоматики.

259. Третий электромеханик обязан по свое­му заведованию:

(01) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудова­ния, правила, инструкции по технике без­опасности и пожаробезопасности;

(02) устранять лично или с привлечени­ем судовых специалистов выявившиеся де­фекты и отказы электрооборудования;

(03) руководить работами выделенных ему судовых специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ;

(04) составлять ремонтные ведомости, контролировать качество работ, выполняе­мых береговыми и судовыми специали­стами;

(05) составлять заявки на материально-техническое снабжение и вести учет смен­но-запасных частей и инструмента. Третий электромеханик несет вахту соглас­но судовому расписанию.

Четвертый электромеханик

260. Четвертый электромеханик (на электро­ходах) непосредственно подчиняется старше­му электромеханику. В необходимых случаях четвертый электромеханик замещает третьего электромеханика.

Четвертый электромеханик отвечает за на­дежную работу и техническое состояние ка­бельной сети, электроприводов вспомогатель­ных механизмов, не вошедших в заведование второго и третьего электромехаников, элект­рических вентиляторов , преобразователей, электрооборудования камбуза, освещения, в том числе аварийного, ходовых огней, прожек­торов, тифонов и аккумуляторных батарей .

261. Четвертый электромеханик обязан по своему заведованию:

(01) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудова­ния, правила, инструкции по технике без­опасности и правила пожаробезопасности;

(02) устранять лично или с привлече­нием судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы электро­оборудования;

(03) руководить работами выделенных ему судовых специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ;

(04) составлять ремонтные ведомости, контролировать качество работ, выполняе­мых береговыми и судовыми специали­стами;

(05) составлять заявки на материально-техническое снабжение и вести учет смен­но-запасных частей и инструмента;

(06) своевременно, согласно инструкци­ям, производить зарядку аккумуляторных батарей, вести аккумуляторный журнал;

(07) следить за правильным использова­нием электрического освещения. Четвертый электромеханик несет вахту со­гласно судовому расписанию.

Техник АТС

262. Техник АТС непосредственно подчи­няется старшему электромеханику (электро­механику) .

Техник АТС отвечает за надежную работу и техническое состояние судовой автоматиче­ской телефонной станции, командных теле­фонных коммутаторов и внутрисудовых сис­тем сигнализации.

263. Техник АТС обязан:

(01) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, правила, инструкции по технике без­опасности и правила пожаробезопасности;

(02) осуществлять техническое обслужи­вание средств телефонной связи и внутрисудовых систем сигнализации и контроли­ровать их правильное использование;

(03) вести установленную техническую документацию по своему заведованию. Техник АТС может привлекаться к вахтен­ному и техническому обслуживанию судового электрооборудования при наличии квалифи­кационного свидетельства электрика.

Старший электрик

264. Старший электрик подчиняется электро­механику или старшему электромеханику (на электроходах). На судах, где не предусмотре­на должность электромеханика, старший элек­трик подчиняется второму механику. В необ­ходимых случаях старший электрик замещает электромеханика.

265. Старший электрик обязан:

(01) выполнять техническое обслуживание всего судового электрооборудования и средств внутренней телефонной связи;

(03) ведать электромастерской и элект­рокладовыми, обеспечивать надлежащее хранение, учет и расходование материаль­но-технического снабжения по электричес­кой части;

(04) нести вахту согласно судовому рас­писанию, если на судне установлено несе­ние вахт электриками.

266. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность четвертого электро­механика, старший электрик с разрешения и под ответственность старшего электромехани­ка может допускаться к несению вахты элект­ромеханика.

267. При проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартовных операций старший электрик несет вахту в ме­сте, указанном электромехаником.

268. Старший электрик может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим рабо­там, не входящим в круг его прямых обязан­ностей, включая швартовные операции и креп­ление груза, после соответствующего обуче­ния, получения квалификационного свидетель­ства, инструктажа по правилам техники без­опасности на рабочем месте и оформления до­пуска его к этим работам приказом капитана.

Электрик 1 класса

269. Электрик I класса подчиняется элект­ромеханику или старшему электромеханику (на электроходах). На судах, где не предус­мотрена должность электромеханика, элект­рик I класса подчиняется второму механику. В необходимых случаях электрик I класса за­мещает старшего электрика.

270. Электрик I класса должен:

(01) знать устройство и принцип дейст­вия всего судового электрооборудования;

(02) уметь управлять всеми технически­ми средствами судового электрооборудо­вания;

(03) знать принцип действия и конст­руктивные особенности механической уста­новки;

(04) уметь пользоваться всеми судовыми средствами пожаротушения.

271. Электрик I класса обязан:

(02) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудова­ния, инструкции, правила техники безопас­ности и пожаробезопасности;

(03) нести вахту согласно судовому рас­писанию, если на судне установлено несе­ние вахты электриками.

272. При проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартов­ных операций электрик I класса несет вахту в месте, указанном электромехаником.

273. Электрик 1 класса может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим рабо­там, не входящим в круг его прямых обязан­ностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обу­чения, получения квалификационного свиде­тельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капи­тана.

Электрик II класса

274. Электрик II класса подчиняется элект­ромеханику или старшему электромеханику (на электроходах). На судах, где не предус­мотрена должность электромеханика, электрик II класса подчиняется второму механику.

Электрик II класса должен:

(01) знать принцип действия судового электрооборудования;

(02) уметь управлять техническими сред­ствами электрооборудования механической установки;

(03) знать принцип действия и конструк­тивные особенности механической уста­новки;

(04) уметь пользоваться средствами по­жаротушения машинного помещения.

275. Электрик II класса обязан:

(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте всего судового электрооборудования;

(02) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудова­ния, правила пожаробезопасности и техни­ки безопасности;

(03) нести вахту согласно судовому рас­писанию, если на судне установлено несе­ние вахт электриками.

276. При проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартовных операций электрик II класса несет вахту в ме­сте, указанном электромехаником.

277. Электрик II класса может привлекать­ся по указанию старшего механика к рабо­там по техническому обслуживанию и ремон­ту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обя­занностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обу­чения, получения квалификационного свиде­тельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капи­тана.

Боцман

278. Боцман подчиняется старшему механи­ку, является командиром непосредственно под­чиненных ему членов экипажа и руководите­лем работ по корпусной части.

При подготовке судна к рейсу и плавании в сложных условиях, а также для выполнения работ , связанных с обеспечением сохранной перевозки грузов и судового имущества, боц­ман поступает в распоряжение старшего по­мощника капитана.

Боцман обеспечивает техническое обслужи­вание:

(01) корпуса, палуб, надстроек, грузо­вых и судовых помещений, балластных тан­ков и танков пресной воды, их меритель­ных, воздушных и приемных труб, рангоу­та, такелажа , трапов, штормтрапов и кранцевой защиты судна;

(02) рулевого, грузового, якорного, швар­товного и буксирного устройств с их тех­ническими средствами (кроме механиче­ской и электрической частей этих средств);

(03) спасательных средств, противопо­жарного, аварийно-спасательного оборудо­вания, имущества и инвентаря и других технических средств своего заведования.

Боцман ведает сменно-запасными частями, материально-техническим снабжением и кла­довыми по своему заведованию. Боцман руко­водит малярными и такелажными работами по судну (включая машинные помещения).

279. Боцман обязан:

(01) выполнять правила технической эксплуатации технических средств своего заведования, устранять лично или с привле­чением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы этих технических средств;

(02) составлять план работ по корпус­ной части и представлять его на утвержде­ние старшему механику;

(03) распределять подчиненных ему чле­нов экипажа по вахтам и работам, согла­совывая со старшим механиком и старшим помощником капитана, вести учет их рабо­чего времени, и дней отдыха;

(04) выполнять правила, инструкции по технике безопасности и пожаробезопасности, требовать выполнения этих правил под­чиненными ему лицами и обеспечивать без­опасную организацию работ;

(05) руководить ремонтно-профилактическими работами по корпусной части, вы­полняемыми судовыми специалистами;

(06) обеспечивать подготовку трюмов и грузового комплекса к грузовым операци­ям, принимать участие в работах при по­грузке и выгрузке тяжеловесных и крупно­габаритных грузов;

(07) обеспечивать подготовку корпусной части к отходу судна и штормовому плава­нию, крепление груза, оборудования, иму­щества, контролировать крепление груза береговыми специалистами и докладывать вахтенному помощнику капитана;

(08) перед каждым приходом судна в порт обеспечивать проверку исправности траповых лебедок, привлекая для этого от­ветственных лиц по необходимости;

(09) обеспечивать готовность к действию аварийного и противопожарного оборудо­вания, имущества, спасательных средств коллективного и индивидуального пользо­вания, их снабжения и спусковых устройств;

(10) обеспечивать своевременные провер­ки и испытания якорных цепей, блоков, га­ков, цепей, скоб и другого такелажного имущества корпусной части;

(11) подготавливать материалы для составления ремонтных ведомостей, контро­лировать качество работ по корпусной ча­сти, выполняемых береговыми специали­стами;

(12) обеспечивать чистоту и порядок на палубе, в помещениях и столовой команды;

(13) знакомить вновь поступающих на судно членов экипажа с расписанием по заведованиям, расписанием по тревогам, расположением аварийного и противопо­жарного оборудования и имущества, спа­сательных средств коллективного и инди­видуального пользования и обучать обра­щению с ними;

(14) составлять заявки на материально-техническое снабжение по своему заведованию, обеспечивать прием, учет и хране­ние сменно-запасных частей и материально-технического снабжения корпусной части;

(15) вести установленную документацию по своему заведованию.

280. При проходе судном узкостей, входе в порт, выходе из него, при подходе к месту якорной стоянки и во время швартовных опе­раций боцман должен находиться на баке или, при необходимости, в другом месте по указа­нию старшего помощника капитана.

При стоянке судна в порту боцман обязал по указанию вахтенного помощника капита­на обеспечивать выполнение работ, связанных с эксплуатацией и безопасной стоянкой судна, с уведомлением старшего механика.

К несению вахт боцман может привлекаться по указанию капитана.

281. На судах, где не предусмотрена долж­ность старшего матроса, боцман выполняет его обязанности.

На судах, где предусмотрено несколько боцманов, их обязанности определяются сог­ласно установленному порядку.

Подшкипер

282. Подшкипер непосредственно подчиняет­ся боцману и является его заместителем.

Подшкипер осуществляет прием, учет и хранение сменно-запасных частей и материаль­но-технического снабжения корпусной части.

283. Подшкипер обязан:

(01) готовить материалы для заявок на материально-техническое снабжение кор­пусной части и представлять их боцману;

(02) обеспечивать должное хранение и ремонт брезентов , тендов, виндзелей, спа­сательных нагрудников, чехлов и другого имущества корпусной части;

(03) обеспечивать исправность и сохран­ность средств малой механизации, приспо­соблений, инвентаря и инструмента корпус­ной части;

(04) выполнять судовые такелажные, па­русные и малярные работы, составлять тре­буемые для покрасочных работ краски;

(05) осуществлять управление палубны­ми техническими средствами;

(06) обеспечивать исправное состояние пожарных шлангов, соединительных гаек, огнетушителей и аварийных фонарей;

(07) обеспечивать пожаробезопасность, чистоту и порядок в кладовых помещениях

корпусной части и подшкиперской, выпол­нять правила техники безопасности;

(08) обеспечивать сохранность и исправ­ное состояние переносных люстр и ламп, своевременно сдавая их в ремонт электро­механику;

(09) выполнять обязанности старшего матроса (на судах, где не предусмотрена должность старшего матроса).

284. Подшкипер должен иметь квалифика­ционное свидетельство матроса I класса и мо­жет привлекаться к несению вахт.

При швартовных операциях подшкипер дол­жен находиться на корме или в другом месте по указанию старшего помощника капитана.

Старший матрос (плотник)

285. Старший матрос непосредственно под­чиняется боцману. В необходимых случаях старший матрос замещает боцмана.

Старший матрос должен:

(01) уметь выполнять судовые плотниц­кие работы по корпусной части;

(02) уметь управлять всеми технически­ми средствами корпусной части;

(03) уметь пользоваться палубными средствами пожаротушения;

(04) знать приемную систему пресной воды, расположение по судну балластных танков и танков пресной воды, их воздуш­ных и мерительных труб и мерительных труб грузовых помещений.

286. Старший матрос обязан:

(01) принимать пресную воду, производить ежедневно замеры воды в танках, сточных колодцах и льялах, записывать ре­зультаты замеров на доске в машинном помещении, в тетради замеров и доклады­вать старшему помощнику капитана;

(02) выполнять плотницкие работы и принимать участие в судовых работах, тех­ническом обслуживании и ремонте корпус­ной части, такелажных и покрасочных ра­ботах по судну;

(03) обеспечивать исправное состояние и водонепроницаемость иллюминаторов, две­рей, люков, лазов, горловин, затемнителей и воздушных заслонок вентиляционных устройств;

(04) следить за техническим состоянием пожарной магистрали на палубе, осуши­тельного трубопровода в трюмах, прием­ных сеток, льял, пайолов, рыбинсов и лю­ковых закрытий грузовых помещений;

(05) обеспечивать подготовку беседок и лесов для работ за бортом, на мачтах и дымовых трубах;

(06) обеспечивать надлежащее состояние кранцев, румпель-талей и штуртросов, тра­пов, штормтрапов и сходней;

(07) обеспечивать пожаробезопасность в плотницкой и выполнять правила тех­ники безопасности, руководить работой матросов;

(08) выполнять обязанности подшкипера (на судах, где не предусмотрена долж­ность подшкипера).

При швартовных операциях старший матрос должен находиться на корме или в другом месте по указанию старшего помощника ка­питана.

287. Старший матрос должен иметь квали­фикационное свидетельство матроса I класса и может привлекаться к несению вахт по ука­занию капитана.

Старший матрос может привлекаться к малярным и такелажным работам в машин­ных помещениях после получения инструкта­жа по правилам техники безопасности на ра­бочем месте.

Матрос 1 класса

288. Матрос I класса непосредственно под­чиняется боцману. Матрос I класса должен:

(01) знать и выполнять обязанности матроса II класса;

(02) знать сигналопроизводство;

(03) уметь управлять палубными техни­ческими средствами;

(04) уметь пользоваться судовыми спа­сательными средствами и управлять спа­сательными шлюпками на веслах и под парусами;

(05) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться;

(06) знать расположение по судну бал­ластных танков и танков пресной воды, их мерительных, воздушных труб и мери­тельных труб грузовых помещений, уметь манипулировать основными приводами клинкетов на палубах;

(07) уметь производить разбивку лот­линей и измерять глубину ручным лотом.

289. Матрос I класса обязан:

(01) нести ходовые на мостике и стояноч­ные вахты у трапа согласно судовому рас­писанию;

(02) принимать участие в судовых рабо­тах и техническом обслуживании корпус­ной части (включая работы на высоте и за бортом);

(03) принимать участие в подготовке грузовых устройств и помещений к грузо­вым операциям, открывать и закрывать грузовые трюмы, оборудованные люковы­ми закрытиями с механическим и гидрав­лическим приводами.

290. Наиболее опытный матрос I класса на­значается старшим рулевым.

Старший рулевой обязан обеспечивать чистоту и порядок в штурманской и рулевой руб­ках, надлежащее содержание и хранение сиг­нальных флагов и знаков, ручных лотов, за­бортных буксируемых лагов и ручного туман­ного горна.

Матрос II класса

291. Матрос II класса непосредственно под­чиняется боцману.

Матрос II класса должен:

(01) знать расположение по судну ава­рийно-спасательного противопожарного оборудования, имущества, инвентаря и уметь их использовать по назначению;

(02) уметь пользоваться судовыми спа­сательными средствами и управлять шлюп­ками с ручным и механи­ческим приводами;

(03) уметь осуществлять прием и переда­чу сообщений посредством световой и флажной сигнализации;

(04) уметь выполнять малярные, таке­лажные и парусные работы.

292. Матрос II класса обязан:

(01) нести ходовые вахты на мостике и стояночные вахты у трапа согласно судо­вому расписанию;

(02) принимать участие в судовых рабо­тах и работах по техническому обслужива­нию корпусной части;

(03) принимать участие в открытии и закрытии люков трюмов, выпускать и вы­бирать забортный лаг, снимать отсчеты лага;

(04) принимать участие в подготовке и уборке грузовых средств и инвентаря;

(05) убирать палубу и судовые помеще­ния;

(06) принимать участие в швартовных работах согласно судовому расписанию;

(07) при выполнении работ, связанных с грузовыми операциями:

перед началом грузовых операций сле­дить за тем, чтобы люковые крышки с гидравлическим и механическим приво­дом были надежно закреплены, горлови­ны всех цистерн задраены, трубопроводы исправны, льяла, сточные колодцы и приемные сетки были чистыми, а льяльные крышки плотно закрыты;

во время грузовых операций находить­ся в трюме или у люка и следить за размещением груза по указанию второ­го помощника капитана;

контролировать сепарирование груза и при необходимости вести счет груза;

наблюдать за сохранностью груза в трюме и не допускать к погрузке грузо­вые места, имеющие неисправную тару или маркировку, не соответствующую до­кументации. О всех обнаруженных не­достатках немедленно докла­дывать вах­тенному помощнику капитана;

при прекращении грузовых операций докладывать вахтенному помощнику ка­питана;

если во время грузовых операций сни­маются не все бимсы, следить за тем, что­бы оставшиеся бимсы были тщательно закреплены болтами;

наблюдать за исправностью трюмных трапов. О всех обнаруженных поврежде­ниях немедленно докладывать вахтен­ному помощнику капитана;

не допускать в трюм лиц в нетрезвом состоянии;

не допускать курения в трюме, обеспе­чивать порядок и чистоту в трюме;

(08) при отсутствии в штате судна долж­ности матроса пожарной части выполнять его обязанности.

Матрос II класса может привлекаться к малярным и такелажным работам в машин­ных помещениях после получения инструктажа по правилам техники безопасности на ра­бочем месте.

Матрос-водолаз

293. Матрос-водолаз непосредственно под­чиняется боцману. Матрос-водолаз выполняет подводные работы по распоряжению старше­го механика, руководствуясь правилами тех­ники безопасности и действующими положе­ниями, касающимися производства водолаз­ных работ.

Матрос-водолаз обеспечивает исправное состояние водолазного оборудования и иму­щества, выполняет судовые работы и привле­кается к несению вахт.

При наличии на судне нескольких матро­сов-водолазов более опытный из них назна­чается старшим.

Глава VIII СЛУЖБА БЫТА

Помощник капитана по хозяйственной части

294. Помощник капитана по хозяйственной части подчиняется непосредственно старшему помощнику капитана и является начальником службы быта (команды бытового обслужива­ния).

295. Помощник капитана по хозяйственной части организует питание экипажа судна, обеспечивает своевременное получение и хра­нение продуктов столового довольствия и питьевой воды , а также получение материаль­но-технического снабжения (исключая снаб­жение бункером , смазочными материалами, водой), ведет кассовую книгу , производит рас­четы с экипажем, составляет кассовые от­четы, обеспечивает соблюдение правил и ин­струкций по технике безопасности, пожарной безопасности , а также санитарных правил подчиненными ему членами экипажа.

296. Помощник капитана по хозяйственной части обязан:

(01) составлять и своевременно оформ­лять заявки на продукты питания и пром­товары, при доставке продуктов на судно проверять их наличие;

(02) составлять совместно с врачом ме­ню питания экипажа и пассажиров (при отсутствии пассажирской службы), обес­печивая необходимую калорийность и раз­нообразие по ассортименту пищи с учетом запросов членов экипажа;

(03) на первое число последующего ме­сяца, а также по требованию капитана или судового комитета совместно с назначен­ной комиссией и участием судового врача производить проверку продуктов, табачных и других изделий и тары. Проверка оформ­ляется актом, который утверждается капи­таном;

(04) вести учет продуктов питания, та­бачных изделий, материально-техническо­го снабжения, инвентаря и денежных средств ;

(05) составлять денежный и кассовый от­четы и после утверждения их капитаном

направлять судовладельцу в установленном порядке;

(06) составлять и своевременно подавать заявки на камбузное, буфетное имущест­во и совместно с материально-ответствен­ными лицами организовывать их получе­ние;

(07) на основании полученных от мате­риально-ответственных лиц документов со­ставлять и своевременно представлять ма­териалы к инвентаризации материально-имущественных ценностей.

297. Помощник капитана по хозяйственной части должен:

(01) вести табель рабочего времени чле­нов экипажа, а также табель на сверхуроч­ные работы и направлять их судовладель­цу;

(02) по согласованию со старшим помощ­ником и старшим механиком составлять заявки на материально-техническое снаб­жение;

(03) вести учет расходования лимита по материально-техническому снабжению суд­на;

(04) осуществлять контроль за правиль­ным получением денег с членов экипажа по всем видам задолженности;

(05) оформлять и выдавать членам эки­пажа, уходящим с судна, аттестаты, тамо­женные и другие справки;

(06) обеспечивать своевременный обмен и заправку огнетушителей, аппаратов КИП и аквалангов.

298. Помощник капитана по хозяйственной части несет ответственность в установленном законом порядке:

(01) за выдачу, учет и остаток денежных средств в советской, иностранной валюте и чеках Внешторгбанка;

(02) за санитарное состояние судовых помещений, помещений судоблока и обору­дования;

(03) за соблюдение правил и инструкций по технике безопасности, пожаробезопасности и санитарных правил членами служ­бы быта (команды бытового обслуживания).

299. При наличии диплома о присвоении морского звания помощник капитана по хо­зяйственной части может быть привлечен к несению вахты как на ходу, так и на стоянке.

Повар

300. Повар на судах, где отсутствует заве­дующий производством, непосредственно под­чиняется помощнику капитана по хозяйствен­ной части, а при его отсутствии - старшему помощнику капитана.

Повар руководит работой камбузного пер­сонала.

В обязанности повара входит приготовле­ние и раздача пищи.

Повар принимает участие в составлении заявок на продукты и контролирует качество продуктов, доставляемых на судно.

Повар обеспечивает содержание в надлежа­щем состоянии камбузных помещений и оборудования, камбузной посуды и холодильни­ков, а также принимает меры к своевремен­ному получению и необходимому ремонту камбузного инвентаря и другого имущества.

Повар принимает участие в составлении ме­ню совместно с судовым врачом и артельщи­ком и представляет его на утверждение по­мощнику капитана по хозяйственной части, а при его отсутствии - старшему помощнику капитана.

На судах, где нет должности пекаря, его обязанности возлагаются на повара.

На судах, где несколько поваров, один из них назначается старшим.

Пекарь

301. Пекарь непосредственно подчиняется повару.

В обязанности пекаря входит выпечка хле­бобулочных и кондитерских изделий и работа на. камбузе под руководством повара.

Камбузник

302. Камбузник непосредственно подчиняет­ся повару и выполняет работы по его указа­нию. В обязанности камбузника входит со­держание в чистоте камбуза, камбузных под­собных помещений и посуды.

На судах, где имеется один повар, камбузник помогает ему в приготовлении и раздаче пищи.

Буфетчик

303. Буфетчик непосредственно подчиняет­ся помощнику капитана по хозяйственной ча­сти, а при его отсутствии - старшему помощ­нику капитана.

На буфетчика возлагается заведование бу­фетом, уборка и обслуживание кают-компа­нии, а также уборка кают капитана и старше­го командного состава.

Буфетчик принимает посуду, оборудование буфета, столовое белье, а также постельное белье экипажа, следит за их надлежащим со­стоянием и ведет учет этого имущества.

Дневальный

304. Дневальный непосредственно подчиня­ется помощнику капитана по хозяйственной части. При отсутствии в штате помощника ка­питана по хозяйственной части дневальный подчиняется старшему помощнику капитана.

В обязанности дневального входит уборка кают командного состава, служебных помеще­ний, красного уголка (клуба), коридоров, а также содержание в чистоте помещения сто­ловой команды, подача пищи в столовую су­довой команды и мытье посуды.

Дневальный принимает у буфетчика необ­ходимое количество посуды, белья и другого инвентаря и следит за их сохранностью.

При наличии в штате судна более одного дневального обязанности каждого из них опре­деляются помощником капитана по хозяйст­венной части, а при его отсутствии - стар­шим помощником капитана.

На пассажирских судах дневальные, обслу­живающие пассажирские помещения, непо­средственно подчиняются старшему бортпро­воднику и их обязанности устанавливаются помощником капитана по пассажирской части.

Артельщик

305. Артельщик избирается на общем собра­нии экипажа с последующим назначением приказом по судну.

Артельщик непосредственно подчиняется помощнику капитана по хозяйственной части, а при его отсутствии - старшему помощнику капитана.

Помимо выполнения своих обязанностей по занимаемой им штатной должности, артель­щик получает продовольствие для экипажа и обеспечивает его сохранность в соответствии с установленными санитарными правилами, а также следит за содержанием в должном по­рядке кладовых и других помещений для хра­нения продуктов, ежесуточно выдает, в соот­ветствии с утвержденным меню, продукты по­варам для приготовления пищи, принимает участие в составлении меню, а также произво­дит продажу членам экипажа продуктов пи­тания и предметов повседневного обихода.

Артельщик ведет учет суточного расхода продуктов и несет материальную ответствен­ность в установленном законом порядке за сохранность продовольствия.

Глава IX РАДИОТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Начальник радиостанции

306. Начальник радиостанции непосредст­венно подчиняется капитану и является на­чальником радиотехнической службы.

Начальник радиостанции руководит работой судовых радиоспециалистов, электрорадиона­вигатора и несет радиовахту согласно Прави­лам радиосвязи морской подвижной службы Союза ССР и судовому расписанию.

Начальник радиостанции несет ответствен­ность за радиосвязь судна, техническое состоя­ние и постоянную готовность к действию ап­паратуры радиосвязи и радиотрансляции, те­леустановок, факсимильной аппаратуры, шлю­почных радиостанций, судовых инвентарных радиоприемников, магнитофонов.

Начальник радиостанции. несет ответствен­ность за техническое состояние и постоянную готовность к действию радионавигационных приборов в случае, когда на него возложено их техническое обслуживание.

При наличии в штате судна должности электрорадионавигатора начальник радио­станции несет ответственность за техническое состояние и постоянную готовность к дейст­вию всех электрорадионавигационных прибо­ров.

307. Начальник радиостанции обязан:

(01) строго соблюдать Правила радио­связи морской подвижной службы Союза ССР;

(02) контролировать соблюдение сани­тарных норм на радиоизлучение от пере­дающих устройств судна;

(03) обеспечивать соблюдение правил и инструкций по технике безопасности под­чиненными ему лицами;

(04) составлять расписание вахт радиоспециалистов и представлять его на утвер­ждение капитану;

(05) организовывать и осуществлять ре­гулярный и своевременный прием метео­сводок и штормовых предупреждений по районам, указанным капитаном, а также навигационных извещений мореплавателям (НАВИМ) и навигационных предупреж­дений (НАВИП);

(06) обеспечивать постоянную готовность средств аварийной радиосвязи;

(07) немедленно открывать вахту па час­тоте 500 кГц или 2182 кГц в случае опас­ности, грозящей судну, или приема сигна­ла тревоги от автоаларма;

(08) обеспечивать прием факсимильных передач карт погоды и состояния моря;

(09) ежедневно проверять радиотеле­графный журнал, подписывать его и пред­ставлять на подпись капитану;

(10) сдавать рейсовое донесение началь­нику службы связи и электрорадионавига­ции судовладельца.

Соответствует требованиям документа - "СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. ВЫПУСК 67. Водный транспорт. Раздел "Морской транспорт" (С изменениями и дополнениями, внесенными приказами Министерства транспорта и связи Украины N 189 от 10.05.2005 г., N 671 от 06.08.2007 г.). Издание второе, дополненное, переработано по состоянию на 06.08.2007 год", который утвержден приказом Министерства транспорта Украины 10.12.2001 г. N 863. Согласован Министерством труда и социальной политики Украины.
Статус документа - "действующий" .

Предисловие к должностной инструкции

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Боцман" относится к категории "Рабочие".

1.2. Квалификационные требования - профессионально-техническое образование. Повышение квалификации и стаж работы на судах по профессии матроса 1 класса - не менее 3 лет.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- правила и порядок выполнения работ во время швартовки и буксировки судна;
- правила технической эксплуатации грузового, якорно-швартовного и бугельного устройств;
- правила эксплуатации шлюпок и плотов, трапов и сходень, люковых закрытий;
- сроки испытания якорных цепей, блоков, крюков, скоб и другого такелажного имущества корпусной части;
- способы определения грузоподъемности и допустимые нагрузки такелажных устройств;
- способы предотвращения деформации груза;
- подготовку тросов к приему негабаритных грузов;
- правила составления грузов и установки подкладок под груз и стропы;
- способы очистки поверхности под грунтования, покраски и нанесения лакокрасочных покрытий с помощью ручного или механизированного инструмента;
- способы выполнения судовых плотницких работ;
- правила подачи и принятия световых и флаговых сигналов.

1.4. Боцман назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Боцман подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Боцман руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Боцман во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Руководит работами по корпусной части судна.

2.2. Распределяет работы между подчиненными ему членами палубной команды.

2.3. Составляет план работ по корпусной части, представляет его на утверждение старшему помощнику капитана.

2.4. Обеспечивает техническое обслуживание корпуса, палуб, надстроек, грузовых и судовых помещений, танков и цистерн, рангоута и такелажа, трапов и штормтрапов, грузового, якорного, швартовного и буксирного устройств, кранцевой защиты судна, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря, иных технических средств своего ведения.

2.5. Руководит на судне покрасочными, плотницкими, такелажными и ремонтно-профилактическими работами по корпусной части.

2.6. Ведет учет расходов материально-технического снабжения своей части, составляет заявки на его пополнение.

2.7. Обеспечивает безопасную эксплуатацию технических средств, которые обслуживаются палубной командой.

2.8. Принимает участие в устранении дефектов их работы.

2.9. Обеспечивает подготовку грузовых помещений и оборудования к грузовым операциям.

2.10. Участвует в работах по погрузке и выгрузке тяжеловесных и крупногабаритных грузов.

2.11. Обеспечивает готовность корпусной части до отхода судна и штормового плавание, крепление груза, судового оборудования и имущества перед выходом в рейс и во время плавания.

2.12. Участвует в швартовных и буксировочных операциях, во время отдавания и принятия якорей.

2.13. Обеспечивает готовность к действиям аварийного противопожарного оборудования и имущества, спасательных средств коллективного и личного пользования и их спусковых устройств.

2.14. Следит за соблюдением порядка на судне.

2.15. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.16. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Боцман имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Боцман имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Боцман имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Боцман имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Боцман имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Боцман имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Боцман имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Боцман имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Боцман имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Боцман несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Боцман несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Боцман несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Боцман несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Боцман несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Боцман несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Боцман несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

Боцман (от голл. bootsmann – боцман, человек судна)- древнейшая должность на судне, дошедшая до наших времен. Говоря о боцмане, перед глазами встает коренастый моряк с трубкой во рту, широким шагом передвигающийся по палубе – герой множества произведений мировой литературы. «Каков боцман – таков и корабль», поговорка, в полной мере отражающая роль боцмана на судне.

Корреспондент Морской Правды/Maritime Telegraph побеседовал с представителем профессии, для того, чтобы понять, кто такой современный боцман. Иван Вдовиченко, работает боцманом 4 года на разных судах: универсалы, балкеры, контейнеры, ро-ро.

МП/МТ: Почему решили стать боцманом?

Карьеру я начал с матроса и проработал шесть контрактов под началом разных боцманов. Многие из них, на мой взгляд, были некомпетентны. Мало кто знал технологический процесс покраски, не разбирались в пульверизаторах. Это создавало хаос в работе и стоило судовладельцам дополнительных затрат. Вообще, больше половины боцманов, с кем я сталкивался, не знали норм количества слоев краски для поверхностей корпуса, надстройки и различного вида танков на судне. А это минимум двойной перерасход для владельцев. Часто нарушался технологический процесс покраски – красили в туман, при неподходящей температуре, либо по неподготовленной поверхности (сажа, не опреснённая). Подобные команды поступали от старпома, не компетентного в этом вопросе. Вообще, чаще всего в неподходящих условиях красятся фальштрубы– при несоответствующей температуре.

Я знаю процесс из хорошей морской практики. Специально общавшись с технологом по покраске, я брал карты совместимости покрасочных материалов и все это изучал. Литературу, фотографии в электронном виде вожу с собой, чтобы показывать не знающим старпомам и капитанам.

МП/МТ: Трудно стать боцманом?

Надо проработать минимум два контракта и заработать два промоушена. В моём случае желающих было много, потому что работа подразумевает больше контроля, чем непосредственно физической работы. Также старые боцмана не увольнялись и не давали хода.

Работая в одной и той же компании, но на разных судах я часто пересекался с суперинтендатом и у него возникали вопросы по трубам, кофердамам, шпигатам и их состоянию, а также по состоянию фундаментов шпилей и брашпилей. Я отвечал на его вопросы. Например, при швартовке брашпили не выдавали требуемой мощности из-за состояния фундамента. В разговоре с ним мы разбирали проблемные моменты, и я ему показывал, что надо сделать. Также я упоминал, что хочу работать боцманом, спрашивал, что нужно, чтобы им стать (на то время у меня было уже два промоушена, но продвижения не было). Однажды меня вызвали в офис капитана, где присутствовали DPA, два суперинтенданта и капитан. Мне объявили, что если сроки сессии мне позволяют (в то время я получал второе высшее в Морской Академии), то через полтора месяца у боцмана заканчивается контракт – и я смогу его сменить. Так и вышло. А через пять месяцев уже я работал на незнакомом мне судне боцманом.

МП/МТ: Какие документы необходимы?

Когда закончились матросские документы, я делал сразу боцманские документы. Процедура заняла до трёх месяцев.

В Инспекции по вопросам дипломирования моряков можно получить весь набор необходимых сертификатов. Сертификаты выдаются сроком на 5 лет, а диплом бессрочный.

Огромной проблемой оказалось подать документы в Инспекцию, приходилось занимать живую очередь с часа ночи, потому что документы для рядовых, штурманов, механиков, танкерные документы и GMDSS все принимаются в одном кабинете и мало кто знает, что существует 5 очередей к каждому столу, находящемуся за дверями кабинета. И многие, увидев толпу в коридоре, просто разворачиваются и уходят.

МП/МТ: С одной стороны, боцман – руководитель палубной команды, с другой – исполнитель приказов старпома. Возникают сложности управления?

Старпомами становятся люди, которые были два раза кадетами, а значит – имеющие незначительный опыт работы на палубе. Потом они начинают руководить палубной командой, не прислушиваясь к исполнителям. Ты не должен перечить. Со слезами выполняешь работу, прикрывая коммингс торсом от брызг. Спросят кто делал, но не спросят – кто приказал. Старпом всегда хочет сохранить свою репутацию.

В моей первой компании суперинтендант попался умный, проработавший много лет мотористом, а затем старшим механиком – и поэтому все понимал.

Раньше на флоте палубой заведовал не старший помощник, а старший механик. Палубой должен заведовать старпом, но если он человек не грамотный – то стармех. От них требуется правильно контролировать и понимать: кто у тебя опытный матрос. Чтобы люди разговаривали на одном техническом языке. Но, ни одной компании до этого дела нет. Это вопрос насущный, это кризис управления. Судовладельцу выгодно чтобы судно было в хорошем состоянии. Чтобы правильно осуществлялось обслуживание, должно быть хотя бы два человека – опытный матрос и старпом или стармех.

Часто попадается неграмотный боцман, матросы выполняют все его указания, чтобы выглядеть хорошими. В компании всегда знают только самых хороших и самых плохих. Все бояться попасть в список. Человеку легче выполнить перерасход – за счёт компании, чем сделать правильно (перекраска, подготовка к покраске и т.п.)

Допустим, на «семейных» пароходах днем, в жару, могут сидеть в надстройке, а потом красить ночью – потому что люди хотят сделать все на совесть. И наоборот, – на экваторе (жара, влажность 100%) отдают команду мотать тряпки и красить. Можно же найти другие работы, не связанные с покраской.

Почему на судне нечетко указаны обязанности рядового состава? Почему ни один судовладелец не решит за кем закреплена дренажная система, за палубой или машиной?

МП/МТ: С какими ещё трудностями сталкивались в работе?

Очень часто приходилось работать с оборудованием, не имеющим сертификатов: требовалось выполнить работу, вот и рисковали. Также никто из экипажа не озабочен сепарированием мусора (потом это ложится на плечи матросов и боцмана). Ни один старший офицер на судне еще не смог решить эту проблему.

Периодическую проверку состояния балластных танков, которую должны проводить старший помощник с ассистентом, обычно осуществляет сам ассистент или того хуже – вообще не делается.

Существует проблема грамотного распределения рабочего времени в портах и на стоянках: почти всегда задействованы все члены экипажа, хотя есть возможность дать отдохнуть хотя бы рулевым перед выходом из порта или после стоянки. Потому что в порту и во время стоянки всегда много работы и на палубе и в машинном отделении.

Подытоживая вышесказанное, хочу сказать, что контракт можно отработать и вернуться домой обессиленным морально и физически, а можно только с чувством легкой усталости. Очень многое зависит от экипажа.

МП/МТ: Ваши планы на будущее?

В перспективе я хочу стать старшим помощником капитана. Работая боцманом, я получаю неоценимый опыт управления палубной командой, со всеми подводными камнями, с которыми может столкнуться старпом. Есть огромное желание не выглядеть безграмотным начальником в глазах палубной команды.

С каждым новым судном приходят новые знания и, это здорово когда ты можешь перенимать и передавать опыт.

  • Бо́цман (от нидерл. Bootsman):

    Унтер-офицерское воинское звание строевого состава, существовавшее в русском флоте и во флотах ряда стран мира, а также существующее в ВМФ и ВМС ряда современных государств. В Российском императорском флоте (РИФ) упразднено после Октябрьской революции.

    Воинская должность военнослужащих унтер-офицерского состава корабельной службы в РИФ и во флотах ряда стран мира, а также военнослужащих старшинского и мичманского составов (до 1943 года - младшего командного состава) корабельной службы ВМФ СССР и ВМФ России. В составе экипажей крупных военных кораблей в большинстве случаев имеется боцманская команда, состоящая из нескольких боцманов под управлением главного боцмана как правило из мичманского или старшего унтер-офицерского (уорент-офицерского) состава. В РИФ до Октябрьской революции вместо главного боцмана существовало звание-должность старший боцман.

    Должность на судах гражданского флота для специалистов младшего руководящего звена судовой команды.

    Должность боцмана - это должность старшего строевого унтер-офицера. На корабле боцман имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми. Боцман должен знать имена всех матросов и унтер-офицеров, их способности и познания в морском деле, наблюдать за их поведением и кроме того - производство такелажных работ, подъём тяжестей, постановку и спуск рангоута, уборку якорей, всё оборудование вплоть до вооружения корабля, компас, управление рулём и парусами на шлюпках в различных ситуациях, основу леерного сообщения с берегом и методы подводки пластыря на пробоину. При наличии на корабле боцманской команды, все боцманы из её состава, включая их начальника - старшего боцмана (главного боцмана), поочерёдно несут вахту. Находящийся на вахте боцман называется вахтенным боцманом. В его обязанности входит контроль за исправным состоянием такелажа, используемого для подъёма тяжестей. Во время похода он каждое утро осматривает рангоут, при подходе к якорной стоянке проверяет готовность якорного оборудования и руководит процессом отдачи якоря, как только последует команда командира корабля. Наблюдает за исправным состоянием наружного вида корабля. При авральных работах старший боцман (главный боцман) находится на баке. Во время авральных работ, а также во время общего построения команды на верхней палубе, старший боцман (главный боцман) принимает обязанности вахтенного боцмана.

    На торговых судах боцман следит за исправностью судовых спасательных средств, шлюпочного и якорного оборудования, а также за их работоспособностью. Руководит погрузкой тяжеловесных грузов и их креплением к палубе, распределяет между матросами работу и следит за её выполнением.


Есть на флоте должности, которые требуют профессиональных знаний и умений, которые даются только опытом, даже при наличии диплома о средне-техническом или даже высшем образовании. Ведь необходимо бывает не только правильно выполнить сложнейшие операции по техническому обслуживанию военно-морской техники, но и найти и устранить неисправность, возникшую в ходе работы. Причем, нередко условия для этого, прямо скажем, могут быть экстремальные – полная темнота, жесткий лимит времени, дым, недостаток воздуха, шторм – да, мало ли неожиданностей преподносит море.


Такие специалисты на корабле – на вес золота. Ни один командир не оставит свой корабль даже на несколько дней без своего, проверенного боцмана, радиометриста, акустика, турбиниста. А если еще такой специалист способен обучать и воспитывать подчиненных, передавать свой опыт молодежи, то про таких говорят – настоящий старшина команды, «Золотой запас»!

Главный боцман – самый главный старшина команды на корабле

Главный боцман подчиняется помощнику командира корабля. Он является прямым начальником личного состава боцманской команды, а на подводной лодке - команды рулевых-сигнальщиков и выполняет обязанности старшины команды.

Все приказания главного боцмана, касающиеся соблюдения корабельных правил и поддержания внешнего вида корабля, использования подъемных устройств, а на подводных лодках - и содержания жилых и бытовых помещений корабля, береговой или плавучей базы, обязательны к исполнению мичманами, старшинами и матросами корабля.

Главный боцман отвечает:

  • за содержание верхней палубы, надстроек и бортов корабля;
  • за использование подъемных устройств корабля, их своевременную проверку и испытание;
  • за содержание и использование швартовых кранцев;
  • за обеспечение покрасочных работ на корабле.
Главный боцман является ближайшим помощником помощника командира корабля по содержанию корабля, организации корабельных работ и наблюдению за ними, обучению мичманов, старшин и матросов хорошей морской практике, содержанию и использованию катеров и шлюпок.

Главный боцман обязан: знать устройство корабля, его основные тактико-технические характеристики, средства, обеспечивающие его непотопляемость и пожаробезопасность, средства защиты от оружия массового поражения; размещение личного состава на корабле; знать устройство, уметь эксплуатировать и содержать в исправности корабельные якорное, буксирное и погрузочные устройства; содержать в исправности и готовности к действию якоря, якорные цепи и их принадлежности, швартовые кранцы, наблюдать за укладкой якорных цепей и креплением жвака-галса; проверять состояние и укомплектованность корабельных шлюпок; уметь управлять катером и шлюпкой; принимать меры, предохраняющие помещения корабля от заливания водой через люки, двери и вентиляционные устройства; контролировать состояние и размещение спасательных средств и штормовых лееров; обеспечивать покрасочные работы на корабле; наблюдать за приведением в порядок и уборкой выходов на верхнюю палубу, верхней палубы и надстроек, следить за чистотой наружного борта и состоянием рангоута; при стоянке корабля на рейде (на якоре или бочке) ежедневно по окончании приборки обходить на катере (шлюпке) вокруг корабля для осмотра наружного борта, забортных трапов, выстрелов, якорной цепи.

За все эти обязанности боцману почет и уважение; он занимает место в мичманской кают-компании, аналогичное месту командира – в офицерской.

А еще боцман любит свой корабль, как мать любит свое дитя, холит и лелеет его. Делает все с любовью, поглядывая украдкой на соседний корабль – а не лучше ли он покрашен? А не новее ли трап с борта на сходни? Столь ли расторопны боцманята?

С настоящим боцманом не страшен ни выход «вслепую» из базы, ни провал на глубину, ни всплытие «под перископ» в штормовом океане – он «чувствует» корабль. Ловит любое его движение и тут же корректирует его, и стальная тысячетонная махина слушается. Настоящий боцман - «Золотой запас»!

Старшина команды

Корабельная организация представляет собой сложную многоуровневую систему, каждый из уровней замыкается на своего начальника.

Как правило, имеет место деление и «по вертикали», и «по горизонтали» - по специальностям. Например, в состав штурманской боевой части входят две команды: рулевых-сигнальщиков и навигационная. Они имеют разные специальности, отвечают за разное штурманское вооружение, выполняют разные задачи по корабельным расписаниям. Возглавляют команды старшины.

Старшина команды подчиняется командиру группы (батареи, дивизиона, боевой части, начальнику службы), является прямым начальником личного состава команды и отвечает: за выполнение командой поставленных задач; за обучение, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава команды; за эксплуатацию и состояние оружия и технических средств, находящихся в заведовании команды; за несение службы корабельных нарядов подчиненными и внутренний порядок в команде; за сохранность и исправное состояние имущества команды.

Старшина команды обязан: знать материальную часть заведования команды и руководить ее правильной эксплуатацией; обучать подчиненных эксплуатации оружия и технических средств команды и средств борьбы за живучесть, контролировать обучение матросов командирами отделений, выполнять требования безопасности при обращении с оружием и техническими средствами и при проведении корабельных работ; знать и докладывать командиру подразделения о состоянии оружия и технических средств команды, о всех просьбах, успехах и проступках подчиненных; контролировать ход производимого ремонтными организациями ремонта оружия и технических средств команды, и руководить ремонтом, выполняемым подчиненным личным составом; требовать от подчиненных соблюдения распорядка дня, формы одежды, корабельных правил, воспитывать у них организованность и аккуратность, примерность, правдивость, стремление к овладению техникой, любовь к кораблю и морской службе; постоянно знать, где находятся и что делают подчиненные, немедленно докладывать командиру подразделения о всех происшествиях в команде; содержать в чистоте и порядке помещения, находящиеся в заведовании команды; заботиться о подчиненных и вникать в их нужды, контролировать своевременность получения личным составом положенного довольствия; контролировать очередность назначения матросов командирами отделений в корабельные и специальные наряды, осматривать перед разводом назначенный суточный наряд команды, инструктировать его, проверять знание им своих обязанностей и своевременно отправлять его на развод; руководить проведением утреннего осмотра и проводить вечернюю поверку (в море).

Старшина команды - лучший знаток своей специальности на корабле; он – первый советчик командира боевой части во всех вопросах, касающихся обслуживания материальной части оружия, вооружения и технических средств. Он – надежда и опора командира боевой части, а иногда – всего экипажа, когда необходимы точные и правильные действия, знание техники, технологических процессов, смекалка и опыт.