Главная · Таиланд · Пираты средиземного моря - от древнего рима до наших дней. Пираты средиземноморья Первое нападение пиратов на испанские корабли

Пираты средиземного моря - от древнего рима до наших дней. Пираты средиземноморья Первое нападение пиратов на испанские корабли

У большинства людей пират обычно ассоцируется с образом волка-одиночки, вроде Белого Клыка из одноименного романа Джека Лондона. Бывает, конечно, что волк начинает служить людям (переходит на государственную службу, становится корсаром), но волк всегда остается волком. Нередко волки объединяются в стаи, особенно в голодные годы, но в любом случае настоящий матерый волк - это одиночка. Во всяком случае у очень многих именно такие представления как о волках, так и о пиратах.

Однако в истории известны случаи, когда пираты объединялись и в более крупные образования, нежели "стая". Классический пример - "береговое братство" пиратов Карибского моря. Можно назвать также свободную пиратскую республику на Мадагаскаре, созданную Тьерри Миссоном на основе раннесоциалистических романов-утопий, вроде "Города Солнца" Кампанеллы. Но был в истории и факт создания пиратами собственного полноценного государства, со всеми его аттрибутами, да еще и просуществовавшего почти три столетия. Конечно же имеется ввиду знаменитое государство берберских (варварийских) пиратов, находившееся на территории современного Алжира. Несколько сотен лет алжирские пираты были настоящим кошмаром Средиземного моря, да и не только него. Начнем, как водится, с самого начала.

В 1096 по призыву папы Урбана II начинается первый крестовый поход на Восток. Наряду с освобождением "Гроба Господня" перед крестоносцами стояли и более земные цели - захват торговых путей, ведущих к богатствам Востока, находящихся в руках арабов и сельджуков. Ну и естественно охрана европейских купцов от пиратов. Армии крестоносцев захватывают Иерусалим (в 1099 году), Аккру, Бейрут и ряд других территорий на Ближнем Востоке. В руки христиан попадают также острова Крит, Родос и другие. Закрепление на этих стратегически важных территориях стало причиной того, что более трехсот лет мореплавание в Средиземном море было относительно безопасным.

Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Через двести лет закончилось и владычество европейцев на Востоке. В 1291 году пал последний оплот христиан - Аккра. И хотя захваченные острова еще двести лет находились в руках европейских государств и военно-религиозного ордена госпитальеров (Родос), вскоре чаша весов склонилась не в их пользу.

В XV и XVI веках Средиземное море стало свидетелем жестоких сражений между Оттоманской Портой (так еще называли Турцию) и противостоящими ее экспансии государствами Европы - главным образом Испанией и Венецией. Успех был не на стороне европейцев. В 1489 году они теряют остров Кипр, в 1522 году после трехмесячной осады 200-тысячная армия султана Сулеймана Великолепного захватывает Родос, заставив госпитальеров покинуть его и перебраться на Мальту (вскоре орден стали называть Мальтийским). Еще раньше, в 1454 году пал Константинополь - столица Византии. Так Восточное Средиземноморье перешло под власть Турции.

Но и в дальнейшем война на море не прекратилась. И в этой войне фактически на стороне турок сражались с европейцами и пираты. В Европе их называли берберскими (или варварийскими) пиратами.

Кто же были эти пираты, почему они воевали за турок и как они смогли достичь такого могущества, что многие государства предпочитали платить им дань, чем воевать с ними? Об этом и пойдет речь далее.

К середине XV столетия на побережье Северной Африки образовался ряд мелких государств, находившихся на территориях современных Алжира, Туниса, Ливии. Практически все крупные города находились на побережье (что впрочем понятно - в глубине материка на тысячи километров простиралась Сахара). Естественно, что жизнь городов была тесно связана с морем. Неудивительно, что местные жители были отменными моряками. И разумеется пиратами. Практически все они были мусульманами. Поэтому вполне естественным было то, что многие из них искали (и находили) поддержку Турции, которая видела в варварийцах естественных союзников в борьбе с христианами. Одним словом сложилась система аналогичная европейскому корсарству.

Еще больше варварийское пиратство укрепилось после 1492 года. В этом году пал последний оплот мавров в Испании - Гранада. Десятки тысяч людей были изгнаны из своих домов и спасаясь, бежали в Северную Африку. Лишенные средств к существованию, многие присоединялись к пиратам, поклявшись отомстить испанцам. Значительно усилившись, пираты добились значительных успехов. Так, к примеру, в 1504 году пиратскому судну варварийцев удалось захватить две военные галеры, принадлежавших самому римскому папе Юлию II. Дело получило широкую огласку, и вскоре в Европе узнали имена организаторов этого дерзкого нападения. Имена этих людей позже стали символами варварийского пиратства вообще. Ни одна из книг, посвященных пиратам не обходит их молчанием. Мы тоже не будем отступать от этого правила, тем более что с ними связан расцвет пиратского могущества и даже создание новых средиземноморских государств.

Братья Арудж и Хайраддин Барбаросса.. Под этими именами вошли они в историю. Старший, Хайраддин и младший, Арудж. Но они не были турками, и эти имена не были даны им при рождении. Оба были родом с греческого острова Митилини. Когда турки захватили остров, оба брата по примеру своего отца приняли мусульманскую веру и соответственно, новые имена. Прозвище Барбаросса оба получили за рыжий цвет волос (в переводе - Рыжебородый).

Арудж уже в возрасте 18 лет присоединился к пиратам, и уже через два года отличился в морских боях своей отвагой и беспощадностью. В одном из боев он попал в плен к европейцам и был сослан на остров Родос, откуда вскоре ухитрился бежать. Некоторое время он вновь продолжал деятельность в качестве турецкого корсара, но вскоре служба султану ему надоела (скорее всего потому, что он терпеть не мог подчиняться кому-либо), и он начал пиратствовать самостоятельно, на свой страх и риск.

Однако вскоре Арудж убедился, что без поддержки на суше он не сможет долго действовать самостоятельно. И поэтому он обратился к эмиру Туниса с просьбой предоставить ему место для постоянной базы на его территории. Договориться удалось достаточно легко - за двадцать процентов "отчислений" со стоимости добычи. На этом условии эмир предоставил Аруджу небольшой остров Джербу у самого побережья Туниса. И вскоре Арудж с помощью Хайраддина, который тоже участвовал в "семейном бизнесе" пополнил свой флот новыми кораблями и моряками, многие из которых были как раз теми маврами, что бежали от испанцев. С таким подкреплением братья Барбаросса начинают пиратские рейды на средиземноморские порты европейских государств, особенно Испании. В целом "бизнес" продвигался достаточно успешно - размеры добычи впечатляли даже искушенных пиратов..

Однако испанцы тоже не сидели сложа руки. Король Фердинанд организовал ряд экспедиций против пиратов. Его десанту удалось захватить и уничтожить ряд опорных пунктов на побережье Алжира. Одновременно для защиты от пиратов была построена мощная крепость на острове Пеньон, недалеко от алжирского берега. Из-за невозможности противостоять испанцам в бою (потерпев несколько чувствительных поражений), Арудж с пиратами отступил и укрылся в Тунисе. Там он решил выждать время для реванша. Временно прекратив набеги на побережье он вновь сосредоточился на чисто морском грабеже.

Через некоторое время Аруджу удалось полностью восстановить свой флот. И воспользовавшись моментом, когда в Алжире вспыхнуло восстание против испанцев, он внезапно атаковал Алжир с моря и с суши. Испанцы были выбиты с материка и отступили к форту Пеньона.

Это прославило Аруджа среди жителей Алжира. И вскоре слава вскружила ему голову.Ему захотелось большего (хотелось в общем-то всегда, но вот подходящий момент наступил только сейчас), а именно - самому стать эмиром. И вот в один день происходит, как бы сейчас сказали, военный переворот. Захватив дворец, Арудж убивает прежнего правителя и провозглашает себя эмиром Алжира. Имя он себе выбирает наследственное: Барбаросса I.

Но недолго ему пришлось наслаждаться преимуществами жизни восточного правителя. Новый король Испании Карл V организовывает поход против пиратского государства. Несколько сражений прошло с переменным успехом. Значительных успехов не добился никто. Однако однажды испанцы высадили крупный десант, которому удалось захватить город. Барбаросса с отрядом из 1500 пиратов начал отступать. Он решил как и раньше, временно укрыться подальше.

Однако испанцы, решив что пираты унесли с собой из города награбленные богатства (а слухи о состоянии братьев Барбаросса ходили самые фантастические) устремились в погоню. В конце концов им удалось настичь отряд Аруджа на переправе через реку Саладо. Часть пиратского отряда вступило в бой, прикрывая отход остальных. Арудж уже переправился на другой берег, но поняв, что все переправиться не успеют, с небольшим отрядом бросился на помощь своим товарищам. Хотя он и понимал, что шансов на успех у него очень мало.

Так погиб первый из правителей пиратского варварийского государства Арудж Барбаросса I. После боя испанцы обнаружили его труп с более чем десятком ран, нанесенных огнестрельным и холодным оружием. Однако его гибель не означала конец его государства. Хотя бы потому, что остался жив брат Хайраддин (Арудж отправил его спасать награбленные ценности и оставшиеся корабли). А организаторского таланта и ума у него было не меньше, а то и больше, чем у Аруджа.

Хайраддин прекрасно понимал, что без могущественных союзников шансов на успех в войне с Испанией у него очень мало. Поэтому в 1518 году он отправился в Константинополь и там провозгласил себя вассалом турецкого султана, фактически уступив таким образом Турции Алжир. По сути Барбаросса ничего не терял - в случае успеха ему гарантирована помощь могущественной в те времена Порты, а в случае неудачи или же если возникнут проблемы с султаном - что же, всегда можно снова заняться вольным пиратством..

Политическое чутье не подвело Хайраддина. Султан, прельстившись возможностью добавить к своим владениям Алжир, встретил его вполне дружелюбно. Получив заверения в преданности, султан присвоил Барбароссе, как своему вассалу, титул паши и подтвердил его притязания на Алжир. Вместе с тем он предоставил своему новому вассалу значительную помощь, в числе прочего, предоставив в его распоряжение две тысячи янычар, и обещав при необходимости дальнейшую поддержку.

Получив такую значительную помощь, Барбаросса, дополнительно укрепив свою армию и флот, приступил к выполнению задуманного - отвоеванию Алжира. Однако дело обстояло не так гладко, как хотелось бы. Несмотря на ряд побед на море, главный оплот испанской обороны - форт на острове Пеньон, закрывавший вход в гавань Алжира (город Алжир - столица государства Алжир) захватить не удавалось. Не помогло даже поражение, нанесенное в 1519 году испанскому флоту в составе 50 кораблей, неподалеку от острова. Испанцы держались еще целых десять лет. Наконец в 1529 году, сумев сосредоточить практически всю свою армию и флот, после 16 суток непрерывной бомбардировки острова, пиратам удалось сломить сопротивление защитникив форта и наконец захватить его. Что бы оградить себя в дальнейшем от подобных неприятностей, Барбаросса приказал направить несколько тысячь пленных на строительство огромной дамбы, соединяющий остров с материком. Так через несколько лет Пеньон стал полуостровом.

После этого Хайраддин стал полновластным хозяином Алжира, войдя в историю как Барбаросса II. Было ему в то время уже шестьдесят лет - по тем временам возраст весьма преклонный. Однако свою деятельность он не прекратил. Во-первых, по своей натуре он был склонен к действиям, а во-вторых - что отмечали почти все очевидцы - Хайраддин был очень жадным. Неудивительно, что через несколько лет, в 1534 году он выбрал себе новую цель - соседний Тунис. Правивший там султан был союзником испанцев, что обеспечило полную поддержку Турции. И вновь удача на стороне Барбароссы - в 1534 году он решительным ударом захватывает Тунис.

После этого испанский король Карл V решил радикально расправится с пиратским государством. Он направил к берегам Северной Африки мощный флот под командованием лучшего в то время европейского адмирала - генуэзца Андре Дориа. В июне 1535 года ему удалось отбить Тунис. Однако буквально через несколько дней Барбароссе удалось совершить крупный набег на побережье Туниса, одержав победу над испанцами и захватив более шести тысяч пленных. Всех их он подарил султану Сулейману, более известному в Европе как Сулейман Великолепный. Находясь под впечатлением этой победы над испанцами и оценив по достоинству такой подарок, султан 15 октября 1535 года провозгласил Барбароссу великим адмиралом всего турецкого флота, одновременно назначив его бейлербеем ("беем над беями" - то-есть, верховным правителем) всей Северной Африки.

А тем временем надвигались новые события в Европе. Франция, ведущая борьбу с империей Габсбургов за обладание Италией, фактически повела дело к союзу с Турцией. Сулейман дал согласие на заключение такого союза. В результате в 1536 году Турция выступила на стороне Франции в ее войне против императора. Турецкий флот под командованием Хайраддина захватил город Бизерту в Тунисе, атаковал и разгромил гарнизоны союзников императора - венецианцев на островах Эгейского и Ионического морей. Наконец в 1537 году произошло первое крупное сражение между турецким и союзным императорским флотами. Европейцам удалось заставить турок отступить, захватив двенадцать турецких галер. В отместку пираты совершили набег на побережье Южной Италии и на остров Корфу.

Через год командующий европейским флотом Андре Дориа собрал новый, еще более мощный флот. Он состоял из более чем двухсот кораблей. Однако Барбароссе удалось собрать еще больший флот. И вот 25 сентября 1538 года старые противники вновь встретились в бою. На этот раз удача сопутствовала Барбароссе. В результате боя большая часть вражеского флота была уничтожена.

Понадобилось три года, что бы европейцы оправились от поражения и решились на реванш. Собрав огромную эскадру из более чем пятисот кораблей, в октябре 1541 года союзный флот двинулся к побережью Алжира. Сам император Карл V находился на борту одного из кораблей. Однако и это не помогло. После ожесточенного боя флот европейцев вновь был разгромлен. Императору, правда, удалось бежать в Испанию.

Эти события прославили Хайраддина в Турции. Фактически он стал вторым человеком в государстве после султана. А европейские государства после этого почти тридцать лет не решались на крупные сражения с турками.

После этого, 22 августа 1543 года французские сухопутные войска при поддержке турецкого флота под командыванием Барбароссы захватила Ниццу. За это французы передали Хайраддину в распоряжение порт в Тулоне. А еще через четыре года война, в целом очень успешная для Турции закончилась. 19 июня 1547 года было подписано перемирие.

Однако еще до этого Хайраддин, которому к этому времени уже было восемьдесят лет, решил наконец закончить свою пиратскую карьеру и удалиться на покой. Отправившись в Стамбул (бывший Константинополь), он поселился в собственном дворце, и жил там до конца своих дней.

Хайраддин Барбаросса II мирно скончался 4 июля 1547 года, в своей постели, будучи невероятно богатым человеком, вторым лицом в одном из самых могущественных государств мира, будучи фаворитом самого великого султана - Сулеймана Великолепного, период правления которого совпал с зенитом могущества Турции. Согласитесь, совсем неплохая карьера для сына простого моряка?

Ни одному из его преемников не удалось достичь такой известности, хотя среди них было немало выдающихся личностей. К примеру, сын Хайраддина, Хасан, бывший бейлербеем Алжира более 10 лет. Во время его правления пираты одержали две крупные победы над испанцами, оба раза уничтожив почти весь флот противника. Или же один из соратников Хайраддина, по имени Драгут - личность довольно примечательная. С ним связан довольно забавный эпизод. Во время одного из сражений он попал в руки испанцев, и четыре года был у них в плену. Благодаря посредничеству Мальтийского рыцарского ордена, Барбаросса выкупил его за довольно приличную сумму. И первое, что Драгут сделал после освобождения - захватил мальтийский корабль, перевозивший деньги ордена. Добыча составила более 70 тысяч дукатов. Впрочем, жаловаться Ордену было глупо - там прекрасно знали, с кем имеют дело. Просто с этого посредничества мальтийские рыцари поимели соответствующий процент..

В период с 1566 по 1572 годы противостояние Европы с Турцией достигло апогея. В 1566 году огромный турецкий флот с тридцатью тысячами человек десанта подошел к острову Мальта, ключевому пункту к господству над Средиземным морем. Мальта находится посредине между Сицилией и Африкой, поэтому тот, кто владеет островом, контролирует проход из Восточного Средиземноморья в Западное. Поэтому турки бросили на штурм острова отборные силы армии и флота, в том числе и эскадру под командованием Драгута. Гарнизон Мальты по численности уступал нападавшим почти в 15 раз. Оборону острова возглавил гроссмейстер Мальтийского Ордена Парисо де Ла Валетта, которому было более 70 лет.

Осада острова продолжалась полгода. Несколько раз турки предпринимали попытки штурма, однако защитники острова отбивали все атаки. Наконец, после артподготовки, продолжавшейся несколько дней, турецкие войска пошли на решительный штурм. Драгут лично возглавил атаку. И возможно мальтийские рыцари и не устояли бы, тем более, что они уже находились практически на грани истощения. Но в самый разгар атаки Драгут был убит. Это настолько морально потрясло турок, что даже самые храбрые воины остановились, а затем начали отступление. А вскоре турецкий командующий узнав о том, что к острову идет подкрепление, отдал приказ снять осаду и отступить. Мальта выстояла. И ужже более 400 лет ее столица носит имя командира защитников острова - Ла Валетта.

Еще одной выдающейся личностью был Ульдж Али, последний бейлербей Алжира. Сам он по происхождению итальянец (настоящее его имя было Оччали), во время одного из нападений пиратов на побережье Южной Италии попал в плен. Несколько лет он плавал гребцом на пиратской галере, а затем стал рулевым на галере самого Драгута. Что бы освободится, он принял мусульманскую веру, и после этого стал Ульджом Али. Примкнув после этого к пиратам, он хорошо зарекомендовал себя в морских сражениях, и через несколько лет стал сперва капитаном, затем пашой Триполи, и наконец, после завоевания Туниса - бейлербеем Алжира.

В 1571 году римский папа Пий V обратился ко всем государствам Европы с призывом предпринять крестовый поход против турок. Откликнулись только Испания и Венеция, хотя немало добровольцев из других государств также изъявили желания участвовать в походе. И вот 16 сентября 1571 года произошло решающее сражение между турецким и испано-венецианским флотом (к нему присоединился и флот римского папы). Сражение произошло вблизи Лепанто (Греция). Сила были примерно равны - по 300 кораблей с каждой стороны. Правда количество орудий было больше у европейцев.

Результат сражения был для турок катастрофическим. Потеряв большую часть флота и более 25 тысяч человек убитыми, уцелевшие корабли бежали с поля боя. Потери союзного флота составили около 8 тысяч человек. Кроме того испанцы и венецианцы освободили более 15 тысяч невольников на захваченных турецких кораблях. И лишь эскадра Ульджа Али, сражавшаяся в составе турецкого флота смогла отступить без значительных потерь. Более того, в ходе боя алжирцы дрались с противником на равных, атаковав с левого фланга корабли мальтийских рыцарей, и даже захватив их флагманский корабль. За это после боя султан встретил Ульджа Али как героя, назначив его великим адмиралом турецкого флота, как когда-то был назначен Барбаросса.Но само по себе это уже не могло повлиять на исход боя, который обозначил начало перелома в противостоянии на море.

Ульдж стал последним поистине великим правителем пиратского государства. Никто после него не смог добиться таких успехов, как он, хотя еще почти 250 лет после этого пиратское государство представляло собой очень мощную силу. Доказательством этого служит хотя бы то, что даже в начале XIX века ему платили постоянную дань Португалия, Дания, Швеция, Сардиния, Королевство обеих Сицилий и ряд городов, например, Тоскана. Встретится в бою с флотом алжирских пиратов довелось и русским морякам. 31 июля 1791 года у мыса Калиакрия (побережье Черного моря) русская эскадра под командованием адмирала Ушакова атаковала турецкий флот, которым командовал Саид-Али, командир алжирского пиратского флота, он же адмирал турецкого флота. Несмотря на то, что турецкий флот превосходил русский как по количеству кораблей, так и по числу орудий (турки - 78 кораблей, 1800
орудий;русские - 40 кораблей, 1000 орудий), эскадра Ушакова стремительным маневром заняла позицию на ветре, что дало ей преимущество в маневрировании и атаковала турок. Те не выдержали натиска и бежали. И лишь храбрость алжирских моряков позволила спастись их командиру, которой чуть было не попал в плен к "Ушак-паше" (так турки звали Ушакова). И хотя в целом потери турок были значительны, большей части алжирской эскадры удалось уйти.

Успехов же основателей государства - братьев Барбаросса повторить никто уже не мог. А конец государству пиратов пришел в 30-х годах XIX века, когда Франция начала колониальную войну с целью захвата Северной Африки. Источник-

С детства мы читаем романы Стивенсона и Сабатини о пиратах, про Остров сокровищ, да приключения капитана Блада, смотрим фильмы про пиратов Карибского моря. Но пираты бесчинствовали не только в Карибском море, не стоит забывать и о Средиземном. Пираты были там еще во времена Древнего Рима, когда империя захватили за малым половину европейских земель, так сказать по наследству, приобрела и другую головную боль в лице греко-египетских пиратов. Именно поэтому для интересующихся историей, следует посетить Италию. Выучить итальянский язык вам помогут курсы в школе FDA-mosca , которые помогут преодолеть главные барьеры изучения иностранного языка и через некоторое время занятий вы сможете говорить более свободно. Тогда путешествие по местам итальянских пиратов будет куда более комфортным и лёгким, знание итальянского языка очень пригодится.
В I веке до н. э. пиратство в этих краях приобрело невиданных размах. Под контролем финикийских пиратов находилось почти все Средиземноморье, пираты грабили также и италийские земли. Рим пытался противостоят, но их походы приносили маленький результат - несколько повешенных пиратов, да поимка одиночного корабля, вряд ли говорят о каком-то успехе правительства в борьбе с пиратами.



Гай Юлий Цезарь в пиратском плену

Ту часть Средиземноморье которую не контролировали финикийские пираты с успехом заняли киликийские пираты. Согласно записям Плутарха, Гай Юлий Цезарь однажды попал в плен к пиратам. Морские разбойники долго думали какой выкуп запросить за Цезаря, и назвали цену в 20 талантов (Серебряный талант приравнивается к 26.196 кг.), огромная сумма для того времени. На что Цезарь сказал, что пираты не понимают на сколько важную персону им удалось схватить, нужно просить 50 талантов. Но он предупредил пиратов, что как только будет на свободе, морские разбойники поплатятся за свои действия. Пираты только смеялись над этим, и как оказалось зря.



После освобождения, Гай Юлий Цезарь вернулся вместе небольшим флотом - застал пиратов врасплох, забрал 50 талантов выкупа и другое добро пиратов, всех казнил, а нескольких командиров взял в плен.

Пираты Средиземного моря в настоящее время

Как и в древности, пираты - это бандиты, и настоящая история лишена этой романтики из книг и фильмов. Так 10 лет назад у побережья Италии появились пираты. Они взяли на абордаж катер некоторого итальянского бизнесмена, который вместе с друзьями всего лишь отправился на своем судне по морю недалеко от Неаполя. Три пирата современности, вооруженные пистолетами и автоматами напали на итальянца.
Добычей пиратов стали часы Rolex и Sector, кредитные карты трёх итальянцев, а также наличные - 1300 евро, не обошлось и без золотых украшений и сотовых телефонов. Итальянцев в спасательных жилетах выкинули за борт, а пираты уплыли на захваченном катере. Людей спасли, недалеко тренировались байдарники и доставили их на сушу. Поимку пиратов полиция тоже начала, не смог найти новости о результатах расследования. Но кажется, пираты смогли скрыться, как и всегда. Семь футов под килем! Но следуйте букве закона!

Galeone Neptune - пиратский корабль (Генуя, Италия)

Когда вы попадёте в Старый Порт в Генуя, вы обязательно увидите "Galeone Neptune" - копию испанского корабля XVII века. Корабль делали для фильма "Пираты" (Pirates, 1986 год, режиссер - Роман Полански), и позднее был подарен городу. Теперь пройтись по палубе и сделать несколько снимком на память может каждый гость итальянского города Генуя.

С юных лет мы зачитывались пиратскими романами Стивенсона и Сабатини про Остров сокровищ и капитана Блада. Да и в наше время многочисленные фильмы про пиратов Карибского моря отдают романтикой и приключениями.
Но оказывается, в те же годы, когда Джек Воробей геройствовал в Карибском море, на Средиземном море хозяйничали совсем другие пираты. И для жителей средиземноморских берегов Европы это было совсем не романтично.

Средиземное море - место постоянного соперничества Севера и Юга, Запада и Востока.
Борьба за обладание средиземноморьем шла с переменным успехом. Так, в результате арабских нашествий в 8-11 веках, арабы и берберы абсолютно доминировали в Средиземноморье. В 12-15 веках наступает перелом в пользу европейцев: Реконкиста и крестовые походы приводят европейцев на берега Магриба, где испанцы и португальцы захватывают многие крепости и прибрежные города (Сеута, Мелилья, Тунис, Оран, Аннаба, Танжер и др. контролируются ими годами и даже столетиями).
Но после арабского упадка и доминирования в средиземноморья европейцев, возникает новая сила - Османская империя. Она оказывает арабско-мусульманским регионам средиземного моря активную военную и политическую поддержку и к концу 17 века превращает страны Магриба в свои вассальные владения, укрепляет базы мусульманских пиратов, захватив многие подконтрольные европейцам форты.
Действуя из множества портов Магриба (Варварский берег), включая такие крупные как Тунис, Триполи, Алжир и Сале, они держали в страхе всё европейское побережье Средиземноморья.
Они принесли в Магриб последние достижения мореходного искусства и взяли промысел в свои руки. Теперь пираты получили в управление не только галеры, но и крупные корабли, на которых можно было разбойничать даже в океане. На пике возможностей пираты доходили даже до Исландии! Экономика морского разбоя была отлажена за десятилетия и работала как часы. 60-80 раз в год в порты Магриба приходили корабли или целые эскадры с добычей. XVII век — время расцвета работорговли.

Я уже рассказывал про пиратскую крепость Касба Удайя в Рабате.

Так вот, после прогулки по милым сине-белым улочкам, утопающим в тени, гид нас вывел на длинную, залитую солнцем аллею вдоль внешней стороны крепости. Это аллея рабов.

В 17-19 веках и Марокко, считалось пиратским государством, так как во многих городах фактическая власть находилась в руках морских пиратов.

Пиратская Бу-Регрегская республика просуществовала фактически до 1818 года, когда полностью над территорией Рабата воцарилось правление марокканских султанов династии Алауитов. Но даже после гибели республики пираты продолжали хозяйничать в гавани Рабата, что привело к обстрелу города австрийским флотом вслед за потерей австрийского корабля в результате пиратского нападения.
Может показаться странным, но эти пиратские шалости не мешали Марокко осуществлять дипломатические функции. Например, в 1777 году Марокко оказалось первым государством, признавшим независимость США. И вообще многие Европейские страны держали в Марокко свои консульства. И задача консулов была выискивать среди выставленных на этой аллее на продажу рабов своих сограждан и подданных своей страны и выкупать их. Так, английский дипломат Эдмунд Кассон как-то выкупил более 200 соотечественников в среднем по 40 фунтов.
В те времена сложилась целая инфраструктура выкупа и переправки пленников на родину. Кроме дипломатов занимались и монахи специально учреждённых орденов с собранными деньгами для выкупа христиан. Сбором средств занимались также торговые организации, иногда их централизованно выделяли власти.
Я когда представил себе, как пленники долгими днями сидели на этой аллее под палящим солнцем в надежде быть выкупленным и попасть снова на родину, так все очарование тихих улочек пиратской крепости куда-то улетучилось.

Как попадали европейцы 16-18 веков в рабство?
Ведь по некоторым данным в период с 16 по 19 века, пираты захватили и продали в рабство свыше миллиона европейцев!

Во-первых - захват пиратами кораблей в море. По приходе захваченного корабля в пиратский порт, экипажу и пассажирам учинялся досмотр и сортировка. Пленников обязательно допрашивали на предмет материальных возможностей выкупа и жестоко избивали, если подозревали, что раб лжёт. Богатая одежда, ухоженная кожа, тонкая кожа рук - то, что раньше было символом высокого статуса, вмиг становилось проклятием.
Специалистов-моряков отбирали первыми: их участь была наименее горестной. Пушкарям, штурманам, шкиперам предлагалось сделать карьеру уже на новом месте. Остальному живому товару приходилось труднее. Красивые женщины, девушки и мальчики отправлялись в гаремы. Ремесленники, врачи, прочие специалисты ценились - их талантам и умениям находилось применение в неволе. Худшая участь была у крепких мужчин без особых талантов: их ждали галеры. Султанский флот и пиратские корабли нуждались в огромном количестве гребцов. Там, галерники обычно умирали в течение нескольких лет.

Во-вторых, деятельность пиратов не ограничивалась одной лишь нападениями на торговые суда, очень часто они устраивали «раззии» — специальные рейды на прибрежные города Европы с целью захватить в плен христианских рабов и продать их на невольничьем рынке в Алжире или Марокко.

Основной целью для подобных рейдов служили прибрежные деревушки в Италии, Испании и Португалии, хотя и более отдалённые страны - Франция, Англия, Нидерланды, Ирландия и даже Скандинавские страны, включая Исландию, так же страдали от подобных нападений.

Во время путешествия по прекрасному Амальфитанскому побережью недалеко от Неаполя, гид обратил наше внимание на древние, полуразрушенные башни, часто встречающиеся на скалах вдоль побережья.

Это были сигнальные башни. Задача гарнизона такой башни - вовремя увидеть приближение пиратов и разжечь предупредительный огонь, чтобы его увидели на других башнях и оперативно выслали подкрепление. А так же, чтобы увидели жители окрестных прибрежных деревушек и срочно спасались бегством в горы.

Эффект от этих набегов был крайне тяжёл. Франция, Англия и Испания потеряли тысячи кораблей, прибрежные регионы Испании и Италии обезлюдели; фактически, этот пиратский промысел препятствовал заселению берегов вплоть до XIX века.
Даже во времена молодости Наполеона жители родной ему Корсики подвергались нашествию пиратов.
Во время экскурсии по дому, где родился Наполеон, радиогид обязательно расскажет о потайном люке, который вел с первого этажа, где были магазинчики, на второй, где родственники Наполеона могли быстро укрыть самое драгоценное и спрятаться самим.

По мере экономического, политического и военного укрепления европейских держав и США, борьба с пиратством в Средиземном море выходила на новый уровень.
С 18 века начинаются «алжирские экспедиции» — ряд морских и десантных экспедиций европейских держав против пиратов Магриба.

Перелом наступает в ходе войны за независимость США, русско-турецкой войны 1787-1791 годов, вторжений европейцев в Египет. Силы Берберийского берега (Магриба) оказываются раздроблены, а Османская империя из-за фактической независимости Египта не может перебрасывать берберийцам подкрепления по суше.
В 1830 г. французская армия вторгается в Алжир, и на этот раз не ограничивается захватом приморских крепостей, продвигаясь на сотни километров вглубь континента.
А в начале 19 века к войне с пиратами Средиземного моря подключились и США.
Так, в 1805 году состоялась Дарнахское сражение, в ходе которого Корпус морской пехоты США разгромил османско - пиратские силы близ города Дарнах (Дерне), Ливия.

Таким образом, к началу XX века африканское побережье Средиземноморья полностью оказывается во власти европейцев. Здесь образуются Французский Алжир, Испанское Марокко. Ливия переходит под управление Италии. Тунис и часть Марокко оказываются под контролем "протекторатом" Франции. Пиратская история Средиземного моря ушла в прошлое. Навсегда ли? Разворошив «Арабской весной» страны нынешнего Магриба, Запад во многих их них, таких как Ливия, создал вакуум власти. А в таком безвластии всегда быстро возникают всевозможные разбойники. В том числе и пираты.

Эти люди были прекрасными мореходами и непревзойденными бойцами. Благодаря им появился военный флот. Они способствовали появлению новых, быстроходных и надежных типов кораблей. Нередко они первыми шли в неизведанные земли. Они вмешивались в историю стран и народов; их опасались даже могущественные монархи. Поэтому интерес к ним так велик.

Но за все свои подвиги они получали не награды и почести, а ненависть и жестокие преследования. Почему же в течение столетий творилась такая несправедливость? Но это не было несправедливостью. Потому что эти люди — пираты, и все свои подвиги они совершали совсем не с благородными целями и совсем не благородными методами. Но все же — кто они? Почему появилась эта кровавая профессия и почему столько времени с ними не могли справиться короли и адмиралы?

Первые ласточки

Вероятнее всего, первые мореплаватели пустились в путь по Средиземному морю . Точнее даже, по определенной его части, зажатой между Балканским полуостровом и Малой Азией. Этот огромный залив, именуемый Эгейским морем, густо нашпигован островами; именно здесь, шаг за шагом, перебираясь с одного острова на другой, люди учились совершать первые путешествия по большой воде.

Впрочем, это было настолько давно, что мы не знаем точно, так ли все происходило. Может быть, древние египтяне раньше всех освоили Красное море; может быть, жители древнего Вавилона прежде других народов вышли в Персидский залив. А может быть, первыми были далекие индийцы. Но то, что Средиземное море — один из древнейших «театров» мореплавания — это известно точно. Некоторые археологические находки позволяют предполагать, что первые дальние плавания по этим местам люди совершали еще в VII тысячелетии до н. э.

Конечно, «дальность» этих плаваний — понятие весьма относительное: полторы сотни километров в открытом море по нынешним меркам — смешное расстояние. Но не забывайте: люди только начинали осваивать море.

Но постепенно флот перерастал пору младенчества. Утлые, несовершенные, но все-таки уже настоящие морские корабли отправились к другим берегам. И оказалось, что там, на других берегах, тоже живут люди. И в следующее плавание предприимчивый капитан брал с собой уже не только запас воды и пищи, но и кое-какой товар. А на обратном пути из первой морской торговой экспедиции он повстречался и с первыми пиратами…

Конечно, это утрировано. Но лишь немного — морской разбой действительно возник практически одновременно с торговым судоходством, то есть в такой седой древности, о которой мы имеем только самое смутное представление. Уже современники Одиссея, пускаясь в путь, молили богов не только о хорошей погоде, но и об избавлении от пиратов. Откуда же они взялись? Нетрудно понять. В любом обществе всегда были лихие люди, признававшие только один закон — закон силы. Что я отобрал, то — мое! А море широко и неспокойно, и никто не узнает, просто так утонуло торговое судно или ему помогли…

Примечание на полях. Первая известная нам европейская цивилизация зародилась на острове Крит. Ее расцвет пришелся на 2000-1450 годы до н. э. Крит был мощным государством, державшим в страхе все народы, населяющие средиземноморское побережье. Задолго до легендарных финикийских мореходов критяне на своих кораблях исходили Средиземное море вдоль и поперек. Мы мало знаем об этой удивительной стране, однако точно известно, что эти смелые мореплаватели уже столкнулись с проблемой пиратства. Древнегреческий историк Фукидид называет легендарного критского царя Миноса «победителем пиратов» и сообщает, что для борьбы с ними на Крите был создан военный флот. Через полторы тысячи лет уже финикийцы принимали такие же меры для защиты своих кораблей.

Примечательно, что первые торговые плавания подчас ничем не отличались от самых обычных пиратских налетов. Законов о борьбе с пиратством тогда, естественно, еще не существовало, поэтому никто не преследовал удачливого путешественника, если он вдруг по пути прихватывал товар у менее расторопного конкурента. Правда, в другой раз ему могло и не повезти, но, как известно, кто не рискует… Ведь даже известный нам из мифов достославный поход Ясона за золотым руном — не что иное, как самый обычный грабительский налет; две тысячи лет спустя его назвали бы пиратским рейдом.

Однако уже в Афинах в эпоху расцвета греческой культуры на пиратство был наложен запрет. Впрочем, и тогда уже хватало отчаянных людей, которые сделали пиратство промыслом в чистом виде, живя только за счет грабежей.

Примечание на полях. Еще в VI в. до н. э. был известен некий Поликрат. Он базировался на острове Самос, где у него был огромный флот — более сотни больших и малых кораблей. Поликрат, наверное, был первым, кто широко применил систему рэкета: греки и финикийцы платили ему дань, чтобы их корабли не были разграблены самосскими пиратами.

Киликийский кошмар

На южном побережье полуострова, который теперь называется Малой Азией, а в те далекие времена именовался Анатолией, люди селились издавна. Воинственные киликийцы и ликийцы, не раз принимавшие участие в крупных битвах того времени, издревле сделали пиратство своим главным ремеслом. Климат в этих местах спокойный, много хорошего дерева, годного для постройки кораблей, есть хороший камень для возведения крепостных стен и домов, много укромных бухт. А столицы древних государств располагались далеко… Словом, это были идеальные места для тех, кто хотел иметь под руками все необходимое, но не хотел лишний раз попадаться на глаза — именно для пиратов. Вдобавок совсем недалеко оттуда во времена расцвета Рима проходил важнейший торговый путь — из Египта на Апеннинский полуостров. В I в. до н. э. киликийские пираты стали настоящим кошмаром для римских мореплавателей. Их столицей был город Карацезиум (ныне известный курортный город Алания). Всего за несколько десятков лет киликийские пираты разграбили множество морских судов и около четырехсот небольших городков. Даже молодой Гай Юлий Цезарь, тогда еще не ставший императором, как-то оказался их пленником.

Примечание на полях. Пираты заметили среди захваченных ими пленников богато одетого молодого человека, который спокойно читал какую-то рукопись, нимало не обращая внимания на грабителей. Такое пренебрежительное отношение возмутило главаря пиратов, поэтому он назначил за этого странного пленника огромный выкуп — 20 талантов. Когда Цезарю (а этот спокойный человек был именно Цезарь) перевели заявление пирата, он оторвался от рукописи и произнес: — Скажите этому человеку, что он плохо знает свое ремесло. Я стою не меньше пятидесяти талантов. Когда выкуп был собран и Цезарь получил свободу, он снарядил военную экспедицию против своих обидчиков, сумел схватить их и казнил.

Наконец, в 67 году до н. э. терпение римского сената истощилось: пираты перехватили идущий из Египта караван с хлебом, из-за чего в Риме вспыхнул голод и народные волнения. Знаменитому полководцу Помпею Великому были предоставлены диктаторские полномочия для борьбы с пиратами. Помпей собрал все корабли, которыми располагал Рим, посадил на них тысячи добровольцев (из числа тех римских граждан, которые как раз и бунтовали из-за голода) и с этой огромной флотилией прошел по Средиземному морю с запада на восток, уничтожая все встречные суда. Последний оплот пиратов — Карацезиум — был взят штурмом и разрушен до основания. На долгие годы, даже на столетия в средиземноморье воцарился мир.

Примечание на полях. Сегодня в Алании гиды показывают развалины старинной крепости и уверяют туристов, что именно в этой цитадели базировались киликийские пираты. Однако это не так. От древнего Карацезиума к нынешним временам не осталось ничего; та крепость, которая сегодня является одной из главных достопримечательностей Алании, была возведена турками в XIII веке на месте древних укреплений.

Рухнула Западная Римская империя, но за спокойствием на море следила ее преемница — Византия. В Западной Европе на обломках Рима только зарождались новые государства. Но богатая Византия могла позволить себе содержать мощный военный флот и контролировать всю восточную часть моря.

Примечание на полях. В известной мере пиратство способствовало развитию корабельного дела. Нам известно о морских сражениях древности, например, о знаменитой Саламинской битве (480 год до н. э.) Однако первоначально военный флот, судя по всему, был изобретен критянами именно для борьбы с пиратами, так как могущественному Криту никто другой на море не мог оказать сопротивления. Да и самим разбойникам требовались самые лучшие, самые быстроходные корабли.

Мусульманское озеро

Но вот на исторической сцене появилось новое действующее лицо. В VI-VIII веках арабы захватили северную Африку, завоевали Пиренейский полуостров. Поначалу эти жители пустынь с недоверием относились к морю. Но когда под их властью оказались потомки карфагенских и финикийских мореходов, все изменилось. Арабы научились строить корабли и управлять ими, и вскоре ученики превзошли своих учителей. На море началось многовековое противостояние мусульманского и христианского мира. В Ифрикии (ныне эта страна называется Тунис) появилась новая база пиратов.

Армия франков сумела остановить завоевателей на суше (в битве при Пуатье, 732 год), но франки не имели мощного флота. И арабы чувствуют себя на море полновластными хозяевами. Они грабят торговые караваны; убедившись, что на морских просторах приходится слишком подолгу ждать добычи, начинают устраивать набеги на прибрежные деревушки Франции и Италии. Террору подвергаются даже крупные города: разграблены Рим, Марсель, Генуя… Южная часть Западной Европы оказалась в запустении, а северная Африка купается в роскоши, созданной руками тысяч христианских рабов. Слабеющая Византия тоже боится пиратов. Только Адриатическое море, где процветает мощная Венецианская республика, закрыто для разбойников.

Примечание на полях. Венецианцы даже сумели наладить вполне деловые отношения с разбойниками. Некогда великое государство, остров Крит оказался полностью под властью арабских пиратов. В XIII веке венецианцы купили у пиратов эту землю и превратили остров в мощную военную базу.

Арабское владычество на море длится даже не десятилетия — века. В течение этих веков Средиземное море даже называют «мусульманским озером», и это не преувеличение. Но в XI веке христианский мир берет реванш.

Еще двести лет назад, став полновластными хозяевами моря, арабы впервые столкнулись со странными пришельцами. Белокожие и светловолосые чужаки, отважные воины ворвались в Средиземноморье через Гибралтар. Они приплыли на длинных черных кораблях с высоко поднятыми драконьими мордами на носу. Это были викинги, норманны. Первые схватки не принесли успеха пришельцам: они страдали от непривычной жары, они не были знакомы с местными течениями и ветрами, а арабы были у себя дома. Зато норманны овладели северной Францией. Скоро слава о них, как об умелых и бесстрашных воинах, готовых за звонкую монету служить кому угодно, распространилась по всей Европе. К их услугами прибегают и василевсы Византии, и даже сам папа.

В XI веке несколько провинций южной Италии, бывшие под властью Византии, восстали против сюзерена, и мятежники призвали на помощь норманнов. Но очень скоро норманнские бароны сами захватили власть в мятежных землях и провозгласили их своим королевством. Попытки уничтожить узурпаторов ни к чему не привели; наконец, запуганная Европа признала два новых государства, основанных в южной Италии.

Но на этом дело не кончилось. Младший брат одного из новоявленных королей, Роже де Отвиль, тоже рвется на трон. Он добивает остатки византийских городов в Италии, однако ему этого мало. Сицилия — вот достойная цель. Сицилия находилась под властью арабов, но Роже это не останавливает. К 1091 году он захватывает остров и провозглашает себя королем. Роже довершил победу, отбив у арабов Мальту.

Арабам в Ифрикии пришлось нелегко: им позарез нужно сицилийское зерно. Ради этого приходится идти на уступки. Король Роже I согласился поставлять зерно арабам, но взамен потребовал мира на море. Этот мир соблюдался до самой смерти короля. Перемирие, впрочем, нарушили вовсе не арабы. Новый король Сицилии, Роже II, прекращает поставки зерна в Ифрикию, а затем сам совершает несколько страшных налетов на африканские берега. Вскоре он вообще захватил Ифрикию и присоединил эти земли к своему королевству. Власть, правда, не удалось удержать надолго; всего через одиннадцать лет арабы отбили африканские земли обратно. Но стрелка весов уже качнулась в другую сторону. Теперь христиане могут спокойно плавать по Средиземному морю, а на долю мусульман достаются грабежи и насилие.

Примечание на полях. Понятно, что целиком и полностью пиратство изжить не удалось. Взгляните на карту Средиземного моря — его берега изрезаны, по всей акватории разбросано множество островов. Есть много мест, где можно укрыться от врагов и непогоды, отдохнуть и отремонтировать корабль. Но все-таки время владычества на море норманнских королей можно считать относительно спокойным. Именно в эту пору начались знаменитые крестовые походы; для некоторых из них использовались морские пути. В те дни, когда в средиземноморье хозяйничали арабские разбойники, такие крупные морские караваны не смогли бы безопасно пройти через все море.

Под флагом Османской империи

Арабов потеснили на море. Но и на суше вскоре им пришлось нелегко. В Африке арабские государства живут спокойно, но в Испании начинается упорная война. В 1492 году их католические величества, Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская, захватили последний оплот мавров (поначалу так называли арабов, живущих в Испании; впоследствии это название распространилось на всех жителей северной Африки) — Гранаду. В течение всей этой войны, по мере того, как испанцы захватывали все новые и новые земли, мавры тысячами переселяются на африканский берег. Среди них оказалось немало тех, кто хорошо знает побережье Испании. Другие имеют деньги; они в состоянии снаряжать морские экспедиции. И пламя пиратской войны разгорелось вновь. Разница лишь в том, что теперь христиане могут дать отпор. И в ответ с Сицилии, Мальты, Корсики пираты европейских стран отправляются на поиски приключений и сокровищ.

Жизнь не любит повторений. Схожие события в разное время определяются разными факторами. В новой волне насилия в Средиземном море таких новых факторов было два. Первый — уже упомянутое возмужание флота христианских стран. Несомненно, арабским пиратам пришлось бы намного тяжелее, чем раньше, если бы не вмешался второй фактор.

Как раз в это время, к концу XV века на исторической сцене появились османские турки. В 1453 году они уничтожили остатки Византийской империи, захватили Константинополь и в свою очередь развязали безудержный грабеж на море.

Известно, что кроме пиратства существовало еще и каперство — морской террор против враждебного государства во время войны. Капер получал соответствующий патент, разрешающий захватывать и уничтожать корабли неприятеля, за что отчислял в казну долю своих доходов. Но в средиземноморье в ту пору никто никому никаких патентов не выдавал. Состоятельные люди, нередко занимавшие важные посты в государстве, сами для себя снаряжали пиратские экспедиции, сами же и пользовались их плодами. Причем по творимым жестокостям пираты-христиане ничуть не отставали от своих мусульманских собратьев по ремеслу. На суше еще поддерживалась видимость мира, а на море шла самая настоящая война.

Впрочем, Европа не сразу осознала новую опасность. Но в 1504 году некий Харудж захватил две папские галеры, шедшие из Генуи. Мусульманские гребцы освобождены, а захваченные христиане вместо них посажены на весла. В ответ король Фердинанд снарядил экспедицию, в ходе которой блокировал магрибские порты (Магрибом в ту пору называли северное побережье Африки от современного Алжира до Западной Сахары). Харудж поклялся отбить их. Воспользовавшись смертью Фердинанда (в 1516 году), он выполнил свою клятву, однако сделал это с такой жестокостью, что восстановил против себя освобожденных арабов. И они призвали на помощь… тех же испанцев. Новый король, Карл V, послал войска в Магриб. Испанцы снова утвердились в северной Африке, Харудж был убит.

Примечание на полях. Харудж родился на острове в Эгейском море, в христианской семье, оказавшейся под властью турок. В молодости он принял ислам и поступил на турецкое пиратское судно. Став капитаном, он подбил свою команду заниматься пиратством самостоятельно, ради чего перебрался в Тунис. Он платил тунисскому бею долю прибылей за покровительство и, кроме того, он стал первым пиратом, всерьез вмешавшимся в международную политику. Вместе с Харуджем на поиски славы и богатств отправились и трое его братьев; двое из них погибли в боях, но третьему брату была уготована примечательная судьба.

Но пираты не остались без руководителя. Их главой стал младший брат Харуджа — Хайраддин, известный на западе под именем Барбаросса (краснобородый). Он не только отважный воин, но и умный политик. Он снова захватил разоренный Магриб и тут же объявил своим сюзереном (владыкой) турецкого султана Селима I. Селим в ответ назначил Хайраддина беглейбеем («бей беев», очень высокий титул — во всей Османской империи их было всего семь) и оказал ему значительную военную помощь. Барбаросса снова начинает террор на море. Его успехи таковы, что на невольничьих рынках рабы резко упали в цене. Карл V бросил в бой своего лучшего адмирала — венецианца Андреа Дориа. Захват кораблей, разграбление городов продолжаются и с той, и с другой стороны. Это уже не пиратство: с новой силой вспыхнула война между христианской Европой и мусульманами.

В конце концов французский король Франциск I, которому сильные позиции Испании не давали спокойно жить, заключил договор с Селимом I, по которому главный адмирал османского флота, Хайраддин Барбаросса, становился союзником Франции. Он обосновался в Тулоне и изредка, уже без особого рвения посылал экспедиции против Испании. Хайраддину Краснобородому исполнилось уже семьдесят лет. Вскоре он вернулся в Константинополь и умер в 1546 году, в славе и почестях. Поныне Хайраддин считается героем ислама.

Так причудливо порой складывались людские судьбы в то время. Сегодня — пират, глава шайки разбойников, завтра — адмирал могучей страны, уважаемый человек, с которым считаются короли и государства.

В восточной части моря тоже неспокойно, несмотря на то, что венецианцы сумели договориться не только с арабами, но и с турками. Они владели ключевыми базами в том районе — островами Крит и Кипр. Основным занятием киприотов было пиратство, причем кипрские разбойники-христиане с равным успехом грабили сирийские прибрежные деревушки, арабские и турецкие суда, и даже христианским кораблям приходилось их опасаться. Османская империя решила с этим покончить. В 1571 году алжирский беглейбей Очиали захватил Кипр.

Но этот успех обернулся поражением для турок. Папа Пий V призвал к священной войне против мусульман; венецианцы, раньше соблюдавшие нейтралитет, вошли в союз против Турции. В кровавой морской битве при Лепанто (тот же роковой 1571 год) турецкий флот был разгромлен. Связи турецких адмиралов с магрибскими пиратами были разорваны; страшный морской террор лишился поддержки Османской империи.

Почтенная профессия

Однако пираты вовсе не перестали существовать. Лишение политической поддержки не убавило активности магрибских разбойников; пиратство стало чисто коммерческим предприятием. К началу XVII века в северной Африке образовалась невероятная смесь народов: арабы, турки, греки, бежавшие от турецкого ига и ради этого принявшие ислам, испанцы, французы, венецианцы, голландцы, тоже по разным причинам обратившиеся в веру Магомета. В большинстве своем это люди, тесно связанные с морем; как правило, это те же пираты, которым стало слишком неспокойно на своих родных берегах. Они приносят с собой новые знания о корабельной технике и тактике. И пираты постепенно начинают отказываться от использования устаревших гребных галер. В их распоряжении оказываются суда нового типа — высокобортные парусники. Благодаря этому пираты уже могут выходить за Гибралтар, в Атлантический океан, где подстерегают испанские каравеллы, идущие из Нового Света. В 1627 году они разграбили даже Рейкьявик!

Примечание на полях. Прекрасно известный всем герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо, как вы помните, тоже оказался в плену у салехских пиратов. Салех — это город и порт на атлантическом побережье северной Африки. Примечательно, что Крузо был захвачен в плен именно в Атлантике, а в распоряжении пиратов была не галера, а вполне современное парусное судно. «Однажды на рассвете, когда мы после долгого плавания шли между Канарскими островами и Африкой, на нас напали пираты… Они издали заметили нас и на всех парусах устремились вдогонку. … Нас отвезли в качестве пленников в морской порт Салех, принадлежавший маврам. Других англичан отправили вглубь страны, ко двору жестокого султана, а меня капитан разбойничьего судна… сделал своим рабом». Интересно, что Дефо называет пиратов турецкими, хотя к описываемому времени Османская империя уже не являлась главой пиратства в средиземноморье.

Новая волна пиратства в XVII веке имеет свои причины. Мы видели, как изменялась картина на протяжении столетий. VIII-XI века — арабские мореплаватели практически не имеют конкурентов на море, и потому возможна широко распространенная пиратская анархия. XV-XVI века — европейские страны уже в состоянии справиться с разрозненными пиратскими бандами, но пираты получают мощную государственную поддержку Османской империи. А в XVII веке пиратство стало индустрией, основанной на том, что слишком обострилась борьба европейских стран между собой. Испания, Англия, Франция, Голландия наперебой стараются заключить мировое соглашение с маврами, чтобы их корабли не трогали, а корабли других стран — пожалуйста: это политикам только на руку. Глупое и недальновидное поведение: мавры, получив звонкую монету за перемирие, через год, а то и через полгода забывали о договорах, снова грабили корабли и города недавних союзников и вынуждали их снова платить за очередное перемирие.

На этой почве стало возможно возникновение вполне респектабельной (по тем временам и для тех стран) профессии: раис. Так называли предпринимателя, который вкладывал деньги именно в организацию пиратских рейдов: покупал судно, оснащал его всем необходимым, нанимал команду. Понятно, что львиную долю прибылей раис забирал себе, немалую часть отдавал местному бею (или дею, или султану). Но и сами пираты внакладе не оставались. Между прочим, многие раисы были европейцами, принявшими ислам.

Примечание на полях. Несомненно, капитан, взявший в рабство Робинзона Крузо, был именно раисом, так как корабль, на котором он вершил свои набеги, принадлежал лично ему. Но, похоже, он был не слишком богат или удачлив, иначе он спокойно сидел бы на берегу, а головой за него рисковали бы другие.

Все же терпение по отношению к вероломным «союзникам» имело пределы. Первые карательные экспедиции проводились уже в начале века, а с середины века европейские государства наконец-то начинают предпринимать совместные усилия по борьбе с пиратами. Однако пиратство — слишком доходный промысел, более того — это экономическая основа существования целой страны. Уничтожение пиратов означало уничтожение всего уклада тогдашней жизни в северной Африке. Поэтому, несмотря на то, что соотношение сил постепенно менялось в пользу европейцев, алжирские, тунисские, салехские пираты снова и снова отправляются в море.

Закат

Завершение кровавой эпопеи было долгим. Постепенно, не сразу, но все-таки усиление европейских стран подорвало эффективность пиратства. Набеги становились все более опасными, а добыча — все менее богатой. Страны, живущие за счет грабежей, постепенно приходят в упадок. Талантливые политики и полководцы, равные Хайарддину или Роже де Отвилю, находят себе другие поприща. Беднеет техника, теряются знания и традиции. К концу XVII века флот алжирского дея состоит всего из десятка устарелых кораблей — не сравнить с огромными флотилиями Барбароссы! Но все же эта напасть еще долго бушевала на просторах Средиземного моря. Последний всплеск пиратства в средиземноморье пришелся на времена французской республики и империи, когда Европа, сотрясаемая страшными войнами, была больше занята своими внутренними проблемами.

Последнюю точку в мрачной истории средиземноморских пиратов поставили колониальные завоевания. В 1830 году Франция захватила Алжир, а скоро вся Северная Африка оказалась под ее властью. Страшные мавританские пираты, гроза и ужас Средиземного моря, перестали существовать.

Галера — парусно-весельное судно, прообразом которого были еще финикийские корабли. Очень долго галеры были самым распространенным кораблем в средиземноморье. Они имели небольшую скорость под парусами, зато на веслах могли идти против ветра. Гребцы на галерах содержались в ужасных условиях: прикованные цепями к веслам, они были вынуждены на одном месте и спать, и есть, и отправлять естественные надобности. Поэтому, кстати, от этих красивых, часто богато изукрашенных кораблей ужасно воняло. Но с развитием парусной техники появились корабли, которые могли лавировать против ветра и не боялись выходить в океан. Они значительно быстрее ходили под парусами, на них не требовалось грузить большие запасы пищи для гребцов, и вдобавок их борта были намного выше, что облегчало абордажные атаки. Примечательно, что строить такие корабли магрибских пиратов научили европейцы, по разным причинам оказавшиеся в Африке и принявшие ислам.

Табличках библиотеки Ашурбаниппала и других, перечислен список перевозимых товаров того времени: мед и ладан, строительный лес и слоновую кость, зерно и рабов, золотые и серебряные украшения и многое другое. И, вполне естественно, они привлекли к себе внимание древних пиратов.

Происхождение морского разбоя, как вида опасного промысла, относится к самым древним временам. Описание пиратских набегов встречается еще в греческих мифах и скандинавских сагах, в фольклоре многих народов. Долгое время занятие это ничуть не считалось постыдным, а даже похвальным. И это вполне понятно, ибо оно было сопряжено с огромным риском, требовало от людей большого мужества и отваги. Эпические поэмы переполнены рассказами о морских грабежах, отношение к которым в высшей степени сочувственное.

Самыми известными пиратами древности по праву считались . Они были лучшими, искуснейшими моряками своего времени. Задолго до других, их корабли прошли Геракловы столбы (Гибралтар) и вышли в Атлантику.Они первыми нашли путь в Страну олова — Британию, а примерно в 600 г.до н.э. отряд финикийцев, состоящих на службе у египетского фараона Нехо на нескольких кораблях обошел вокруг Африки.

Но помимо открытия новых земель и торговли, основным занятием финикийцев была работорговля. Большая часть рабов на рынки Родоса поступала с захваченных и потопленных кораблей, ибо долгое время ничьи суда не могли сравниться по скорости с финикийскими.

Финикийцам принадлежит слава первых морских купцов… и первых морских пиратов

Пираты античности

Оссиан, бард севера, воспевал бесчисленных героев, спускавшихся с бурых холмов и на утлых суденышках добиравшихся к берегам древней Ирландии. «Пена , — говорил он, — прыгала под их палубными судами, мачты с белыми парусами гнулись под напором ветра, подобные тем еловым лесам, которых высокие вершины убеляет суровая зима. Мы часто переплывали моря, чтобы нападать на иноземцев; ржа смывалась о мечей наших в крови, и цари земные оплакивали свои потери» .

Сыны Эллады тоже не остались в стороне от «божественного» промысла, о чем содержаться многочисленные упоминания у Гомера. Например, поход Аргонавтов — это по своей сути самая настоящая разбойничья экспедиция, но воспета как героический подвиг: Одиссей хвастается своими корсарскими победами и перечисляет захваченное имущество: «…град мы разрушили, жителей всех истребили. Жен сохранивши и всяких сокровищ награбивши много, стали добычу делить мы, чтобы каждый мог взять свой участок…».

«Какое ремесло твое?» — спросил мудрый Нестор у молодого Телемака, отыскивавшего отца своего после падения Трои. «Путешествуешь ли по делам своей земли или принадлежишь к числу тех пиратов, которые распространяют ужас на отдаленнейших берегах?»

Афинские законы утверждали Общество пиратов и регламентировали его деятельность — помощь во время войны, охрана торговли и побережья и т.д. Периодически возникали целые государства, занимавшиеся пиратством.

Поликрат Самосский , тиран острова Самос (537 — 522 г до н. э.) вел в широких размерах морской разбой и грабил острова и побережья. Он организовал первый известный в истории морской рэкет: греки и финикийцы платили ему, чтобы обезопасить свои суда и грузы от нападений и грабежа, а моряков от смерти. Доход от пиратства был так велик, что Поликрат построил на острове Самос дворец, считавшийся одним из чудес света той эпохи.

Несмотря на то, что в его эпоху морской разбой был частью политики и торговли, Поликрат отличался такой алчностью и занимался пиратством в столь крупных масштабах, что вошел в историю как самый прославленный пират античности. В 522 году до н. э. персидский царь Оройтес обманом заманил Поликрата в Магнесию под предлогом заключения договора о ненападении, где захватил и распял его. Однако после смерти диктатора Самоса пиратство в Эгейском море только усилилось и, с переменным успехом, существовало на протяжении всех древних веков.

Господство пиратов в Средиземном море

Это продолжалось примерно до VI века до н.э. Расцвет , чей мощный флот охранял торговые пути, и завоевание Финикии более чем на три века сдерживало пиратство в рамках каботажного. Однако противостояние с Римом, приведшее к трем Пуническим войнам, привело Карфаген к полному военному разгрому. На некоторое время на море наступает безвластие. Это приводит к новому этапу пиратства — киликийскому. Особое усиление пиратства можно было наблюдать после окончания . После 3-х летней осады Карфаген был захвачен римскими войсками. Римляне разрушили и сожгли город. Уцелевшие жители были проданы в рабство. Карфаген был разрушен и финикийские мореходы, лишившись своего традиционного торгового партнера, пополнили ряды средиземноморских пиратов. В первом-втором веке до н. э. пираты контролировали все Средиземное море, от Геллеспонта до Геркулесовых столбов.

Пираты не только захватывали корабли и разоряли прибрежные города. Они также занимались грабежом на дорогах Италии, и дошло до того, что двое преторов вместе с сопровождающими их ликторами были пойманы почти у самых ворот Рима и отпущены только после уплаты огромного выкупа. Из-за постоянного морского грабежа торговля становилась невыгодной и цены росли. Под давлением римлян Сенат предпринял несколько походов против пиратов, но не добился в них успеха. Причина этого крылась в слабости римского флота и раздробленности римского государства, раздираемого распрями. В первом-втором веке до н. э. пираты контролировали все Средиземное море, от Геллеспонта до Геркулесовых столбов.

Римляне в первые века своей истории морского разбоя совсем не знали, так как у них не существовало и мореплавания, что, с одной стороны, мешало Древнему Риму успешно справиться с морским разбоем, а с другой — обусловило особую ожесточенность против пиратов. Казнь на кресте — вот единственное наказание, которое Рим признавал подходящим для пиратов.

Воспользовавшись междоусобиями, долго препятствовавшими римской республике заниматься своими внешними интересами, киликийские пираты в короткое время достигли такого могущества, что по сказанию Плутарха, они учредили арсеналы, наполненные воинскими снарядами и машинами, разместили гарнизоны и маяки на всем азиатском берегу и собрали флот с лишком в тысячу галер. Суда их, блистая царскою роскошью, имели позолоченные, пурпурные паруса и обитые серебром весла. Никогда впоследствии не было примера, чтобы пираты так дерзко выставляли добычу перед глазами ограбленных.

Крепости пиратов тянулись далеко в глубь ликийского, киликийского и памфилийского берегов, практически все Средиземное море было под их контролем. Греческие приморские города вынуждены были заключать с «новым царством» договоры, открывать им свои гавани для починки кораблей и рынки для торговли.

Пираты образовали особое государство, где место национальной связи занимала тайная связь, основанная на общности гонений и преступлений. То, что приобретали пираты, было на их языке не награбленным имуществом, а военной добычей. Поскольку пиратов ожидала в случае поимки казнь на кресте, то они считали себя вправе мстить. Особенно они ненавидели римских граждан. Чаще всего к ним применялось выработанное тогда и сохранившееся до наших дней выражение: «За борт!», то есть приглашение добровольно броситься в море.

Римляне долго терпели господство пиратов, но в итоге истребили их с привычной для них методичностью

Борьба Древнего Рима с пиратами Средиземного моря

В 228 году до н.э. Риму пришлось вести борьбу с иллирийскими пиратами. Властитель Скодри (Скутари) соединил иллирийские племена и организовал из них настоящее корсарское царство. Его эскадры терроризировали все прибрежные города и полностью прервали торговлю в Эгейском и Адриатическом морях. Римляне выслали против царя Аргона, стоявшего во главе пиратов, 200 кораблей, которым удалось разгромить его флот и прекратить на время организованный морской разбой. Первоначальное устройство киликийские морские разбойники получили при Тифоне (II век до н.э.), захватившем с их помощью Сирийское царство.

В 102 году до н.э. Риму вновь пришлось снарядить экспедицию под руководством претора Марка Антония для борьбы против сицилийских пиратов, но она успеха не имела.

Постепенно обнаглев от безнаказанности, киликийские пираты начали нападать даже на римские корабли, благо Римская республика в то время была охвачена фактически гражданской войной между сторонниками Мария и Суллы, и Риму было не до этого. Дело дошло до того, что однажды разбойникам в 81 году до нашей эры удалось захватить в плен тогда еще молодого Юлия Цезаря, который был изгнан из Рима диктатором Суллой, опасавшегося этого молодого аристократа. Цезарь решил заняться ораторским искусством и отправился с многочисленной свитой на Родос, где располагалось училище риторики (по другим данным, спасаясь от проскрипции Суллы, он укрылся при дворе Никомеда, короля Вифинского и только на обратном пути он попал в засаду).

Около острова Фармакуза их парусник был захвачен киликийскими пиратами. Выбросив его спутников за борт, пираты обратили внимание на его пурпурную тогу, и предположив, что Цезарь, наверное, знатная особа, предложили отпустить его за большой выкуп. Захваченный в плен, он сохранял полное спокойствие и занимался подготовкой своих речей, не обращая на пиратов внимания. Пираты долго спорили о размере выкупа и решили установить неслыханную по своей величине цену в 10 талантов (1 талант — 26,2 кг серебра). Однако Цезарь, возмущенный показавшейся ему низкой оценкой, сказал, что стоит 50 талантов. Пираты, естественно, спорить не стали и милостиво согласились. При этом не учли угрозы Цезаря рассчитаться с ними когда будет свободен — соберет корабли, поймает всех пиратов и повесит.

Цезарь провел у пиратов две недели, не прекращая своих занятий и не высказывая никаких признаков страха. Залог в размере 5000 золотых монет был внесен его родственниками наместнику Милета, и пираты получили деньги в обмен на пленников. Обретя свободу, Цезарь немедленно обратился к наместнику с просьбой предоставить ему четыре военные галеры и пятьсот солдат, и взял курс на Формозу. Пираты в это время делили добычу и были не в состоянии сопротивляться. Цезарь захватил 350 пиратов, освободил всех пленников и получил назад всю сумму выкупа. Затем он отправился на Пергам, к претору Малой Азии, чтобы получить разрешение на смертную казнь пиратов.

Претор находился в это время в отъезде, и, заковав пиратов в крепость, Цезарь отправился за ним. Однако его ждало разочарование — подкупленный пиратами претор не дал разрешение на их казнь и обещал заняться этим делом лично после возращения. Однако Цезарь не собирался отступать: вернувшись в город, он сообщил, что получил специальные полномочия на смертную казнь от самого Суллы, хотя этот рискованный шаг мог стоить ему головы. Все 350 пиратов были казнены, а тридцать главарей распяты на кресте, однако, в благодарность за хорошее отношение к нему, дал указание перед распятием на кресте перерезать им горло.

После казни Цезарь продолжил свое путешествие на Родос, надолго очистив Средиземное море от пиратов, а местных купцов — от необходимости выплачивать разбойникам дань.

Внутренние раздоры на время заставили Рим оставить в покое пиратов, но в 73 году до н.э. снова была послана против них экспедиция под начальством претора Антония Критского. Однако, вместо того чтобы бороться с морскими разбойниками, Антоний вступил с ними в союз и сообща грабил Сицилию.

Римляне уничтожают средиземноморское пиратство

Однажды, пираты захватили римский караван, везший в Рим хлеб из Сицилии и с берегов Северной Африки. Это вызвало в Риме голод, так как в самой Италии в этот год был неурожай. Голод стал причиной крайнего недовольства и последовавших за этим народных волнений. Патриции, и трибуны, стоя между двумя предвестниками близкой гибели, прекратили на время свои интриги. По предложению народного трибуна Авла Габиния в 67 году до н. э. разгром пиратов был поручен Помпею.

Получив в свое распоряжение пятьсот кораблей и стодвадцатитысячную армию, Помпей дополнил команду каждого корабля опытными иноземными моряками, благодаря чему получил фактически неодолимый флот на Средиземном море. После чего он разбил его на тридцать отрядов и одновременно атаковал все крупнейшие пиратские базы средиземноморья, нанеся удар по побережью Сардинии, Сицилии, Африки, Франции и Испании.

Пятьсот кораблей поплыли к Азии, заграждая все сообщения Востока с Западом и уничтожая все, что покушалось пройти мимо них. Стесненные более и более этим убийственным оплотом, пираты в отчаянии и беспорядке возвращаются в Киликию и сосредоточиваются в крепости Карацезиум, чтобы попытать шансы решительной битвы. После сорокадневной поездки, ознаменованной значительными призами и уничтожением множества пиратов, Помпеи принимает последний решительный вызов, сжигает их суда и превращает в прах стены Карацезиума.

Потом, высадившись со всею армией, преследует свою победу, берет и уничтожает одно за другим все укрепления, сооруженные между берегом и Тавром, в которых спрятаны бесчисленные сокровища, награбленные в Греции, Италии, Испании. Но, кончив это дело, римский полководец пощадил остатки побежденных — Помпей предусмотрительно объявил помилования тем из пиратов, кто сдастся без борьбы.

В результате вместо трех лет, отведенных ему Сенатом, он справился со своей задачей всего за три месяца. Впрочем, римляне не оценили этот успех по заслугам: в триумфе Помпею было отказано.

Впоследствии римлянам в период правления императора Августа вновь пришлось бороться с пиратами. В V веке н.э. после шестивекового перерыва Карфагенский порт наполнился эскадрами новых пиратов — вандалов, которые быстро овладели почти всем побережьем Римской империи. Но это уже совершенно другая история.