Главная · Испания · Технические характеристики самолета ил 96 300. Авиация россии

Технические характеристики самолета ил 96 300. Авиация россии

Фото: Алексей Петров / @aviationcolors / https://twitter.com/aviationcolors?s=20

История отечественных аэробусов, сейчас их чаще называют широкофюзеляжными самолётами, начинается в 1967 году, когда в октябре месяце вышло Постановление Совета Министров СССР, давшее старт разработке первого советского среднемагистрального широкофюзеляжного самолёта Ил-86 пассажировместимостью на 350 человек.

Первый отечественный аэробус Ил-86

Проектирование самолёта было поручено ОКБ им. Ильюшина. На начальном этапе прорабатывался вариант увеличенного до 250 кресел Ил-62-250 с удлинённым на 6,8 метра фюзеляжем. Дальнейшего развития этот проект не получил. Для размещения 350 пассажиров требовалось увеличить количество кресел в ряду, а чтобы сохранить уровень комфорта, достигнутый на Ил-62, прорабатывались варианты двухпалубного самолёта и однопалубный с овальным фюзеляжем и двумя раздельными пассажирскими кабинами. Эти исследования также остались только на бумаге.

22 февраля 1970 года ОКБ им. Ильюшина было выдано техническое задание на разработку широкофюзеляжного пассажирского самолёта на 350 мест. 9 марта 1972 года Совет Министров СССР принял постановление № 168-68 о начале работ по самолёту Ил-86. Отличительной особенностью первого советского аэробуса была возможность перевозки багажа по принципу «багаж при себе». Совместно с ЦАГИ был проведён обширный комплекс исследований по выбору диаметра фюзеляжа. В результате был спроектирован фюзеляж с девятью креслами в ряду и двумя широкими проходами. Крыло оснастили предкрылками и трёхщелевыми закрылками, которые позже были заменены на двухщелевые. Такая механизация обеспечивала высокую подъёмную силу и давала возможность выполнять взлёт с относительно коротких ВПП.

Первый полёт опытный Ил-86 выполнил 22 декабря 1976 года. В июне 1977 года самолёт был показан на авиасалоне в Ле-Бурже. Заводские испытания завершились в конце сентября 1978 года, после чего начались сертификационные испытания. Заявка на получение сертификата лётной годности была подана 15 мая 1974 года, а сам сертификат получен 24 декабря 1980 года. Через два дня Ил-86 выполнил первый регулярный рейс по маршруту Москва - Ташкент - Москва.

Более 30 лет этот комфортабельный красавец-гигант возил пассажиров на самых загруженных авиамаршрутах. В 80-х за его создание ОКБ Ильюшина получило Государственную премию.

На начало 2017 года в эксплуатации находилось четыре самолёта Ил-86. Все они использовались в ВВС страны и пассажирских перевозок не выполняли. Всего было выпущено 104 серийных самолёта и два прототипа.

Ил-86 RA-86140 , SVO, 4 октября 2009 г. Перед рейсом Москва - Хургада - Москва

Широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт Ил-96-300

С ростом объёма авиаперевозок в Советском Союзе встала необходимость создания отечественного дальнемагистрального самолёта большой вместимости. В зарубежных авиакомпаниях значительную часть парка дальнемагистральных самолётов составляли широкофюзеляжные лайнеры, которые при многочасовых перелётах предоставляли пассажирам значительно более высокий уровень комфорта, чем дальние узкофюзеляжные ВС.

Первоначально предполагалось, что дальнемагистральный аэробус будет дальнейшим развитием самолёта Ил-86 и сохранит с ним максимально возможную конструктивную общность. В соответствии с таким подходом новый самолёт, получивший обозначение Ил-86Д ("дальний"), имел одинаковую с Ил-86 конструкцию фюзеляжа, оперения, основных бортовых функциональных систем. Это позволяло сократить сроки создания новой машины, быстро внедрить её в серийное производство параллельно с производством самолёта Ил-86. От своего предшественника Ил-86Д отличался только площадью крыла (470 м 2) и новыми двигателями НК-56 с большой степенью двухконтурности и малым удельным расходом топлива в крейсерском полёте.

В 1978 году, используя результаты работ по проекту Ил–86Д, в ОКБ приступили к разработке самолёта Ил–96 с Т–образным оперением, крылом большого удлинения сверхкритического профиля и площадью 387 м 2 . Проработка такого варианта дальнемагистрального аэробуса велась в ОКБ до 1983 года. К этому времени в области авиационной науки и авиастроении был достигнут прогресс, который позволил отказаться от идеи создания самолёта Ил–96 с использованием в его конструкции многих готовых агрегатов и систем самолёта Ил–86. В ОКБ было принято решение разрабатывать принципиально новый широкофюзеляжный самолёт Ил–96–300.


Первоначально предполагалось оснастить новый самолёт четырьмя двигателями НК-56 со взлётной тягой 18000 кгс каждый. Но из-за многочисленных сложных и противоречивых причин министр авиапромышленности И.С. Силаев своим силовым решением сделал ставку на единый для пассажирской авиации двигатель Д-90 (ПС-90), разрабатывавшийся пермским ОКБ под руководством П.А. Соловьева. Было дано распоряжение прекратить разработку НК-56, одновременно ОКБ им. С.В. Ильюшина получило указание перепроектировать Ил-96 под четыре двигателя Д-90. Тяга разрабатывавшегося пермского двигателя (13500 кгс) оказывалась недостаточной. По требованию "Ила", П.А. Соловьев согласился довести её до 16000 кгс.

Ильюшинцам пришлось уменьшить длину самолёта, отказаться от Т-образного оперения и увеличить площадь киля за счёт увеличения его высоты на полтора метра. Необходимость увеличения площади вертикального оперения обуславливалась требованием обеспечить путевую устойчивость в случае отказа одного двигателя. Размах крыла увеличили до 60 м и уменьшили его стреловидность, при этом площадь крыла сократилась до 350 м 2 . На законцовках крыла появились винглеты высотой 3,1 метра и углом отклонения от горизонтальной оси 15 o .

Крыло и конструкция планера

Крыло Ил-96-300 оснащено сложной и эффективной взлётно-посадочной механизацией, состоящей из предкрылков вдоль всего его размаха, внутреннего двухщелевого и наружного однощелевого закрылков, а также органов поперечного управления: внутренних элеронов и интерцепторов. С целью снижения износа силовых элементов крыла и большей сопротивляемости самолёта болтанке была разработана система демпфирования колебаний крыла, в которой задействованы внешние элероны, работающие в автоматическом режиме, в поперечном управлении самолётом они не участвуют, креном управляют внутренние элероны.

Конструкция силового кессона крыла разработана с использованием монолитно-сборных панелей с более высоким, чем на Ил-86, уровнем расчётных напряжений при обеспечении требуемой прочности, ресурса и живучести. Это достигнуто путём применения в конструкции панелей новых материалов как с повышенными характеристиками вязкости разрушений, малоцикловой усталости, с низкими скоростями роста трещин, так и высокопрочных, с повышенной прочностью на разрыв и хорошими усталостными характеристиками.

Для сокращения числа продольных и поперечных стыков, являющихся основным источником усталостных трещин, в конструкции планера самолёта Ил-96-300 применяются длинномерные и широкие полуфабрикаты. Другой особенностью крыла является большой объём применения сотовых конструкций. Из них изготавливаются носовая и хвостовая части крыла, створки отсеков шасси, различные элементы механизации крыла: интерцепторы, элероны, часть закрылков.

С целью снижения лобового сопротивления гондол двигателей, потерь тяги и, в конечном итоге, для уменьшения расхода топлива в крейсерском полёте, гондолы двигателей Ил-96-300 имеют плавные, а не ступенчатые внешние обводы, характерные для гондол двигателей с большой степенью двухконтурности, которые устанавливались до этого на отечественных и зарубежных самолётах. И хотя выигрыш от гондол такой формы сравнительно невелик, он выражается весьма существенной экономией топлива при выполнении дальних полётов.

Фюзеляж Ил-96-300 такого же диаметра, что и у Ил-86 - 6,08 м. Однако конструкция фюзеляжа существенно изменена для повышения его надёжности, обеспечения безопасности при повреждении, уменьшения скорости роста трещин, обеспечения заданного ресурса, снижения массы и улучшения качества наружной поверхности.

Уменьшение длины фюзеляжа привело к сокращению пассажировместимости. Различная компоновка пассажирского салона предусматривает вместимость от 235 до 300 человек. Стандартная компоновка эконом-класса позволяет разместить в двух салонах 300 кресел: в первом - 66 и во втором - 234 кресла с шагом 870 мм по девять в ряд с двумя проходами шириной 550 мм. Компоновка на 235 мест предусматривает трёхклассный салон: в первом классе - 22 кресла с шагом 1020 мм, в бизнес-классе - 40 кресел и в экономклассе - 173.

Кабина экипажа, авионика и оборудование

На Ил-96 применяется система управления по схеме «стеклянная кабина», включающая современный российский цифровой комплекс авионики с шестью цветными многофункциональными дисплеями, электро-дистанционная система управления с резервной механической СУ, инерциальная навигационная система и средства спутниковой навигации. Самолёт оснащён комплексной системой выдачи экипажу на мониторы информации о работе систем лайнера. Бортовой пилотажно-навигационного комплекс обеспечивает практически полную автоматизацию самолётовождения в сложных метеорологических условиях над любыми районами земного шара и выполнение автоматической посадки в условиях, соответствующих категории IIIA ИКАО. Управляет самолётом экипаж из трёх человек: командир воздушного судна, второй пилот и бортинженер.

При разработке кабины экипажа перед инженерами ОКБ Ильюшина ставилась задача снизить утомляемость пилотов при длительной работе в дальнем многочасовом перелёте, повысить надёжность, безопасность и регулярность полётов. Как и на Ил-86, здесь применён хорошо зарекомендовавший себя в эксплуатации принцип впередсмотрящего экипажа, размещённого в единой группе, при котором обеспечивается взаимоконтроль и взаимопомощь между его членами. Все средства отображения информации и органы управления размещаются в доступных и обозримых местах. Такой подход потребовал объединения отдельных сигнализаторов, индикаторов и органов управления в единую многофункциональную информационно-управляющую систему, обеспечивающую выдачу сигналов (световых, звуковых, речевых), отображение параметров пилотажно-навигационного комплекса, силовой установки и самолётных систем, а также управление работой систем и бортового оборудования.

Использование на Ил-96-300 многоканальных резервированных систем с автоматическим отключением или переключением неисправных каналов в основном освобождает экипаж от каких-либо действий при возникновении отказов. Система отображения информации оповещает экипаж о произошедшем отказе и лишь в некоторых случаях экипажу необходимо продублировать вручную работу автоматики. Только в отдельных случаях, когда несвоевременное включение или выключение наиболее ответственных систем, таких, как двигатели или вторая и третья очереди пожаротушения, может существенно влиять на безопасность полёта, автоматика не используется и принятие решения возлагается на экипаж.

Вся информация о работе бортовых систем, а также индикация данных, необходимых для пилотирования и навигации, объединены в единую систему отображения информации, основой которой являются две подсистемы - экранной индикации и комплексной информационной сигнализации.


Кабина экипажа Ил-96-300

Система экранной индикации входит в состав пилотажно-навигационного комплекса и её основными средствами представления информации экипажу являются четыре цветных экранных индикатора по краям приборной доски, два из которых предназначены для командира корабля и два - для второго пилота. Каждая пара этих индикаторов состоит из комплексного пилотажного индикатора и комплексного индикатора навигационной обстановки, которые предоставляют экипажу информацию, необходимую для пилотирования самолёта и навигации.

Индикаторы комплексной информационной системы сигнализации расположены в средней части приборной доски. Правый экран предназначен, в основном, для индикации параметров работы двигателей, а левый - для сигнальной информации.

Кроме того, имеется возможность ручного вызова на каждый из этих экранов любой информации, которой располагает система. Она имеет запоминающие устройства, которые позволяют после полёта выдать на экраны информацию об отказах и неисправностях бортовых систем, имевших место во время полёта. Для оперативного документирования отказов и неисправностей на борту самолёта имеется печатающее устройство, которое в случае необходимости выдаёт бланк с перечнем отказавших в полёте систем и агрегатов для наземного обслуживающего персонала и экипажа.

Топливная система Ил-96-300 разработана на базе топливной системы его предшественника - Ил-86. Топливная система работает автоматически, не требуя участия экипажа, и только при необходимости обеспечивается ручное управление. Топливо располагается в девяти кессонных крыльевых баках, из которых восемь расположены в консолях крыла и один - в центроплане.

Топливная система выполнена раздельной для каждого из четырёх двигателей, в свою очередь, каждый двигатель питается топливом из расходного отсека своего бака. Расходные отсеки на протяжении всего полёта заполнены топливом, что обеспечивает его надёжную подачу в двигатели на всех режимах полёта. Выработка топлива из консольных баков производится с задержкой для разгрузки крыла и увеличения критической скорости флаттера.

Шасси Ил-96-300 состоит из трёх основных опор, расположенных сзади центра масс самолёта, и передней опоры, расположенной в носовой части фюзеляжа. Каждая из трёх основных опор снабжена четырёхколесной тележкой с тормозными колесами, а передняя опора имеет два нетормозных колеса. Все четырнадцать колёс одинакового размера 1300х480 мм и давление в пневматиках 11,5 кг/см 2 .

Современное состояние программы Ил-96

На 1 января 2017 года в эксплуатации находилось 15 самолётов Ил-96. Из них - 4 лайнера в версии Ил-96-300 эксплуатирует кубинская национальная авиакомпания Cubana de Aviacion (один из них находится на хранении), два самолёта Ил-96-400 и 9 Ил-96-300 - в специальном лётном отряде "Россия". Самолёты используются для перевозки первых лиц (RA-96019, RA-96102). Самолёт Ил-96-300ПУ, бортовой номер RA-96019 - это Борт № 1, Пункт Управления, на котором летает президент страны, борт RA-96102 предназначен для министра обороны.

Самолёт Ил-96-400Т – грузовая модификация Ил-96-300. Длина фюзеляжа самолёта Ил-96-400Т увеличена на 9,35 м по сравнению с базовым самолётом Ил-96-300.

Основное отличие грузового самолёта Ил-96-400Т от его пассажирской версии состоит в том, что пассажирская кабина переоборудована в грузовую с усилением пола кабины и с установкой дополнительных рельсов для крепления напольной механизации, предназначенной для загрузки-разгрузки международных авиационных поддонов и контейнеров. Компоновка грузовой палубы Ил-96-400Т позволяет использовать при размещении груза различные схемы погрузки и средства пакетирования. Максимальная коммерческая нагрузка составляет 92 т.

Регулярных пассажирских перевозок в нашей стране на этом типе ВС не производится. В конце 2013 года руководство Аэрофлота предложило совету директоров компании отказаться от эксплуатации Ил-96, мотивируя своё предложение экономическими соображениями.

30 марта 2014 года лайнер Ил-96-300 авиакомпании «Аэрофлот» с бортовым номером RA-96008, выполнявший рейс из Ташкента, совершил последнюю посадку в аэропорту «Шереметьево». Больше эти самолёты на регулярных рейсах пассажиров не перевозили.

На 1 января 2017 года в сборочных цехах "Воронежского акционерного самолётостроительного общества" (ВАСО) строились пять Ил-96 - три Ил-96-400Т и два Ил-96-300, в планах ОАК - выпускать по два-три самолёта в год на период до 2023-2025 годов.

ПАО "Ил" по заданию Минобороны разрабатывало топливозаправщик Ил-96-400ТЗ на базе грузовой модификации Ил‑96–400Т. Планировалось, что это будет "чистый" топливозаправщик с верхним расположением бака, способный передать свыше 65 тонн топлива на удалении до 3,5 тыс. км от своего аэродрома базирования. Однако в мае 2018 года стало известно, что военное ведомство отказалось от разработки этой машины в пользу топливозаправщика Ил-78М-90А 2 .


Самолёт Ил-96-400М
Размеры
размах крыла (м) 60,105
длина самолёта (м) 63,939
высота самолёта (м) 15,717
площадь крыла (м 2) 350
угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд (град) 30
диаметр фюзеляжа (м) 6,08
Основные характеристики двигателя
количество и модель двигателя 4 х ПС-90А3М 1
максимальная взлётная тяга, не менее (кгс) 4 х 17400
соответствие нормам ИКАО Прил.16, Гл.4
Массовые характеристики
максимальная взлётная масса (т) 265
58
максимальная ёмкость топливных баков (л) 152620
Летно-технические характеристики
крейсерская скорость (км/ч) 870
дальность полёта при максимальном количестве пассажиров (км) 10000
высота полёта (м) 9000-12000
взлётная дистанция (м) 2700
посадочная дистанция (м) 1650
Число мест
лётный экипаж 3 (2)
пассажирских одноклассная компоновка - 436
двухклассная компоновка - 386
трёхклассная компоновка - 315

Ил-96-400М

В мире есть только три производителя, которые способны выпускать широкофюзеляжные лайнеры - американский Boeing, европейский Airbus и российский "Ильюшин". И евроатлантической дуополии совсем ни к чему конкурент в лице нашей страны.

За годы после развала СССР Россия многое потеряла в области гражданской авиации. Зачастую позиции промышленности сдавались добровольно, но по большей части антипромышленное лобби приложило немало усилий для уничтожения российского авиапрома. Результаты этой "плодотворной" работы мы имеем сейчас - подавляющее количество самолётов в российских авиакомпаниях - иностранного производства.

В 2010 году опытнейший пилот «Аэрофлота», налетавший свыше 20 тысяч часов, командир экипажа Ил-96 Владимир Сальников рассказывал, что компания Airbus в контракте на продажу самолётов прямо указывает: посредник получает 10 процентов от суммы сделки. Корпорация Boeing, ничуть не стесняясь, сообщает, что в 2009 году потратила 72 миллиона долларов на подкуп чиновников в СНГ. И если, например, «Аэрофлот» вместо Ил-96 приобретает несколько «Боингов» или «Эйрбасов» на миллиард долларов, 100 миллионов из них сразу разойдутся по карманам заинтересованных людей.

Кроме прямого подкупа чиновников прилагаются усилия и по ограничению полётов для отечественных самолётов в Европу и США, и начались такие ограничения не вчера. Достаточно вспомнить конец 50-х годов, когда в Европе в целях повышения безопасности был введён запрет на реактивные самолёты с двумя двигателями. Эта мера явилась ответом на появление в СССР прорывного реактивного пассажирского лайнера Ту-104. Туполевскому КБ для преодоления этого ограничения пришлось разработать самолёт Ту-110 с четырьмя двигателями.

Введённые в 2014 году и постоянно продлеваемые Вашингтоном и Брюсселем санкции направлены, в том числе, и на ограничение ввоза в Россию новых технологий, которыми наша страна не обладает. В таких условиях России ничего иного не остаётся, кроме как заботиться и об укреплении обороны и о средствах поддержания воздушного сообщения между европейской частью страны и её восточными рубежами. Нужен обновлённый вариант широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера.

Сообщения о возобновлении производства Ил-96 в версии Ил-96-400М и проработке проекта ШФДМС - широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт, появились почти одновременно в 2014-2015 годах. Первоначально было не совсем понятно, зачем понадобилось разрабатывать два похожих самолёта. Полную ясность внёс в сентябре 2016 года Дмитрий Рогозин, который в ходе визита в Воронеж сообщил, что в период до создания стратегически нового пассажирского самолёта (российско-китайский CR929), а это примерно 2027 год, Ил-96–400М закроет основные потребности России как по дальнемагистральным полётам на Дальний Восток из европейской части, так и чартерные перевозки в курортный сезон в те страны, куда нужны вместительные ВС.

Ил-96-400М разработан на базе транспортной версии "-400Т", поэтому его фюзеляж будет длиннее на 9,35 м по сравнению с базовым самолётом Ил-96-300 и составит 63,939 метра.

Главные отличия версии "-400М" от предыдущих модификаций - это два лётчика в кабине экипажа и замена двигателей ПС-90А1 на двигатели следующего поколения ПД-14М, который развивает взлётную тягу 16-17 тонн. Как известно, базовый ПД-14 тягой 14 тонн разработан для установки на лайнер МС-21, а вариант с индексом «М» разрабатывается для военно-транспортного самолёта Ил-214 (в июне 2017 года самолёт Ил-214 (МТА/СВТС) получил официальное название Ил-276 1). Замена ПС-90А1 на ПД-14М сулит значительное уменьшение расхода топлива и затрат на техническое обслуживание силовой установки.

Примечание Авиации России: информация о перспективной замене двигателя взята из журнала ОАК "Горизонты" №4 2016 (#12) стр.31, где эти данные приводит заместитель начальника бюро эскизного проектирования компании «Ил» Ольга Круглякова. По нашему мнению, мощности ПД-14М не хватит для нового Ил-96, и речь может идти о перспективных ПД-18Р со взлётной тягой 18-20 тс. Вероятно, пока не будет создан, испытан и сертифицирован новый двигатель тягой не менее 18 тс, на самолёт будут устанавливаться всё те же проверенные временем ПС-90А1.

В начале марта 2017 года генеральный директор пермского «Авиадвигателя» Александр Иноземцев сообщил, что двигатель ПС-90А1 будет модернизирован в версию ПС-90А3М , который в конечном итоге и будет устанавливаться на Ил-96-400М 1 .

Дополнительно повысить топливную эффективность самолёта позволит перекомпоновка пассажирского салона. При наличии бизнес-класса вместимость составит 370 мест, а в экономичном варианте - 436.

Эти улучшения приблизят Ил-96-400М по операционной экономике к популярным западным моделям Airbus A330-300 и Boeing 777-200.

ОКБ им. Ильюшина провело сравнение Ил-96-400М, в варианте на 332 пассажирских кресла и серийного Airbus A330. Расчёты показали что, с учётом всего комплекса планируемых улучшений, показатель ПЭР (прямые эксплуатационные расходы, на западный манер - direct operational costs, DOC) практически сравнялся. «Самолёты оказались близки по операционной экономике. А с учётом разницы цен в связи с изменением валютного курса, российская машина выходит на конкурентоспособный уровень», - утверждает Генеральный конструктор "Ила" Николай Таликов.

Вносить какие-либо другие серьёзные изменения в проверенные временем планер и системы не предполагается. Также не требуются дополнительные испытания. Самолёт имеет высокий подтверждённый ресурс конструкции в 70 тысяч часов. Максимальный взлётный вес ВС последовательно увеличивался с 235 до 250 и, затем, до 270 тонн. Повышаться далее он также не будет.

В 2019 году на мощностях ВАСО будет собран первый опытный образец пассажирского самолёта Ил-96-400М, одновременно с этим самолёт получит новое обозначение - Ил-496, по сообщениям из ПАО "ИЛ", принципиальное решение об этом уже принято 3 , на реализацию проекта производства Ил-96-400М на период до 2021 года планируется направить около 50 млрд рублей. С 2020 по 2023 г. пять новых самолётов должна принять Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Ожидается, что они будут эксплуатироваться на линиях между Москвой и Владивостоком с Хабаровском.

18 января 2019 года генеральный директор ПАО "Ил" Алексей Рогозин обозначил приоритеты на год, одним из которых назвал запуск в серийное производство широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолёта Ил-96-400М 4 .

Весной 2018 года на ВАСО началось изготовление деталей для первого опытного образца Ил-96-400М. Тогда же был освобождён стапель для сборки фюзеляжа самолёта, который до этого занимал фюзеляж недостроенного пятого Ил-96-400Т. Изготовление опытного Ил-96-400М должно завершиться до конца 2019 года, в первой половине 2020 года пройдут предварительные и сертификационные испытания лайнера, которые к июню 2020 года должны завершиться выдачей дополнения к сертификату типа - одобрения главного изменения конструкции 3 .

Ил–96 – пассажирский широкофюзеляжный самолет для авиалиний средней и большой протяженности, спроектированный в КБ Ильюшина в конце 1980 годов. Совершил первый полет в 1988 году, производится серийно с 1993 года на заводе Воронежского акционерного самолётостроительного общества. Ил–96 стал первым и последним советским дальнемагистральным широкофюзеляжным самолетом.

К середине 1970 годов практически все дальнемагистральные авиаперевозки в СССР и социалистических странах осуществлялись на самолетах Ил–62. Однако, возможности этих самолетов не могли в полной степени отвечать быстрому росту объема дальних перевозок: из–за сравнительно малой пассажировместимости число рейсов увеличивалось, соответственно, росла нагрузка на аэропорты.

Кроме того, салон узкофюзеляжного самолета был далек от той степени комфорта, что была достигнута на принятом в эксплуатацию в 1969 году Боинге 747 , ставшим первым в мире широкофюзеляжным самолетом.

В 1978 году, используя результаты работ по проекту Ил–86Д, в ОКБ приступили к разработке самолета Ил–96 с Т–образным оперением, крылом большего удлинения с носовыми сверхкритическими профилями и площадью до 387 кв.м. Исследования этого варианта велись вплоть до 1983 года, когда достигнутый прогресс в области авиационной науки и техники позволил отказаться от идеи создания самолета Ил–96 с использованием в его конструкции многих готовых агрегатов и систем самолета Ил–86 и перейти к созданию принципиально нового самолета Ил–96–300.

Самолет Ил–96–300 отличается от своего предшественника Ил–86 укороченным на 5,5 метра фюзеляжем, крылом большего размаха и уменьшенным углом стреловидности, увеличенными размерами вертикального оперения, улучшенным интерьером пассажирского салона.

В его конструкции применены новые сплавы и увеличена доля композиционных материалов. На самолете используется автоматическая система контроля за расходом топлива, что позволяет выдерживать центровку самолета в полете. Особое внимание было уделено вопросам надежности и безопасности эксплуатации самолета.

На Ил–96 используется российский цифровой комплекс авионики с шестью цветными многофункциональными дисплеями, ЭДСУ, инерциальная навигационная система и средства спутниковой навигации. Также на Ил–96–300 было решено установить новые двигатели Соловьева ПС–90А. Нехарактерная для ранее выпускавшихся в СССР двухконтурных двигателей плавная гондола ПС–90А повышала топливную эффективность самолета.

Комплекс требований, предъявленных КБ Ильюшина Министерством гражданской авиации – перевозка коммерческой нагрузки 30 и 15 тонн на практическую дальность 9 000 и 11 000 км с крейсерской скоростью от 850 до 900 км/ч на высоте от 9 000 до 12 000 м – делал оптимальной аэродинамической схемой традиционную: четырехмоторный свободнонесущий низкоплан с вертикальным оперением. От Т–образного оперения отказались. Ил–96–300 изначально создавался как самолет с потенциалом развития: его конструкция предполагает относительно быструю и недорогую разработку различных модификаций самолёта.

Дальнейшим развитием самолета Ил–96–300 стало создание варианта Ил–96М, в котором приняли участие многие авиационные фирмы США. Фюзеляж самолета был удлинен до 64 метров, то есть даже больше чем на Ил–86. Но главной отличительной чертой Ил–96М стали двигатели Pratt & Whitney PW2337.

Опытный экземпляр был создан на базе первого опытного Ил–96–300. Самолет поднялся в воздух 6 апреля 1993 года, но в серийное производство запущен не был. На базе Ил–96М был создан грузовой Ил–96Т, который так же был собран в единственном экземпляре. Исследовался также двухпалубный вариант Ил–96–550, оснащённый ТРДД НК–92 (4 x 20000кгс) и рассчитанный на перевозку 550 пассажиров.

В 1999–2000 годах проводились работы по проекту грузового самолета Ил–96–400Т, который обладает возможностями грузового самолёта Ил–96Т, но имеет российские ТРДД ПС–90А–2 и бортовое оборудование. Он совершил первый полет 16 мая 1997 года. В эксплуатации с 2009 года.

Первый опытный экземпляр был собран непосредственно в цеху КБ на Ленинградском проспекте в Москве. В начале сентября 1988 года самолет торжественно выкатили из сборочного цеха. Первый полет опытный самолет Ил–96–300 выполнил 28 сентября с Центрального аэродрома имени Фрунзе на Ходынском поле. Самолет пилотировал экипаж под командованием заслуженного летчика–испытателя СССР Героя Советского Союза Станислава Близнюка. Полет прямо над центральными районами Москвы продолжался 40 минут.

В процессе испытаний Ил–96 выполнил несколько примечательных полетов на дальность, в том числе Москва–Петропавловск–Камчатский–Москва без посадки в Петропавловске. 14 800 км пути самолет преодолел за 18 часов 9 минут. 9 июня 1992 года Ил–96 перелетел из Москвы в Портленд через Северный полюс, проведя в воздухе 15 часов.

Самолет испытывался в Якутске при –50 °C и в Ташкенте при +40 °C. По итогам испытаний 29 декабря 1992 года самолету вручили сертификат летной годности. Полгода новые машины обкатывали на трассах Аэрофлота, причем из–за недостатка финансирования эксплуатационные испытания пришлось совместить с коммерческими грузовыми перевозками.

Коммерческая эксплуатация самолета началась 14 июля 1993 года на маршруте Москва–Нью–Йорк. Первое время самолет использовался на преимущественно зарубежных рейсах: в Сингапур, Лас–Пальмас, Нью–Йорк, Тель–Авив, Пальма де Майорка, Токио, Бангкок, Лос–Анджелес, Сан–Франциско, Сиэтл, Рио–де–Жанейро, Буэнос–Айрес, Сеул, Сан–Паулу, Гавану, Ханой, Сантьяго, Лиму.

Все летающие на данный момент в Аэрофлоте самолеты Ил–96 были собраны в первой половине 1990 годов. В обмен на снижение пошлин на ввоз иностранной техники Аэрофлот обязался приобрести дополнительную партию Ил–96, но сделка так и не состоялась, хотя пошлины были снижены.

В 2005–2006 годах три Ил–96–300 были поставлены на Кубу, в том числе один – для обслуживания президента Кубы. В 2009 году правительство Венесуэлы заключило контракт на поставку двух Ил–96–300 – один для пассажирских, другой для VIP–перевозок. Осенью 2008 года лизинговая корпорация ИФК изъяла два Ил–96–300 у Красноярских авиалиний в связи с неплатежеспособностью компании.

В 2009 году в авиакомпании Полет началась эксплуатация грузовых самолетов Ил–96–400Т, которые изначально планировал купить Аэрофлот, но впоследствии отказался от них. По состоянию на сентябрь 2009 года, в авиакомпании Полет насчитывается три Ил–96–400Т с планом получением еще трех машин в 2010 году.

Также, в ходе авиакосмического салона МАКС–2009 было подписано соглашение с перуанской авиакомпанией на поставку двух грузовых Ил–96–400Т с опционом еще на один такой самолет и ведутся переговоры о поставке его в Китай и страны Ближнего Востока. Текущая версия самолета оснащена новыми двигателями, самым современным пилотажно–навигационным комплексом российского производства, позволяющим эксплуатировать воздушное судно без каких–либо ограничений по всему миру.

Подобных самолетов в России до сих пор не производилось. Ил–96–400Т может перевозить до 92 тонн грузов на маршрутах средней и дальней протяженности. Самолет сертифицирован в соответствии с российскими нормами летной годности, гармонизированными с нормами Евросоюза и США. В разное время велись переговоры о продаже Ил–96 в Китай (три самолета), Сирию (три самолета) и даже Зимбабве. Авиакомпания KrasAir планировала в 2007 году передать два своих Ил–96 в мокрый лизинг на год в Iran Air.

Два первых опытных образца (б/н 96000 и 96001), долгое время хранившиеся в ЛИИ имени Громова в Раменском, в мае 2009 года были уничтожены. Ещё 5 самолётов (2 KrasAir и 3 Домодедовских авиалиний) временно выведены из эксплуатации и находятся на хранении.

Создатели Ил–96–300 ориентировались на экономические показатели Boeing 767 , однако с момента первого полета Ил–96–300 введены в эксплуатацию дальнемагистральные авиалайнеры нового поколения Boeing 777, Airbus A330, Airbus A340, Airbus A380, ожидается скорый выход на рынок Boeing 787 и Airbus A350. До 2012 года будут произведены ещё два Ил–96–300 для СЛО Россия (в том числе президентский Ил–96–300ПУ). В производстве остается грузовая версия самолёта Ил–96–400Т.

Летно–технические характеристики Ил–96









Ил 96 сконструирован на базе предыдущей модели Ил-86. Это отечественный широкофюзеляжный пассажирский аэробус. Он предназначен для выполнения рейсов средней и дальней протяженности. Его разработка началась в 80-х годах ХХ века. Уже в 1988 г. мир увидел первый экземпляр этой воздушной техники.

Согласно установленной программе испытаний лайнер совершил несколько полетов на дальние расстояния. Одним из показательных является рейс «Москва - Петропавловск-Камчатский - Москва». В нем не была предусмотрена промежуточная посадка. Протяженность рейса составила 14 800 км на высоте до 12 000 м. Воздушное судно преодолело это расстояние за 18 часов 9 минут. На тот момент это был рекордный показатель для пассажирских воздушных суден, выпущенных в СССР.

По итогам многочисленных испытаний летных характеристик самолету выдали сертификат в 1992 г. Все тестирования проводились на свободных воздушных трассах «Аэрофлота».

Полезно знать! Ввиду недостатка финансов эксплуатационные испытания проводили вместе с коммерческими рейсами по перевозке грузов.

Особенности и преимущества воздушного судна

Диаметр фюзеляжа самолета Ил-96 не отличается от предшественника. Изменилась только его длина, которая меньше на 5 м. Крылья аэробуса стреловидные с большим удлинением. Они оснащены суперкритическими профилями и вертикальными оконцовками.

Интересный факт! Такие конструктивные особенности позволили увеличить аэродинамические характеристики.

Форма хвостового отсека такая же, что и у Ил-86. Конструкторы увеличили длину вертикального оперения. Это сделано в целях обеспечения безопасности полета в случае отказа одного из двигателей аэробуса.

Шасси установлены на трех опорах, которые оснащены тележкой с четырьмя тормозными колесами.

Примечание. На передней стойке шасси монтированы два не тормозных колеса. Это увеличивает скорость при разгоне самолета на взлетной полосе.

Ил-96, как и его предшественник, оборудован четырьмя турбовентиляторными двигателями ПС-90А. Вмонтирована автоматическая топливная система. При необходимости можно управлять ей в ручном режиме.

Топливо размещается в девяти баках, один из которых находится в центре фюзеляжа. Остальные - в консолях крыла. Расход топлива, а также его остаток контролируется посредством специальных устройств. В конструкции авиалайнера предусмотрены расходные отсеки для каждого двигателя. В них постоянно находится горючее.

Преимущества:

  • значительная дальность полета;
  • оптимальный показатель максимальной загрузки;
  • высокая скорость;
  • надежность и безопасность.

Авиалайнер оборудован двумя палубами. На первой размещается багажное отделение. На второй - пассажирский салон.

Технические характеристики

Вес воздушного лайнера составляет 117 000 кг. Он легче Ил-86. Масса при максимальной загрузке превышает 200 000 кг. Длина корпуса - 55,35 м, высота - 17,55 м. Площадь крыла у Ил-96 уменьшена, и достигает 391,6 кв.м. Самолет сконструирован для полетов на высоте до 12 000 м на расстояния не более 9 000 км. Максимальная скорость аэробуса при нулевой загрузке - 910 км/ч, а крейсерская - 850 км/ч.

Вместимость салона - 230-300 пассажиров. Сколько мест находится в лайнере, зависит от его модификации.

Оснащение Ил-96

Топливная эффективность воздушного судна повысилась за счет использования двухконтурных двигателей. Корпус выполнен из новых сплавов и композитных материалов. Это позволило уменьшить показатель основной нагрузки на шасси, а также улучшить аэродинамические характеристики.

В целях безопасности авиасудно оборудовано такими устройствами:

  • российским цифровым авиационным комплексом с 6-ю многофункциональными дисплеями;
  • ЭДСУ (электродистанционной системой управления);
  • современной многофункциональной навигационной системой;
  • устройствами спутниковой связи.

Также встроена электроимпульсная противообледенительная система с цикличным действием. Она предназначена для защиты передних кромок крыльев, стабилизаторов и киля.

Схема пассажирского салона Ил-96

Существует две компоновки этого воздушного судна: монокласс и три класса. В салоне первого типа авиалайнера расположено 300 пассажирских мест. Они относятся к экономклассу. Расстояние между сиденьями составляет 87 см.

Самолет второго типа в салоне имеет три отсека:

  • 1-й класс;
  • бизнес-класс;
  • экономкласс.

Первый класс повышенной комфортности. В нем размещено 22 кресла по схеме 2+2+2 с двумя проходами. Между рядами расстояние в 102 см. Во время полета можно разложить спинку сиденья, и не мешать соседу. В этом классе удобными считаются кресла в последнем ряду.

В бизнес-классе размещено 40 пассажирских мест. Расположение: 2+4+2 с двумя проходами. Расстояние между сиденьями - 90 см. В этом отсеке лучше выбирать места в первом ряду по бокам салона.

В экономклассе расположено 173 места, расстояние между которыми 87 см. В этом отсеке не получится полностью разложить спинку сиденья. Расположение кресел: 3+3+3. Исключение составляют ряды в первом ряду данного отсека. В нем размещено по 2 кресла в центре и по бокам салона.

Полезно знать! В хвостовой части авиалайнеров моно- и трехклассового салонов расположено одинаковое количество посадочных мест.

Версии Ил-96

Ил-96-300 - самолет базовой комплектации. Он «поступил на службу» в компанию «Аэрофлот» в 1993 году. Лайнер оснащен мощными отечественными двигателями. Всего было выпущено 20 единиц такой техники.

На его основе был сконструирован Ил-96-300ПУ. Этот аэробус предназначен для перевозки президента РФ. Он не имеет отличий в технических характеристиках от базовой модели. Было выпущено два лайнера этой серии: в 1995 г. для Б. Ельцина и в 2003 г. для В. Путина.

Ил-96-400 представляет собой модернизированный Ил-96-300. Самолет может летать на высоте до 13 000 м. Максимальная загруженность салона составляет 435 пассажиров. Предельная взлетная масса - 270 тонн.

Полезно знать! Самолеты данной модели ни разу не выпускались. С 2009 года на их производство заказов не поступало.

Ил-96-400Т - грузовой вариант лайнера Ил-96-400. Он был создан путем модернизации Ил-96. Летные характеристики остались аналогичными, что и у пассажирского авиасудна.

Были разработаны и другие модели:

  1. Ил-96М - первый российский воздушный лайнер, который сконструирован в сотрудничестве с иностранными компаниями. Он имеет удлиненный фюзеляж.
  2. Ил-96МД - аэробус с двумя двигателями зарубежного производства. В авиакомпаниях его заменил более функциональный и скоростной Боинг.
  3. Ил-96МК - авиасудно, оснащенное четырьмя двигателями НК-92. Их тяга достигает 20 000 кгс.

В 1997 году выпустили грузовой лайнер Ил-96Т. Он участвовал в различных выставках.

Безопасность самолета Ил-96

За 22 года эксплуатации в путешествиях не погибло ни одного пассажира и члена экипажа. В оснащении воздушного судна были использованы многоканальные резервные системы с автоматическим управлением. Они самостоятельно переключают каналы связи, подают сигналы на дополнительные приборы в случае поломки любого авиационного устройства.

Также вмонтирована система оповещения экипажа об отказе двигателей. Ей можно управлять вручную. На безопасность самолета влияет система контроля топлива и несвоевременное оповещение о поломке одного из моторов.

Где производится Ил-96?

Воздушный лайнер спроектирован в конце 80-х годов 20-го века в Конструкторском бюро им. Ильюшина. Серийное производство этой модели началось в 1993 г. на авиастроительном заводе в г. Воронеж. Первый экземпляр был выпущен в 1988 году Конструкторским бюро в Москве на Ленинградском проспекте.

Стоимость разных моделей

Цена на Ил-96 различной модификации постоянно изменяется. Модели совершенствуют. Примерная стоимость базового Ил-96 составляет 1,320 млрд.руб. Более новая версия (Ил-96-400) превысила этот показатель на 200 млн.руб.

Модернизация авиасудна

Впервые Ил-96 был модернизирован в 1993 году. Новая модель получила название Ил-96М. У нее удлинен корпус. Она оснащена американскими двигателями PW-2337. Самолет совершает полеты на расстояния более 12 000 км. В его салоне размещено 435 пассажирских мест.

В 2000 году Ил-96 был снова улучшен. На его базе собран самолет Ил-96-400. У него фюзеляж, как и у Ил-96М. Самолет оснастили турбореактивными двигателями ПС-90А-1. Это повысило его летные и технические характеристики. Он может совершать полеты на высоте около 13 000 м.

В распоряжении авиакомпаний находятся самолеты Ил-96-300 и грузовая модель Ил-96-400Т. Пассажирская версия последнего авиалайнера не востребована в настоящее время. Заказов на ее производство не поступает.

С 1993 по 2013 год шесть Ил-96-300 эксплуатировались авиакомпанией «Аэрофлот». Еще три такие машины поступили в парк «Домодедовских авиалиний», две - KrasAir (по соглашению с ИФК эксплуатировались до 2008 года). Непродолжительное время один-два самолета из числа принадлежавших ОКБ летали на рейсах «Атлант-Союза» и др. Из некоммерческих структур «короткий» вариант используется президентским авиаотрядом (включая бывшие самолеты KrasAir).

Большую работу по продвижению Ил-96-300 на международный рынок проделала «Ильюшин Финанс Ко.» Воронежская лизинговая фирма реализовала три вновь построенных самолета. Их приобрела Куба, используя кредитные средства российских банков, предоставленные под суверенные гарантии островной Республики. Пока поставки Ил-96-300 на Кубу в 2005-2006 гг. остаются единственным случаем экспорта продукции отечественных четырехмоторных пассажирских самолетов нового поколения.

В прошедшем 2015 году парк национального перевозчика Cubana de Aviacion пополнился четвертой машиной. В отличие от предыдущих, эти «илы» ранее эксплуатировались Аэрофлотом. Данный опыт тоже представляет значительное событие в истории российского авиа-лизинга. Речь идет о машинах со вторичного рынка, прошедших смену собственника и капитальный ремонт перед реализацией за рубеж.

Коммерческую эксплуатацию Ил-96-300 в составе Cubana de Aviacion можно считать успешной. Большую роль здесь сыграла грамотно построенная практика технического обслуживания и ремонта. Этот и другие вопросы местным авиаторам помогает решать специализированная российская структура ИФК-Техник.

Обеспечение послепродажного обслуживания (ППО) - давняя, сложная тема для производителей отечественной авиатехники. Эксплуатирующие организации часто критиковали АК «Ил» за недостаточное внимание к их проблемам. Поэтому успешный опыт эксплуатации Ил-96-300 на Кубе трудно переоценить. По договоренности с кубинскими властями и Cubana de Aviacion, «Ильюшин Финанс Ко.» предложила, и реализовала на практике, логистические схемы, направленные на обеспечение бесперебойной эксплуатации российской авиатехники, поставленной по лизинговой схеме с экспортным кредитованием.

Своим опытом ИФК поделилась с ОКБ, проведя для специалистов конструкторского бюро соответствующие курсы. Вот что на данную тему сказал нам Николай Дмитриевич Таликов: «Наконец, мы поняли, что к чему. С помощью «Ильюшин Финанс Ко.», на примере самолетов Ил-96, мы пришли к пониманию того, что требуется для обеспечения бесперебойной эксплуатации авиатехники. Как надо строить подходы к обеспечению послепродажного обслуживания и как создавать систему поддержки эксплуатирующих организаций».

«Получив новые самолеты, эксплуатирующие организации не должны с ними испытывать проблем. Нужно, чтобы они извлекали максимальную прибыль путем интенсивной эксплуатации авиационной техники при обеспечении безопасности полетов. По сути дела, мы стали мыслить и их категориями тоже», - продолжает Николай Дмитриевич. Генеральный конструктор обещает «повернуться лицом к эксплуатации» вместо того чтобы «надувать щеки и говорить, что мы, мол, знаем все ваши проблемы - справляйтесь с ними сами».

После вывода Ил-96-300 из парка «Аэрофлота», Cubana de Aviacion осталась единственным в мире коммерческим оператором самолетов данной модификации. Как правило, салон кубинских машин вмещает 262 пассажира: в салоне установлено 18 мест бизнес-класса с шагом кресел 54 дюйма и 244 экономического с шагом 32 дюйма. Есть вариант с отдельной кабиной для чиновников высокого ранга, - они путешествуют на «илах» когда того требуют дела государственной службы.

Конкуренция: техническая и не только

После распада Советского Союза и либерализации местного рынка, к нам хлынул поток «иномарок». Процесс принес как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, у авиакомпаний появился широкий выбор и возможность не только эксплуатировать воздушные суда иностранного производства, но и пользоваться доступом к заемному капиталу иностранного происхождения под программы обновления парка. С другой, у отдельных руководителей возник соблазн использовать деловые контакты с фирмачами для решения задач личного характера.

Среди прочего, это привело к появлению различного рода т.н. «объективных сравнений» заграничных образцов с отечественными, где явно присутствовало желание выставить «иномарки» в более выгодном свете чем они того заслуживали «по технике». В частности, на рубеже 2000-х годов журналистам было представлено сравнение Boeing 767-300ER с Ил-96-300. К сожалению, проводившие анализ явно симпатизировали американской машине, «забыв» в своем сравнении учесть гораздо более вместительные грузовые отсеки «ила» при расчете коммерческой эффективности. Между тем, значительно больший диаметр фюзеляжа дает Ил-96-300 возможность, дополнительно к пассажирам, принимать на борт 16-18 контейнеров типа LD-3. Они располагаются в грузовых отсеках ниже пола пассажирского салона (belly cargo).

«Самолет Ил-96-300 конкурентоспособен с Boeing 767, и специально проведенное исследование это подтвердило, - сказал нам Генрих Новожилов. - При этом следует понимать, что «-300» - «обрезанный» вариант, а самолет-то задумывался на перевозку 350 пассажиров! На Ил-96М мы можем разместить 386 пассажиров, - соответствующий макет салона был нами изготовлен и сохранился в ОКБ».

Первый полет Ил-96-300 датируется 1988 годом. Сертификат типа получен в 1992-м, коммерческая эксплуатация началась в 1993-м. В том же году поднялся в воздух Ил-96М/Т с удлиненным, с 55,35 до 63.94 метров, фюзеляжем. Эти варианты оснащались американскими двигателями Pratt&Whitney PW-2037 и авионикой фирмы Collins. Они прошли сертификацию в России и «теневую» сертификацию североамериканской авиационной администрации (U.S. FAA).

Американцы высоко оценили наш самолет и даже использовали основные его параметры при проектировании собственной машины следующего поколения. Создание базовой модели Boeing 777-200 и Ил-96М шло параллельно. У этих машин удивительно схожая геометрия: диаметр фюзеляжа - порядка шести метров, разница по длине и размаху крыла укладывается в один метр. Поскольку всему этому предшествовало появление «короткого» Ил-96-300, упрекнуть ОКБ им. С.В. Ильюшина в плагиаторстве не представляется возможным (да и у Ил-86, что выпускался с 1980 по 1994 гг., диаметр фюзеляжа - 6,08 метра). Американские же проектировщики сначала приняли диаметр фюзеляжа равным 6,08 метров, - вспоминает Генрих Васильевич. Но потом прибавили еще 120 мм, и, в результате, у «трех семерок» окончательная цифра - 6,2 метра.

В девяностые годы и Аэрофлот и Трансаэро не просто обещали купить десятки Ил-96М/Т (и, позднее, Ил-96-400), а даже подписали соответствующие соглашения. Правда, реализовывать их тогдашнее руководство авиакомпаний не стремилось. А вот Boeing 777 они приобрели, причем последовательно, несколькими партиями. Аэрофлот «объяснил» приобретение Boeing 777-200ER (самая первая партия для авиакомпании) тем, что они «необходимы для того, чтобы раскатать маршруты для Ил-96М».

Через несколько лет, однако, «три семерки» вернули лизингодателям (а Ил-96М так и не взяли) поскольку он оказался слишком вместительным для тогдашних пассажиропотоков авиакомпании. Новая закупка улучшенных самолетов данной модели состоялась при нынешнем руководстве. А как сверх вместительные «боинги» «помогли» Трансаэро накопить долгов и разориться - об этом много написано в конце прошлого года, когда авиакомпания прекратила операционную деятельность.

«Не все еще потеряно»

За последние четверть века Россия многое потеряла в области гражданской авиации. Зачастую, позиции промышленности сдавались добровольно. Российские авиакомпании привыкли к эксплуатации иностранной авиатехники. «Мы полностью осознаем, где находимся, на что способны и каким образом в конечном итоге привлекать клиентов. Однако, если государство не будет помогать авиастроителям, то грош цена всем нашим усилиям», - говорит Николай Таликов.

Сегодня же механизмы государственной поддержки реализовываются, мягко говоря, странно. Например, субсидирование рейсов идет вне зависимости от того, используется ли для их выполнения воздушное судно иностранного или местного производства. «Государство выделяет большие средства, субсидируя полеты на Дальний Восток, а свой самолет, с расходом топлива 20 грамм на пассажиро-километр, мы не можем запустить в серию?!, - возмущается Генрих Васильевич Новожилов. - Мы с Николаем Дмитриевичем проповедуем, что еще не все потеряно. У нас есть готовый самолет с высокой топливной эффективностью и ресурсом 70 тысяч летных часов, проверенный сертифицирующими органами и в эксплуатации. Почему бы его не выпускать серийно?!»

Последние несколько лет ВАСО выпускал «илы» темпом по одной машине ежегодно. Крайний борт с регистрацией RA-96022 и салоном на 160 путешественников стал двадцать восьмым по счету летательным аппаратом семейства Ил-96. Он совершил первый полет в ноябре 2015-го и в настоящее время готовится к передаче в эксплуатацию в Президентский авиационный отряд. Средства массовой информации приводили стоимость соответствующего контракта 2013 года - 3,75 миллиардов рублей, что по нынешнему курсу не превышает и 52 миллионов долларов США.

Между тем, прайс-листы на иностранные широкофюзеляжные лайнеры дают значения в разы большие. В частности, соответствующий документ от авиастроителей Тулузы содержит следующие цифры в масштабе «миллионы долларов США»: A330-200 - 231.5, A330-800neo 252.3, A330-300 256.4, A330-900neo 287.7, A350-800 272.4, A350-900 308.1, A350-1000 355.7.

Когда баррель нефти продавался за сто долларов и дороже, на первый план вышла топливная эффективность воздушных судов. Доля керосина в цене на билет превышала 50-60%. С тех пор ситуация на мировом рынке изменилась. Расчеты, выполненные специалистами ОКБ им. С.В. Ильюшина, говорят о следующем. Сегодня прямые эксплуатационные расходы для двухдвигательных и четырехмоторных самолетов близки. Изменение цен на авиационный керосин (в долларовом исчислении) «произвело коррекцию», и разрыв между A330 и Ил-96-400М практически исчез.

«После падения нефтяных цен, жизнь самолета будет определять его цена, а не топлива. Роль отпускной цены самолета сегодня повышается», - утверждает Новожилов.

Во многом, отпускную цену самолета определяет трудоемкость его изготовления. Поэтому на первый план выходят современные технологии, обещающие сокращение ручного труда. Среди прогрессивных моментов последнего времени Генрих Васильевич отмечает следующие. По информации от американских коллег, фюзеляж Boeing 737MAX будет клепаться автоматически. Есть примеры автоматической сборки крыла на стапеле - пока применительно не к пассажирским, а боевым, самолетам. Особое значение приобретает «безбумажная» технология, когда вся документация ведется на компьютерах. Безусловно, эти и другие новинки должны найти применение и в отечественном авиастроении.

Большое значение для снижения стоимости самолета придается серийности. «Мы поставили вопрос: строительство не по одной штуке в год, а, как было в случае с Ил-86, по восемь-десять ежегодно. Тогда о чем-то можно будет разговаривать. Отечественный самолет может несколько уступать по техническому совершенству, но выигрывать по условиям поставки и обслуживания», - говорит Николай Таликов.

«Россию пешком не перейдешь, надо летать из европейской части на тихоокеанское побережье. Если российские авиакомпании смогут и дальше приобретать западные самолеты и беспрепятственно эксплуатировать их, - один расклад. А если государство почувствует, что есть самолеты собственных конструкций, и с ними можно работать… расклад изменится», - продолжает он.

Пока что основной опыт эксплуатации Ил-96 связан с его «короткой» версией. Удлиненный вариант «ила» выполнял полеты под флагом только лишь одной авиакомпании «Полет». В начале века она заказала у ИФК четыре грузовых Ил-96-400Т с двигателями ПС-90А1. Три из них были построены и переданы заказчику. После прекращения деятельности авиакомпании, эти машины вернулись лизингодателю. Два грузовых самолета в заводских условиях переделали в вариант специального назначения для «силовиков».

Решение в пользу серийного выпуска Ил-96-400М даст возможность сохранить крупный авиационный завод. Первое время, авиалайнер будет производиться в Воронеже параллельно с военно-транспортным Ил-112В. Последний будет собираться «под крылом» Ил-96 и «не сыграет погоду» с точки зрения загрузки завода и перепланировки цеха окончательной сборки. По меркам такого крупного предприятия, как ВАСО, предполагаемый спрос на турбовинтовые военно-транспортные самолеты сравнительно небольшой. После завершения серии Ил-112В, что дальше делать заводу? Ответ - Ил-96-400М!

Документация по планеру Ил-96-400М подготовлена. Решение о запуске новой модификации на ВАСО находится на рассмотрении у руководства отрасли. «Рассчитываем, что, если будет команда, в середине 2018 года мы первый самолет сможем построить», - утверждает Таликов.

Среди других отечественных машин, Ил-96 и сегодня неплохо выглядит по показателям весовой отдачи. Вместе с тем, любая машина нуждается в совершенствовании по мере пребывания в серии и доступности новых технологий. По мнению Генерального конструктора, необходимо провести мероприятия по снижению массы конструкции с тем, чтобы повысить весовую отдачу и транспортные возможности. «Мы хотим снизить вес пустого самолета на несколько тонн. Это возможно за счет применения современных проводов и электрики, другого оборудования, покрытий и тому подобное», - сообщил нам Николай Таликов.

Установленное на самолет бортовое оборудование полностью соответствует всем международным нормам, включая обеспечение посадки по Категории 3 ИКАО и требованиям Главы 4 ИКАО по шуму на местности. «Мы и далее будем совершенствовать наш самолет. В частности, если появятся новые требования международных организаций, мы будем вносить соответствующие изменения», - продолжает наш собеседник.

Заключение

В одной из наших предыдущих публикаций упоминалось о заседании комиссии при Правительстве РФ, где была отмечена печальная картина, сложившаяся в отечественной гражданской авиации. «Иномарки» доминируют в парке авиакомпаний, и, в определенный момент, это может привести к весьма нежелательным последствиям. Санкции Запада, в случае их ужесточения, могут, в конечном итоге, привести к большим проблемам с обеспечением конституционного права российских граждан на свободное перемещение.

Стоимость топлива в расчете: 1000 американских долларов за тонну.

Таблица предоставлена АК «Ил».

Примечание. Фюзеляж Ил-96-300 допускает размещение до трехсот пассажиров и 16-18 контейнеров LD -3, а Ил-96-400 - до 435 пассажиров и 32 контейнеров LD-3 и 1АК-1,5. Для реализации технической возможности требуется провести соответствующие сертификационные работы. Практика показывает, что авиакомпании редко интересуются вопросами максимально возможной вместимости широкофюзеляжных лайнеров, предпочитая более комфортные компоновки пассажирского салона двух-трех классов обслуживания.

ИЛ-96-300 и ИЛ-96-400, как явствует из названия, - две модификации одного самолета, созданного российскими конструкторами. Вторая версия должна была стать логическим продолжением первой, но в силу целого ряда причин получилась совершенно другая машина. Самолеты различаются интерьером, техническими параметрами, летными характеристиками и... судьбой.

Изначально это были лайнеры для перевозки пассажиров, соответственно, на средние и дальние расстояния. Но сейчас 300 модель служит только в президентском отряде, а 400-я... Собственно, обо всем по порядку. Технические характеристики, особенности и фотографии модели ИЛ-96-400 мы и рассмотрим.

История

В начале 80 годов ОКБ Ильюшина разрабатывает среднемагистральный самолет, получивший имя Ил-86. Машина создавалась по принятым стандартам того времени. В отличие от более раннего 62-го и некоторых разработок Туполева, двигатели 86-го находятся на пилонах под крыльями. Это широкофюзеляжный самолет, имеющий современные (на то время) моторы и системы управления. Одно но: полностью заменить морально устаревший ИЛ-62 данная машина пока не может.

В конце 80 годов появляются данные о пассажирском самолете ИЛ-96. Эта разработка должна тоже относиться к широкофюзеляжному типу, но стать дальнемагистральной машиной. Основой нового самолета должен послужить 86, но с соответствующими поправками, касающимися скорости, объема топливных баков, и возможности длительного полета. В 1988 году проводятся первые летные испытания, а с 1993 года начинается серийное производство. В 2009 году объявлено о сворачивании производства модели, как бесперспективной. За эти годы свет увидели всего 22 (по другим данным 28) машины. Из оставшихся в эксплуатации, работает на Кубе, еще несколько модифицированных версий использует авиакомпании «Россия» для обслуживания первых лиц государства.

Модель 300

После начала серийного производства новая модель, получившая индекс 300, поступает в «Аэрофлот». За машину, способную потягаться силами с ведущими разработками "Боинга" и "Эйрбаса", коллектив разработчиков получает Государственную премию. И хотя этот самолет был дешевле, безопаснее, а по некоторым параметрам даже превосходил разработки американцев, отечественные перевозчики покупали "Боинг". При этом мотивация такой покупки порой принимала самые смехотворные формы. Например, что на "Боинге" два члена экипажа, а на ИЛе три. Или же что "Боинг" более безопасен, хотя проектные испытания нашей разработки доказывали обратное.

Подробные технические характеристики самолета ИЛ-96-300 практически повторяют версию 400, просто отметим, что наличие этого лайнера позволяло "Аэрофлоту" совершать беспересадочные полеты из Москвы в любой город обеих Америк, и при этом перевозить до 300 человек (односалонная планировка).

Рождение 400

Первым грузовиком в линейке стал ИЛ-96Т. Он родился в 1997 году в рамках российско-американского договора. Россия предоставила планер, а американцы предоставили 4 двигателя от "Пратт-Уитни" (такие же использует и бортовую авионику от Коллинза. Самолет получил немного удлиненный фюзеляж, грузовое оборудование, и даже прошел сертификацию по американским стандартам FAR25. Но в дальнейшее производство так и не вышел. Именно на его основе был впоследствии сконструирован первый 400-й. В самолете установили русскую авионику и российские же двигатели.

Модель 400

На рубеже веков разработчики выпускают лайнер, способный лететь на 500 км дальше, и при этом взять на борт уже 435 человек. Но сложная финансовая обстановка в России практически ставит крест на пассажирском самолете, однако на его основе проектируется транспортная версия. Меняются пассажирские, добавляются грузовые двери, и в 2007 году на авиасалонах демонстрируется следующая разработка воронежского предприятия — ИЛ-96-400Т. Это не новая разработка, так как летные характеристики остаются неизменными. Два года самолет простаивает, меняя хозяев, как перчатки, но в 2009 году машиной заинтересовалась российская компания «Полет», и первые три самолета отправляются к ней (два были собраны ранее 2007-го и существовали, как экспериментальные образцы). Таким образом, датой начала эксплуатации принято считать 23 апреля 2009 года. Карпов, президент «Полета», планирует довести число машин до 6 штук, но в 2013 году перевозчик признается банкротом. Воронеж собрал четвертый самолет, но он, по понятным причинам, так и не был выкуплен компанией.

Но транспортной версией заинтересовался другой покупатель — ВВС России. На сегодняшний день ходят слухи о 30 транспортных самолетах и стольких же модели 300. Официальные источники из Минобороны говорят, что программа распланирована на 10 лет, с таким расчетом, чтобы последнюю машину получить в 2024 году.

Модельный ряд

За свою непростую жизнь ИЛ-96 претерпел несколько модификаций. Кроме основных моделей — 300 и 400, было выпущено еще несколько вариантов, большинство из которых было либо переделано в другие версии, либо оставлено, как опытный образец. К их числу можно отнести:

  • ИЛ-96Т — первый прототип современной 400 модели. Единственный экземпляр из всей линейки, какое-то время носивший американское оборудование.
  • Ил-96М — второй экземпляр-прототип. Основным отличием был удлиненный фюзеляж.
  • Ил-96-300 — пассажирская модель широкофюзеляжного самолета. Почти 20 лет эти модели в ограниченном числе использовались Аэрофлотом (по неофициальным данным, на балансе компании находилось всего 6 машин).
  • ИЛ-96-400 и 400Т — соответственно пассажирская и транспортная модели самолета. Либо до 92 тонн багажа, либо свыше 400 человек.
  • ИЛ-96-400ТЗ — модель переделана из предыдущей версии. Топливозаправщиком заинтересовались ВВС России. Именно в таком варианте заказана 400 модель, для планового замещения ИЛ-78.
  • Ил-96-550 — опытный образец двухпалубного самолета. Аналог Будет ли дальнейшая разработка — пока не известно.

В список специально не включены еще несколько моделей рязряда "ПУ" (пункт управления) эти модифицированные 300 и 400 модели которые служат в отдельном отряде авиакомпании "Россия" и по международной классификации именуются как "Борт №1"

Особенности

Российский самолет ИЛ-96-400 в процессе создания получил несколько особенностей, которые выгодно отличают его от самолетов других компаний.

Самолет-топливозаправщик, заинтересовавший военных, является моделью «два в одном». размещаемые в фюзеляже, подключаются к основной топливной системе и способны вместить 62 тонны дополнительного горючего. Самолет может доставить этот запас на расстояние 3 500 км. Если необходимость в топливозаправщике отпадает, его легко переделать в обычный транспортник. Дальность полета не изменится, но груза можно принять до 92 тонн.

Вторая особенность этого лайнера касается безопасности полетов. 96-й стал единственным самолетом в мире, который способен нормально сесть даже при отказе всех 4 двигателей на борту. Такая проверка проводилась при первых испытаниях российскими летчиками-испытателями. В полете выключались все 4 двигателя, после чего самолет спокойно сажали по обычной схеме посадки.

Технические параметры

Ниже рассмотрим другие особенности и параметры самолета ИЛ-96-400. Технические характеристики транспортной версии:

  • длина — 64 м;
  • высота — 15, 7м;
  • ширина — 6,1м;
  • размах крыла — 60,1м;
  • площадь крыла — 392 кв. м;
  • взлетная масса (max) — 270 т;
  • крейсерская скорость — 850 км/час;
  • потолок — 13100 м;
  • дальность — 10000 м;

  • пассажировместимость — 435 человек (для одного класса размещения);
  • ВПП для взлета — 2600м, для посадки — 1980 м.

Запрет полетов

Не обошлась история этого самолета и без кратковременного, но тем не менее принесшего большие убытки российским перевозчикам, запрета на полеты. Решение было принято в результате инцидента в августе 2005 года, когда при вылете из Финляндии президентский борт не смог набрать необходимой для отрыва скорости. По мнению главного конструктора, данное решение было неправомерным. Дело в том, что у самолета ИЛ-96-400 характеристики предусматривают возможные отказы агрегатов по разным причинам. Гидравлика имеет резерв, превышающий потребление, в 4 раза. Такого запаса вполне хватит для поддержания штатного режима торможения для всех 12 колес лайнера, даже при выходе системы из строя на одном или двух колесах. Их функции переключатся на другие.

Заключение

В силу целого ряда причин самолет ИЛ-96-400, разработанный изначально как дальнемагистральный лайнер, перешел на военную службу. В то же время в силу пассажирского прошлого, ВВС получают машину, которая способна выполнять несколько задач: от обычного транспортника до самолета сопровождения. Сложись ситуация иначе, эти стальные птицы летали бы по территории бывшего Союза на средние и дальние дистанции. Ведь вся линейка 96 изначально планировалась, как замена двум машинам: Ил-86 и Ил-62.