Главная · Визы · Штат в индии орисса промышленность. Четыре главных достопримечательности ориссы

Штат в индии орисса промышленность. Четыре главных достопримечательности ориссы

Своеобразное и богатое культурное наследие ОРИССЫ ощущается по всему этому маленькому штату на восточном побережье субконтинента. Могучие реки Махананди и Брахмани извиваются, спускаясь с густо поросших лесами гор, где племена (adivasi) продолжают жить своей очень традиционной жизнью, на плодородные аллювиальные равнины, которые протянулись вдоль побережья Бенгальского Залива.

Любой приехавший в Ориссу не может не заметить разительный контраст между полными жизни храмами и памятниками могущественных прошлых династий и отчаянно бедной, подверженной засухам современной Ориссой, экономика которой основана на культивировании риса. Несмотря на кажущееся идиллическим существование деревень с их соломенными крышами и выбеленными башнями храмов, разбросанных среди пальмовых рощ и окруженных зелеными полями, деревенские жители постоянно вынуждены вести борьбу с разрушительными и непредсказуемыми, склонными к образованию циклонов, тропическими природными условиями, а также иметь дело с равно нестабильной политикой.

Прибрежные равнины претендуют на самую высокую в Индии концентрацию исторических и религиозных памятников - основных туристических достопримечательностей Ориссы. Пури, где находится знаменитый храм Джаганнатха и проходит одна из самых живописных религиозных процессий Ратх Ятра (Rath Yatra), сочетает в себе опьяняющую интенсивность индуистского паломнического центра с самыми гедонистическими удовольствиями пляжа. Совсем недалеко, вдоль главной авто- и железной дороги Калькутта - Ченнаи расположено множество недорогих отелей, которые, вместе с непринужденным здешним образом жизни, привлекают определенное количество диких туристов с рюкзаками. ВКонараке, немного подальше вдоль побережья, находятся развалины самого интересного храма Ориссы. Долгие годы он был скрыт под гигантской песчаной дюной, его поверхности украшает прекрасно сохранившаяся скульптура, в том числе и несколько удивительных образцов эротики. Древние вырубленные в скалах пещеры и нарядные песчаниковые храмы Бхубанешвара (Bhubaneswar), столицы штата - которые туристы нередко пропускают - возвращают вас к той эпохе, когда этот город правил целым царством, простирающимся от дельты Ганги до устья реки Годавари.

В отдалении от центрального “золотого треугольника”, тут туристические места разбросаны далеко друг от друга и иностранных туристов мало, чего не скажешь о бенгальцах, которые путешествуют по прибрежной Ориссе целыми семейными группами. Те, кто приезжают в этот регион, обычно имеют какой-то особый интерес, как, например, наблюдение за птицами и животными, изучение храмов или культуры племен. В этих отдаленных районах необходима подобная страсть, чтобы суметь бросить вызов невзгодам, связанным с минимальной инфраструктурой и облагаемым чересчур высокими налогами общественным транспортом. Национальный Парк Симлипал (Simlipal National Park), расположенный глубоко среди лесов саловых деревьев на дальнем северо-востоке, отличается живописными ареалами, которые населяют тигры, слоны и сотни других видов животных, птиц и рептилий, которые практически исчезли в более загрязненных областях. Зимой маленькие островки, разбросанные по озеру Чилика - огромной солоноводной лагуне к югу от Бхубанешвара, становятся настоящим раем для любителя птиц. Далее на север, в конце речной дельты Ориссы, находится Заповедник Бхита Каника (Bhita Kanika Sanctuary), который представляет собой уединенный участок пляжа, где размножается масса гигантских оливковых морских черепах, которые мигрируют сюда в феврале и марте с южно-американского побережья.

Судя по количеству в Ориссе храмов, паломников и придорожных алтарей, можно легко подумать, что индуизм являлся здесь единственной религией. Но на самом деле почти четверть населения принадлежит к adivasi, или племенам (буквально - “первыми жителями”), которые предположительно происходят от до-арийских аборигенов, проживавших на этой территории. В наиболее недоступных уголках штата, таких, как полоса почти непроходимых горных районов, протянувшаяся по всей длине внутренней его части, многие из этих групп сохранили уникальные культурные традиции и языки. Однако, бич “этнического” туризма является последней разновидностью вторжения в образ жизни адиваси, последовавшей за строителями плотин, миссионерами и “программами развития”, инициироваными правительством штата. Отели и агентства путешествий по всему Пури предлагают “экскурсии к племенам” за большое количество долларов, от которых ничего никогда не просачивается в сами деревни адиваси.

Орисса большую часть года отличается довольно благоприятным климатом, со средними температурами от 17° С между ноябрем и мартом, до терпимой летней температуры в 32° С, хотя при этом бывает влажно. Муссон начинает дуть приблизительно в середине июня, как раз к началу праздника Ратх Ятра.Приезжать сюда лучше всего в прохладные зимние месяцы, особенно во время Макар Санкранти (Makar Sankranti) в январе, когда деревни Ориссы отмечают окончание сбора урожая красочными празднествами.

Передвижение практически не представляет никаких сложностей, если вы придерживаетесь наиболее населенных прибрежных районов. Национальная Магистраль 5 и Юго-Восточная Железная Дорога, которые пролегают по прибрежной равнине через Бхубанешвар, являются главными транспортными артериями региона. Имеется также метровой ширины боковая колея, которая тянется до самого Пури, откуда часто отправляются прямые поезда до Дели, Калькутты и Ченнаи. В других местах лучше всего передвигаться на автобусах. Регулярные государственные и постоянно расширяющие свои маршруты автобусы частных компаний курсируют по всем основным дорогам и добираются до большинства более удаленных участков.

Исторические факты

Самые ранние археологические находки Ориссы, если не считать отдельных разбросанных остатков доисторических поселений, датируются 4 в. до н. э. Укрепленный город Сисупалгарх, расположенный рядом с современным Бхубанешваром, являлся столицей династии Калинга, о которой мало что известно, кроме того, что ее мощь основывалась на господстве над прибыльными сухопутными и морскими торговыми путями, ведущими на юг. Существование такой богатой поживы столь близко от границ было слишком сильным соблазном для амбициозного императора Маурьев Ашоки. В 3 в. до н. э. он обрушился на древнюю Калингу со всей своей имперской армией и поверг королевство в битву настолько кровавую, что предположительно именно эта резня спровоцировала его легендарное обращение в буддизм. Эдикты, высеченные на скалах, воздвигнутых по всей империи, превозносят добротетели новой веры, дхарму, а также принципы, которые Ашока надеялся внушить своим покоренным подданным. После ухода Маурьев, Калинга пережила некоторое возрождение. При династии Чеди (Chedi), которая исповедовала джайнскую веру, огромные суммы были затрачены на расширение столицы и создание замысловато украшенных монастырских пещер, высеченных в ближних холмах Кхандагири и Удайгири. Во время 2 в. до н. э., однако, царство постепенно раскололось на воюющие клики. Влияние буддизма ослабевало, джайнизм почти совсем исчез, а брахманизм, распространяемый посредством учений шиваистского ревнителя Лакулиши, начал выделяться в качестве господствующей религии.

К 7 в. Орисса уже обрела прочное положение. В течение следующих пятисот лет в регионе последовательно правили могущественные и процветающие индуистские династии, они создавали ряд прекраснейших в истории Южной Азии художественных и архитектурных произведений. Когда в 12 в. к власти пришли Восточные Ганги (Eastern Gangas), этот “золотой век” достиг своего зенита. Получая значительные прибыли от процветающей торговой сети (которая простиралась на востоке до самой Индонезии), цари династии Ганга воздвигли величественные храмы в Бхубанешваре, Пури и Конараке, в которых почитание Шивы и тайные тантрические обряды, которым следовали ранние правители Ориссы, уступили место новым формам поклонения Вишну. Святилище в Пури, посвященное самому знаменитому божеству правящей династии - Богу Джаганнатху (Lord Jagannath), стало к этому времени одним из четырех наиболее святых религиозных центров в Индии.

За исключением короткого вторжения Феруз Султана в 14 в., индуизм в Ориссе практически не пострадал от мусульманской оккупации Бихара и Бенгалии. Такой удаче, однако, не суждено было продлиться. В 15 в. афганцы из Бенгалии аннексировали этот регион, а могольская армия Ман Сингха последовала по их горячим следам в 1592 г. Чудом является даже то, что хотя бы несколько средневековых индуистских памятников избежали разрушения воинствующими религиозными фанатиками; к счастью, это произошло, хотя неиндусам с тех пор никогда не разрешается входить в большинство святых храмов в Пури и Бхубанешваре. В 1751 г. маратхи из западной Индии вытеснили Моголов и стали сами властвовать в регионе. Ост-Индийская Компания тем временем также совершала набеги в прибрежные районы и, через 28 лет после победы Клайва при Плесси в 1765 г., Орисса окончательно попала в зависимость к Британии.

Со времени Независимости штат стал быстро развиваться. Обнаружение запасов угля, бокситов, железной руды и других минералов стимулировало значительный индустриальный рост и улучшение инфраструктуры. Все же несмотря на такой прогресс городов, Орисса остается бедным аграрным штатом, сильно зависящим от сельского хозяйства, который не способен обеспечить основные нужды своих 32 миллионов жителей. Переход Ориссы в новое тысячелетие не был гладким: недавняя политическая нестабильность и “супер циклон” в октябре 1999 г., который пронесся по северным и центральным прибрежным равнинам, нанесли жителям Ориссы значительный ущерб, результатом которого стало отчаяние.

Праздники

Шансы оказаться в Ориссе в период празднества досаточно высоки, так как, помимо обычных индуистских праздников, регион отмечает множество своих собственных. Чтобы получить более подробную информацию о фестивалях Маюрбханджа.
  1. Макар Мела (сер янв). Паломники наводняют крошечный остров на озере Чилика, чтобы сделать приношения по обету в пещере богини Кали.
  2. Мела Адиваси (Adivasis Mela) (26 янв - 1 фев). Эта ярмарка “племен” в Бхубанешваре представляет собой разочаровывающую смесь Кони Айленда и сельскохозяйственного шоу, хотя во время нее можно насладиться хорошей живой музыкой и танцами.
  3. Магха Саптами (янв и фев). Во время полной фазы луны месяца магха, маленький водоем у пляжа Чандрабхага недалеко от Конарака наводняют тысячи верующих. Это праздник в честь Сурии, бога солнца, излечивающего также кожные заболевания.
  4. Панашанканти (начало апреля). В различных регионах в первый день месяца вайсакх, облаченные в одежды шафранового цвета кающиеся грешники несут павлиньи перья, погружаются в транс и ходят по горячим углям.
  5. Чайтра Парба (сер апр). Санталы - самая крупная из многочисленных этнических групп адиваси Ориссы исполняют танцы в Барипаде в районе Маюрбхандж, северная Орисса. Некоторые рыбачьи касты также демонстрируют “танцы с лошадьми”, при которых используются изображающие лошадей деревянные костюмы, бьют барабаны и устраиваются шествия по улицам.
  6. Ашокастами (апрель и май). Праздник Колесниц Бхубанешвара (процессия храмовых колесниц), когда божество Лингараджа окунается в водоем Бинду Сагар.
  7. Шиталашастхи (май и июнь). Празднование свадьбы Шивы и Парвати, проходящее в Самбалпуре и Бхубанешваре.
  8. Ратх Ятра (июнь и июль). Самое большое и грандиозное из празднеств Ориссы. Гигантские изображения Бога Джаганнатха, его брата Балабхадры и сестры Субхадры совершают священное путешествие от храма Джаганнатха до Гундича Мандира в Пури.
  9. Бади Ятра (нояб и дек). Посвящен путешествиям орисских торговцев в Индонезию. Проходит в полнолуние на берегах реки Маханади в Куттаке (Cuttack).
  10. Конаракский Фестиваль (начало декабря). Фестиваль классического танца, на котором в Храме Солнца в Конараке демонстрируются танцевальные формы Ориссы и других штатов Индии.


Орисса вовсе не туристический штат. Белые путешественники попадают сюда, совершая индийскую кругосветку, по пути из Варанаси , Бихара или Калькутты в Мадрас . Как правило, европейцы ограничиваются посещением Пури, Конарка и Бхубанешвара . Некоторые отправляются в непродолжительный трип на юг штата в земли адиваси — древних, сохранивших архаический традиционный уклад и обычаи племен, населяющих холмы Раягады, Корапута и Малкангири.

Орисса (Orissa), но правильнее говорить и писать Одича (Odisha ). В ноябре 2010 года Парламент Индии, вытирая следы колониального прошлого, утвердил новое, исторически и лингвистически более верное название. Odisha происходит от санскритского Odra Vishaya или Odra Desa — народ Одра . Именно так называли эти земли в своих хрониках Птолемей, китайские путешественники древности, буддийские хроники и мусульманские источники. Лично мне старое название намного милее — оно романтичнее и женственнее.

Орисса известна легендарными Храмами и , пещерами , южных гор. В Ориссе яркая и замечательная кухня, изобилующая рыбой и морепродуктами, неповторимая школа танца Одисси, живопись и гравюра на пальмовых листьях и знаменитое куттакское филигранное серебро. В Ориссе самое большое в Азии озеро, единственное населенное пресноводными дельфинами. Бесконечные песчаные пляжи и ревущие волны Бенгальского залива, множество легендарных древних храмов, холмы Восточных Гат, населенные древними экзотическими первобытными племенами. Орисса — совсем не туристический штат, но для тех, кто хочет увидеть настоящую Индию и совершать настоящие открытия, для тех, кто в путешествиях предпочитает формат adventure and exsciting, Орисса превзойдет все самые смелые ожидания.

Древняя Орисса , Одра Деса, была населена дравидскими племенами, многие из которых до сих пор сохранили традиционный быт и обряды. Самый известный эпизод древней истории Ориссы связан с Ашокой, императором династии Ганга, и войной с империей Калинга. В 261 году до новой эры Ашока одержал кровавую победу над Калингой и, потрясенный ужасами войны, принял буддизм и концепцию ненасилия, которая была увековечена в знаменитых наскальных эдиктах Ашоки . Буддизм оказался не вполне пригодной идеологией для управления империей, и еще при жизни Ашоки империя пришла в упадок и распалась. Новый расцвет Ориссы связывают с именем Императора Каравелы, в царствование которого были построены знаменитые пещерные храмы . Знаменитые в Пури и заложены в царствование императора Яяти Кесари, объединившего империи Косала и Уткала и перенесшего столицу в земли Ориссы.

Последний индуистский царь Ориссы был убит в бою при Гохиратикири войсками империи Моголов в 1576 году. Мусульмане разделили земли Ориссы на шесть административных округов. Британцы установили контроль над Ориссой в 1761 году и в 19 веке упорно боролись с человеческими жертвоприношениями в культах местных племен. Надо заметить, весьма успешно.

I. Россия – Индия

Индия является одной из самых древней сохранившихся цивилизаций. Выдающиеся умы прошлого века говорили о грядущем гармоничном сочетании древней мудрости Индии с творческой энергией исторически молодого народа России (СССР):

Свами Вивекананда – выдающийся индийский философ и общественный деятель, говорил: "Россия станет лидером и поведет за собой весь мир, но путь ей укажет Индия". В его работах указывается, что будущее возрождение планеты начнется с России.

Е. И. Рерих говорила: "Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира".

Н. К. Рерих называл Индию духовной сестрой России.

Махатма Ганди : «Россия спасет мир, но путь ей укажет Индия».

Движение России и Индии навстречу друг другу – это движение к собственным истокам :

Предками большинства населения Северной и Центральной Индии были арии , начавшие миграцию в Индостан с территории нынешней России и Средней Азии во II тысячелетии до нашей эры.

Первым европейцем, достигшим берегов Индии, стал именно русский человек, тверской купец Афанасий Никитин .

Индия – естественный геополитический союзник России. На протяжении веков между ними никогда не было никаких конфликтов, никаких противоречий, никаких столкновений интересов, а лишь инстинктивно – глубинная тяга друг к другу.

II. Благословенная Орисса

Штат Орисса на карте Индии

Уникальность штата Ориссы в следующем:

1. В Ориссе впервые прозвучало Учение Шамбалы Калачакра-тантра , которую не только можно, но и нужно рассматривать не только как технику достижения просветления (состояния Будды), но и как учение о счастливой семье на уровне всей цивилизации. Человеком, вернувшим Учение Шамбалы людям, стал индийский мастер Чилипа из Ориссы. Он много путешествовал в поисках Шамбалы, долгими часами размышлял о ней и Калачакре. В итоге, в 966 году он возвращается в Индию, получившим одно из высших посвящений и ставший одним из величайших знатоков тантры за пределами Шамбалы. Как явное доказательство посещения "земли святых" он принес с собой свитки с "Великим комментарием" кулики Пундарики, одного из правителей Шамбалы, к Калачакре-тантре. Если взглянуть на это учение без монашеских установок, его суть будет заключаться в гармоничном союзе двух начал, т. е. мужского и женского. В переводе с санскрита, «Шамбала» означает «источник счастья» . С точки зрения развития всей человеческой цивилизации, личное и семейное счастье является главным. Без продолжения рода любая цивилизация быстро вымирает. Живя в современном мире, имея семью и работая над собой для построения гармоничных отношений, человек проделывает не меньшую духовную работу, чем ушедший из мира гималайский монах.

2. Орисса – это часть древнего королевства Калинга . Первый индийский император Ашока после завоевания этой страны принял буддизм с его главной идеей гармонии и ненасилия. В 261 году до нашей эры Ашока вторгся в пределы Калинги и подчинил ее. Но эта победа досталась ему ценой такого страшного кровопролития, что царь изменил свои убеждения, принял буддизм и остаток жизни проповедовал мир и ненасилие. Остатки построенной в Ориссе колонны Ашоки, на которых были высечены его указы и наставления народу, сегодня превращены в лингам Шивы в храме Бхаскарешвары в столице Штата. А венчающая эту колонну львиная капитель Ашоки (являющаяся гербом современной Индии), сейчас находится в Государственном музее. В Дхаули, который находится у главной дороги в Пури, находится наскальный эдикт Ашоки, увековечивающий битву 260 г. до н. э., которая дала императору власть над восточными морскими портами и позднее позволила его миссионерам распространять буддизм (государственную религию Ашоки) по всей Азии. В свое время дед Ашоки – Чандрагупта служил Александру Македонскому . После смерти Александра в Вавилоне в 323 году До нашей эры, Чандрагупта завоевал престол Магадха – древней страны в Индии, на побережье Индийского океана, часть ее территорий сегодня занимает штата Орисса. В конце жизни Чандрагупта отказался от трона и принял аскезу, закончив жизнь от самоголодания.

3. Владимир – древняя столица Руси и Бхуванешвар – нынешняя столица штата Орисса имеют общий смысл названий, связанный с владением миром: Владимир означает «Владеющий миром» , а Бхуванешвар – «Властелин мира» . Между Владимиром и Бхуванешваром ведется работа по официальному оформлению статуса этих городов как городов-побратимов.

4. Орисса является одним из самых почитаемых священных мест индуистов. Ее можно назвать сердцем Индии , в ней сохранились самые древние традиции этой страны.

5. Существуют версии, что Иисус Христос был в Ориссе и проходил обучение в Пури в Храме Джаганат («Создатель Вселенной»), который является одним из четырех самых почитаемых храмов Индии:

В 1894 году русский журналист Николай Нотович опубликовал загадочную и дерзкую книгу под названием «Неизвестная жизнь Иисуса Христа », в которой изложил содержание найденной им в 1888 году древней рукописи, хранившейся в буддийском монастыре Хемис , расположенным на Севере Индии, в Ладаке , который является частью Кашмира. Ладак является западной частью Тибетского плато и закрыт высочайшими горными массивами нашей планеты – Главным Гималайским хребтом с юга и Каракарумом с севера. Переведенная на русский язык, загадочная рукопись называлась «Жизнь святого Иссы – лучшего из сынов человеческих». Это была рукопись на языке пали, переведенная, в свою очередь, с санскрита. Копии этого манускрипта находились во дворце Далай-ламы и в нескольких монастырях, включая Хемис, в который Николаю Нотовичу посчастливилось добраться в 1887 году. Русский журналист, естественно, захотел увидеть этот документ, но лама наотрез отказался. Однако так случилось, что когда Нотович уже уезжал из монастыря, он упал с лошади и повредил ногу. Он был вынужден вернуться и за ним стал ухаживать лама. Желая как-то утешить своего гостя, лама принес ему желанную рукопись. Нотович также сумел найти переводчика и записал с его слов всю историю Иссы. Именно на основе этих записей он опубликовал свою книгу.

Следует отметить, что в Коране Христос именуется Иссой, и вообще, «иша» – это корень санскритского слова «Ишвара», что означает буквально «Верховный Повелитель». Это слово не случайно присутствует в названии столицы Ориссы городе Бхуванешвар («Властелин мира»). Из древней рукописи, найденной Нотовичем, явствует, что Иисус в течение шести лет изучал священные книги Индии (Веды), а также учил других, в том числе в Пури. Именно там начала формироваться его философия. Он увидел, что ведические знания имеют огромную ценность, однако могут быть неправильно использованы. Так, жрецы-брахманы эксплуатировали низшие классы, особенно шудр, проповедуя, что ведические знания предназначены только для высших сословий. Иисус взял на себя задачу исправить положение и стал распространять ведические знания среди шудр. Так началась его деятельность как религиозного реформатора. Тогда, движимые желанием отомстить, брахманы из нынешнего штата Орисса организовали заговор с целью убить Иисуса. Было совершено несколько покушений на жизнь Иисуса, которые не удались. В результате он покинул Пури, чтобы никогда туда не возвращаться. Затем Иисус совершил путешествие в Непал. Там, высоко в Гималаях, он провел еще шесть лет, преподавая духовную науку. Потом отправился в Персию, где выступал против концепции двух богов: бога добра и бога зла. «Есть только один Бог, - учил Иисус, - и это Отец наш Небесный». В рукописи найденной Нотовичем также утверждалось, что могила Иссы находится тоже в Индии.

Следующим человеком, кто оповестил всему миру о существовании рукописи об Иссе, был Абхедананда Свами – ученик Рамакришны (1836 – 1886 гг.) – одного из наиболее почитаемых религиозных лидеров Индии. Другим учеником Рамакришны был Свами Вивикананда , сказавший, что «Россия станет лидером и поведет за собой весь мир, но путь ей укажет Индия ». Абхедананда Свами был знаком с книгой Нотовича, однако он не верил ей. В 1922 году он сам отправился в Гималаи и посетил тот самый буддистский монастырь. Какого же было его удивление, когда он воочию увидел эту рукопись, и когда он попросил перевести ее на бенгали (его родной язык), ее содержание практически не отличалось от книги русского журналиста. Абхедананда Свами написал о своем путешествии в книге "Из Кашмира в Тибет ".

Однако на Западе все равно продолжали оставаться скептики, поскольку и Нотович, и Абхедананда не знали пали и пользовались лишь переводами. Данный вопрос раз и навсегда решили Николай Константинович Рерих и его старший сын Юрий . Последний был известным ученым-языковедом, знавшим несколько десятков языков и наречий. В 1925 г. они также увидели и перевели «Тибетское Евангелие », о чем сохранились записи в дневниках экспедиции и в изданных впоследствии ее материалах. Н. К. Рерих написал в книге «Алтай-Гималаи » о пребывании Иисуса Христа в Тибете и Индии : «Буддийский монастырь хранит учение Иисуса, и ламы отдают почтение Иисусу, здесь прошедшему и учившему. Если кто-либо будет слишком сомневаться В существовании таких документов о жизни Христа в Азии, то, значит, он не представляет себе, как широко были распространены в свое время несториане и сколько, так называемых, апокрифических легенд ими было распространено в древнейшие времена. И сколько правды хранят апокрифы! Ламы знают, что Иисус, проходя по Индии и Гималаям, обращался не к браминам и кшатриям, но к шудрам – к трудящимся и униженным. Записи лам помнят, как Иисус возвеличил женщину – Матерь Мира. Ламы указывают, как Иисус отрицательно относился к так называемым чудесам. Записи лам говорят, что Иисуса убил не еврейский народ, но представители римского правительства. Империя и богатые – капиталисты – убили Великого Общинника, несшего свет и трудящимся и бедным. Путь подвига Света!».

В книге американского автора Леви Х. Доулинга «Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея» середины XIX века также утверждается, что Иисус Христос был в Пури , куда его пригласил некий принц из Ориссы по имени Раванна, путешествовавший по миру в поисках мудрости. Иисуса принимают учеником в вышеуказанныЙ храм Джаганнатх, в котором он изучает Веды и основные законы Индуизма. Иисус проводит в храме Джаганнатх 4 года, причем не только в качестве ученика, но и, в свою очередь, разъясняя брахманам свое понимание истины, мудрости, спасения и веры. Возможно, действительно в Пури, в храме Джаганнатх, пересеклись древний индуизм и раннее христианство, у которых главная идея одинакова – «Бог есть Любовь».

Кашмирская гипотеза утверждает, что после распятия Иисус вернулся в Индию. Немецкий журналист А. Фабер-Кайзер был настолько уверен в правильности этой гипотезы, что написал захватывающую книгу «Иисус умер в Кашмире », в которой повествуется о том, что после распятия Иисус остался жив и снова отправился на Восток, на этот раз под именем Юз Азаф. Поселившись в Кашмире, Иисус женился, прожил долгую жизнь и умер своей смертью в преклонном возрасте. Еврейская община в Шринагаре, столице Кашмира, из поколения в поколение сохраняет благоговейное отношение к склепу, считая, что в нем захоронен Иисус.

Другой немецкий автор Хольгер Керстен в своей книге «Иисус жил в Индии » (2006) предоставил множество теологических, археологических и исторических доказательств, реконструируя неизвестную жизнь Иисуса до его распятия и после. Автор пытается понять, кем был этот человек на самом деле, откуда пришел и куда ушел. Действительно, что делал Иисус между 12 и 30 годами своей жизни? В Евангелиях нет никакой информации об этом, а между тем каждый год человека, который изменил историю всей планеты, достоин самого пристального внимания и изучения.

6. Первыми учениками Будды стали два купца из Ориссы – Тапусса и Бхаллукха.

7. В Ориссе переплелись индуизм, буддизм и христианство.

8. Имея процветающие морские порты на побережье, Орисса уже с V века до нашей эры несла по всей Юго-Восточной Азии достижения блистательной индийской цивилизации. Считается, что первый царь Цейлона Виджая был родом из Ориссы .

9. Столица штата Орисса город Бхубанешвар – важный центр индуистского паломничества. Его часто называют «столицей храмов Индии ». Почти за две тысячи лет – в период с III века до нашей эры по XVI век нашей эры здесь было построено более 7000 индуистских храмов . Сегодня сохранилось лишь порядка 500 из них. Главный храм Бхубанешвара посвящен Шиве, о чем можно догадаться даже из его названия – Шивалингам . Само название города – «Владыка мира» является эпитетом Шивы. В индуистской религии лингам или фаллос, или мужской детородный орган в стадии эрекции является символом созидательной силы мироздания, символом неизбежного торжества жизни над смертью. Кратко, суть индуизма – это фраза «бог – это любовь », но не только и не столько эротика и сексуальность, а любовь детей к родителям и родителей к ребенку, любовь мужчины к женщине, супруги к мужу, слуги к господину, любовь к природе. Более того, в любви женщины и мужчины на первый план выдвигается нежность, почитание, чистота чувств.

10. Орисса – родина танца Одисси , или иначе Орисси. Орисса славилась своими танцовщицами, создавшими особый стиль танца, который существует и поныне. В наше время проходят ежегодные фестивали танца Одисси / Орисси – потрясающее и неповторимое зрелище.

11. В Ориссе расширяется не только культурное, но и экономическое сотрудничество между Россией и Индией в частности в области производства титана и других металлов, используемых в космической и других сферах. Как известно, Титаны – боги первого поколения, рожденные от брака земли Геи и неба Урана. Имя "титаны" – догреческого происхождения и связанно с солнечным жаром или владычеством, т. е. не случайно в Ориссе был построен Храм Бога Солнца в Канораке, а ее столица была названа Бхубанешвар, что означает «Властелин мира». Если углубиться в истоки нашей цивилизации, выросшей из Шумера, то само название «Титан» происходит от шумерского слова ТИ.ТИ.АН , имеющее два значения – «Дыхание жизни Ану» (сыновья Ану – Нефелимы), а также «Духи Звёзд» (Звёздные Люди).

III. Священный город Пури

Храм Джагонат в Пури

1. В Пури, расположенном на берегу Индийского океана, находится один из четырех самых почитаемых храмов Индии , посвященный богу Джаганат и носящий его имя. Построен в ХI – ХIII веках нашей эры, т.е. в период становления Владимирской Руси . Бог Джаганат – «Создатель Вселенной » – одно из проявлений бога Кришны , открывшего миру учение о Йоге на Курукшетре.

2. Ежегодно в Пури проводят фестиваль колесниц или Ратха-ятра, который является одним из древнейших праздников на планете . Его возраст, согласно ведическим писаниям, составляет, по меньшей мере, 5000 лет, хотя представители современной индологии помещают датировку начала традиции в III век до нашей эры. Шествие колесниц символизирует возвращение Кришны в образе Джаганата, а также Его брата Баларамы и Его сестры Субхадры во Вриндаван , где прошло Его детство. В фестивале принимают участие до миллиона человек. Уже много лет подряд этот праздник проходит во Владимире , чье название, как и Джаганат, означает «Владеющий Миром». Шествие по улицам Владимира сопровождается пением ведических гимнов и разбрасыванием с колесницы фруктов и сладостей. По традиции, Ратха-ятра приурочивается ко Дню индийской культуры, проводимому ежегодно во Владимире. Для шествия наряженной Колесницы с шатром высотой около 7 метров, на которую водружается алтарь Господа Вселенной, власти предоставляют аллею в центральном парке. В России, помимо крупных городов, Ратха-ятры проводятся даже на Кавказе , что, по мнению устроителей праздника, должно способствовать гражданскому примирению в регионе.

3. Многие верят, что Пури – это один из городов, где обретают спасение (мокша-пури) и как считается, одна из обителей Бога на Земле.

Дворец Махараджи в Пури

4. Во Дворце Махараджи можно увидеть огромный портрет Махараджи Кералы, выполненный нашим соотечественником Николаем Рерихом .

5. В прошлом, Пури был центром паломничества буддистов , которые прибывали почтить зуб Будды .

6. Сегодня здесь находится популярный бальнеологический курорт.

IV. Храм Солнца в Конараке

В 33 километрах от Пури и в 66 км. от столицы Ориссы города Бхуванешвара, находится местечко Конарак, где расположен знаменитый Храм Солнца (Сурьи), считающийся одним из красивейших религиозных сооружений мира и входящий с 1984 года в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО:

Храм Солнца в Конараке, или Черная пагода , как называли ее раньше европейцы, считается высшим достижением архитектуры штата Орисса и шедевром мирового значения. «Конарак» на санскрите значит «угол солнца», то есть угол Ориссы, где почитают бога Солнца.

Храм напоминает гигантскую колесницу, в которой бог солнца, Сурья, каждый день совершает путешествие по небу с востока на запад . В основании колесницы, представляющей собой платформу четырех метров толщиной, вырублено 24 больших колеса, 12 с одной и 12 с другой стороны колесницы. Одни утверждают, что колеса призваны символизировать 24 часа , составляющие сутки, другие – что это напоминание о 12 месяцах года . Изначально впереди храма стояли статуи семи лошадей – по количеству дней в неделе . Ежегодно в апреле в Храме проходит фестиваль колесниц, называемый Ашокаштами.

Главным архитектором и главным скульптором был Садасив Самантарай Махапатра , местный житель, как и большинство мастеров.

Как и комплекс храмов в Кхаджурахо, Храм Солнца в Конараке называют в путеводителях "храмом любви" из-за их барельефов, посвященных теме раскрытия любви. И люди, и боги на стенах храма заняты или любовью, или приготовлением к ней. В их каменном послании из глубины веков звучит ясная мысль – земная любовь угодна богам. Эротические скульптуры украшают многие храмы Ориссы, построенные в X–XIII веках. В то время тантризм с его эротическими ритуалами оказал влияние на все направления индуизма, а Орисса является одним из самых священных городов многочисленных последователей этой религии. С другой стороны, эротические барельефа Храма Солнца не сильно вписываются а Тантру, если исходить из предположения тантриков о космическом единстве, макрокосмоса и микрокосмоса, достигаемого во время полового акта мужчины и женщины. Сцены группового секса, а также присутствие слуг, поддерживающих главных участников действия, не отвечают главной цели этого тантрического ритуала - превращение мужчины и женщины как бы в один неподвижный энергообменный узел с переходом обоих в некое психическое состояние. Вероятно, что в декоре храма Солнца в Конараке и храмов в Кхаджурахо нашло отражение что-то иное, возможно тайное, известное только узкой группе лиц. Возможно, что они решили по какой-то причине вынести на стены храмов тайное учение или подать знак потомкам. Никто толком не знает, почему храм был воздвигнут именно в этом месте, но известно, что еще до начала строительства храма это место считалось священным. Быть может это одно из мест сосредоточия древней мощной энергии, способной пробудить, как дремлющие духовные способности, так и дать мощнейший импульс к обновлению и восстановлению человеческого тела?

Бог Сурья в сапогах

Самым банальным было бы представить эти барельефы как представление людей того времени о счастье, здоровье, молодости, а еще хуже – жизнь и нравы царского двора. Но тогда зачем все это было нужно изображать на стенах храмов? Более того, фигуры не только выполнены с огромным мастерством, но их создателей еще отличало и чувство юмора . Например, на одном барельефе изображены три женщины , каждая на свой лад ублажавшая стоявшего мужчину, который избрал так и оставшийся непревзойденным метод стимулирования их изобретательности – в поднятой руке он держал мешочек с деньгами.

Индийские ученые говорят о влиянии на архитектуру Храма Солнца культуры скифов-солнцепоклонников , пришедших в Северную Индию в I веке и ожививших забытый к тому времени ведический культ Солнца в Индии. Историков удивляют сапоги бога Солнца - подобные носили скифы.

В связи со скифским следом в архитектуре Храма Солнца, заслуживает более пристального внимания само имя основателя буддизма, который был из сословия кшатриев (воинов). Будда Шакьямуни был родом из индоарийского (скифского) племени сакьев. Шакья (Сакья) – название рода, муни – мудрец. Таким образом, Шакьямуни (Сакьямину) переводится как мудрец из рода Шакьи (Сакьи).

Женоподобная фигура бога Сурьи, как и дошедшие до нас барельефы египетского фараона-реформатора Эхнатона, говорят о достижении ими уровня создания, выходящего за дуальность, в которой пребывает этот мир. Это – интеграция в своем сознании двух великих нераздельных начал Мироздания.

Высота Храма составляла не менее 70 метров (как символ вечной любви мавзолей Тадж-Махал ). Видимо не зря верхней частью святилища являлся круглый плоский камень, а завершала купол калаша – каменная ваза (чаша). Камень и чаша всегда были символами высокого служения эволюции человеческого сознания. Как подтверждение своей высокой миссии Рерихи получили от Гималайского Белого Братства и Камень Чинтамани – дар Ориона и Чашу Будды, содержащую в себе высокочастотную психическую энергию.

Свод Храма Солнца в Конараке поддерживают железные балки длиной более 10 метров, которые за 700 лет не тронула ржавчина . Многие восхищаются Железной колонной в Дели в Кутб-Минаре, а ведь ее высота чуть меньше 7 метров. Древний секрет выплавки нержавеющего железа, известный нашим предкам, нами пока не еще не раскрыт.

Территория нынешнего штата Орисса (столица - город Бхубанешвар ) - это часть древнего королевства Калинга. В 261 году д.н.э. Калингу завоевал жестокий царь Ашок. Но Калинга победила победителя - вскоре Ашок, умиротворенный здешней природой и жизнью, принял буддизм и стал последователем пацифизма.

7-13 век явился для Калинги расцветом архитектуры, сохранившиеся образчики которой сегодня разбросаны по всему штату. Независимость Орисса получила в 1936 году. Сегодня это в основном земледельчекская территория, со множеством небольших деревенек и местных "святых людей". Также здесь развита добыча полезных ископаемых. Две трети территории Ориссы - это докембрийские скалы, таящие в себе множество минералов, включая хром, железо, ванадий, доломиты, гранит и т.п.

Лучшее время для визитов - между октябрем и мартом. В этот период погода здесь очень приятная и располагающая к путешествиям и отдыху. Также это время, когда миллионы перелетных птиц прилетают сюда с севера, чтобы вить гнезда в лесах и на озерах Ориссы. Самая высокая температура - в мае-июле. В начале осени - несколько недель проливных дождей.

Орисса протянулась вдоль Бенгальского залива, и длина ее береговой линии - 482 км. Пляжи Ориссы славятся лучшими белоснежными песками в мире.

Пури

Пляж Пури - одно из четырех святейших мест Индии. И одна из вершин Золотого треугольника Ориссы. Но сегодня его золотые пески и грохот разбивающихся о берег волн Бенгальского залива привлекают сюда не только пилигримов, но и туристов отовсюду. Лучшее время для посещения - начало ноября. В это время здесь проводится традиционный Пури-фестиваль. Здесь популярны катания на катамаранах.

Балигхай

Пляж расположен в 8 км от Пури, в месте впаденя в Бенгальский залив речки Нуанаи. Окружен казуариновой рощей. Рядом расположен Исследовательский центр, изучающий морских черепах.

Конарк

Конарк знаменит на весь мир своим уникальным Храмом Солнца (13 век), который привлекает паломников со всего света. Каждый год в декабре возле него проводится танцевальный фестиваль в специально для этого построенном открытом театре. Событие собирает классических танцоров со всей Индии.

Конарк - более спокойный пляж, чем Пури, но воды здесь более непредсказуемы, даже опытные пловцы должны быть остророжны.

Гопалпур

Самое популярное место для любителей водных видов спорта. В прошлом - морской порт, Гопалпур является идеальным пляжем для морских прогулок под парусами и на катаманарах и окружен руинами древних портовых построек. В бывших складах сегодня устраиваются яркие танцевальные вечера и вечеринки, длящиеся до утра. Пляж облюбован состоятельными бенгальцами из Калькутты.

В последнее время, с увеличением потока туристов, Гопалпур отстраивается. Здесь возводятся новые шикарные отели, увеличивается количество торговцев сувенирами, открываются многочисленные рестораны. Но пока еще пляж не переполнен отдыхающими.

Чандипур

Еще один знаменитый курорт Ориссы. Это уникальный пляж, на котором дважды в день вода во время отлива отступает на 5 километров, а затем возвращается на исходные позиции. Так что здесь можно наблюдать, как море исчезает у вас на глазах. Отлив оставляет после себя ракушки, крабов и другую морскую живность, которую всегда интересно рассматривать. Пляж окружают песчаные дюны и заросли казуарин.

Если вам надоело загорать или плавать в море, вы можете арендовать рыбацкую лодку и отправиться в однодневное путешествие вдоль залива до впадения в него речки Будхабаланга. Также здесь предлагают поездки на джипах, а профессиональные труппы регулярно устраивают для отдыхающих танцевальные представления.

Парадип

Парадип - крупный морской порт, играющий важную роль в индийской торговле. Пляж окружен хвойными лесами. В дельте реки Маханади расположено множество живописных островков и прохладных ручьев. Прекрасное место для водных прогулок.

После завтрака отправление на экскурсию в Конарк - небольшой городок на берегу Бенгальского Залива знаменитый на весь мир благодаря огромному храму-колеснице божества Сурия.

Небольшое поселение Конарак славится знаменитым храмовым комплексом Солнца , который внесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия. Сейчас это не действующий храм, поэтому неиндуисты могут заходить на его территорию. Из двух частей святилища сохранилась только восточная часть - здание колонного зала для ритуальных танцев перед входом в основной храм.

Группа из семи мчащихся галопом лошадей и 24 украшенных резьбой колесниц (диаметр каждого колеса около 3х метров), сохранившиеся побокам приподнятой платформы, свидетельствуют о том, что храм был задуман в виде колоссальной колесницы бога Солнца - Сурьи. Все изображения на стенах комплекса, его пропорции и ориентация - глубоко символичны и с высочайшей точностью подчинены астрономическим явлениям. Храм Солнца, как и храмы Кхаджурахо, украшают изображения множества любовных пар, соединившихся в откровенных позах.
Здание храма некогда украшала башня 60-метровой высоты. Башня храма еще 100 лет назад служила маяком европейским морякам, отправляющимся в путь от побережья Ориссы. Они называли храм «Черной Пагодой». Сегодня она представляет собой груду развалин. Существует официальная версия о крушении этой башни и самого храма в результате очередного урагана, которых здесь бывает немало каждый год. Однако, удивительно, что с 13 века по 19 век ни один ураган не мог поколебать это грандиозное сооружение. Легенда же гласит, что внутри храма находились огромные магниты, которые дополнительно притягивали железные скобы-крепления в каменных блоках стен друг к другу. Английские колонизаторы вывезли эти магниты в Британию, после чего первый же ураган легко разрушил этот потрясающий шедевр архитектурой мысли. А металические скобы можно увидеть и сейчас в щелях стен храма.

  • Каждый год в декабре в Конарке проходит крупный фестиваль индийского классического танца , который проходит на фоне этого храмового комплекса. Современные танцовщицы, исполняющие танцы Махари на публике и на религиозных фестивалях, не являются храмовыми служительницами (так как это запрещено по современным законам Индии). Они не обручены с Божеством, их не пускают в главное святилище, но они делают это для изучения и сохранения традиции танца. Настоящие Махари были непревзойденными учителями своего искусства. Существовал обычай, по которому Махари удочеряли девочек и учили их танцевальной службе при храме. Таким образом, танец сохранял художественную чистоту и святость в течение 600 лет. Английские колонизаторы запрещали Махари танцевать в храмах, приравнивая их к проституткам, в результате чего культ Махари стал вырождаться.

Посещение деревни рыбаков, резчиков по камню и горшечников . На обратном пути в Пури посещение деревни художников и ремесленников Рагхураджпур . Мастера-ремесленники этой деревни специализируются в искусстве Пата-читра - искусстве росписи яркими красками по пальмовым листьям и тканям. Они хранят секреты, издревле передающиеся от отца к сыну. Это искусство достигло своего расцвета, в 16-м веке. Именно эта техника росписи повлияла на формирование письменности языка Ория. Можно побродить, полюбоваться красивыми росписями на стенахдомов, пообщаться с доброжелательными мастерами и посмотреть, как они создают Пата-читру (картины на ткани), гравюры на пальмовых листьях, мелкую скульптуруиз камня и дерева, игрушки и сувениры из кокоса, джута и дерева.

  • За дополнительную плату можно заранее забронировать индивидуальное танцевальное представление Готипуа ($210 с группы), существующее только в Ориссе. Этот тип танца исполняется только мальчиками, одетыми и украшенными как девочки-танцовщицы. Когда-то м альчики обучались искусству этого танца у храмовых танцовщиц Махари, но постепенно, в отличие от Махари, их выступления стали доступными для публики, в то время как настоящие Махари исчезли.